Конституционное закрепление ограничений прав и свобод человека и гражданина. Конституционные основы чрезвычайного и военного положения в России
Конституционные ограничения – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты могут использовать свои права и свободы.
Цели ограничений прав человека и гражданина Конституция РФ установила в ч. 3 ст. 55, где закреплено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".
Для определения пределов свободы человека Конституция РФ оперирует термином "ограничение" (ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 23, ч. 3 ст. 55, ч. 1 и ч. 3 ст. 56, ст. 79).
В теории права: правовое ограничение - это допускаемые Конституцией и установленные ФЗ изъятия из конституционного статуса человека и гражданина, и в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод.
Способы (формы) ограниченияправ и свобод могут быть различными:
а) запрет на определенный вариант реализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);
б) запрет на реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);
в) вмешательство в право (свободу) уполномоченных гос. органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);
г) обязанность;
д) ответственность.
В современном российском праве действует правило - ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией.
Природа конституционных ограничений кроется в признании прав человека естественными, с одной стороны, и признании роли государства как основного гаранта этих прав и одновременно основной угрозой этим правам - с другой. В процессе реализации прав и свобод сталкиваются различные интересы: субъекта этих прав (свобод), других лиц, общества в целом, государства.
Цель ограничений - достижение компромисса между интересами человека и интересами общества, государства и других лиц. Всякое конституционное ограничение применительно к индивидуальной свободе предполагает, что оно обусловлено возможностью столкновения ценностей, подлежащих защите, а потому такое ограничение признается правом. Ограничение направлено на достижение рационального, т.е. адекватного, баланса сталкивающихся конституционно-правовых ценностей.
Согласно ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.
Военное положение (Конституция ст.87) – это особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Режим военного положения вводится в случае: 1) агрессии против РФ со стороны иностранного государства; 2) непосредственной угрозы такой агрессии.
Агрессия против РФ – это применение вооруженной силы иностранным государством против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности РФ или каким-либо иным образом, не совместимым с Уставом ООН.
Цель военного положения - создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. Военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента РФ. Президент РФ обязан немедленно сообщить о введении военного положения на территории РФ или ее части Федеральному Собранию РФ. Срок военного положения устанавливается Указом Президента РФ о введении такого положения.
На территории введения военного положения могут ограничиваться права и свободы граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц, могут возлагаться дополнительные обязанности на всех лиц, находящихся на данной территории, организации и их должностных лиц.
Чрезвычайное положение(Конституция ст.88) – это особый правовой режим деятельности органов гос. власти, органов МСУ, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, вводимый на всей территории РФ или в ее отдельных местностях.
Режим чрезвычайного положения допускает введение отдельных ограничений прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Цель -обеспечение безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.
Оно вводится в случаях:
1)непосредственной угрозы жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ;
2) попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа, массовых беспорядков, террористических актов и т. п.;
3) чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, экологических ситуаций, эпидемии и эпизоотии, возникших в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных бедствий, повлекших или могущих повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, а равно значительное нанесение материального ущерба в результате тех же причин.
Чрезвычайное положение вводится Указом Президента РФ, который обязан немедленно сообщить об этом палатам Федерального Собрания РФ. Срок, на который вводится чрезвычайное положение, указывается в Указе Президента РФ.
Режим военного и чрезвычайного положения может вводиться как на всей территории РФ, так и в отдельных ее местностях.