Прокомментируйте нижеследующие афоризмы
«Этическое - это нечто большее, чем не-эгоистическое!» Альберт Швейцер
«О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни». Паскаль
«Сознание своего несовершенства приближает к совершенству». Гете
«Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга». Рабиндранат Тагор
Тема: Введение в курс обществознания.
- Дайте характеристику предмета и объекта обществознания.
- Какие вопросы изучались вами в курсе обществознания в 8-9 классе?
- В чем состоит основное отличие общественных наук от естественных?
- Заполните таблицу:
Вопросы для сравнения | Естественные науки | Общественные науки |
1. объект и предмет науки | ||
2. методы исследования | ||
3. позиция изучающего субъекта по отношению к изучаемому объекту | ||
4. основная цель изучения | ||
5. науки, относящиеся к данной группе |
- Почему сторонники позитивизма отказываются считать наукой историю? Прокомментируйте их аргументы. Какова ваша позиция по данному вопросу?
- К общественным наукам относятся:
- Сформулируйте цели изучения в колледже общественных наук в целом и обществознания в частности.
- Прокомментируйте следующие афоризмы:
«Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.» Георг Зиммель
«Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить». Английская пословица
«Образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют». Карл Краус
«Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто». Б.Ф. Скиннер
«То, чему мы учились в школах и университетах, - не образование, а только способ получить образование».Ралф Эмерсон
«Хорошее образование должно оставлять желать лучшего». Алан Грегг
- Составьте таблицу:
Что я хочу получить в ходе изучения обществознания | Какие задания мне необходимо для этого выполнять |
10. Составьте кроссворд, используя понятия курса обществознания, изученные в 8-9 классе.
ТЕМА: «Человек – единство природного и социального»
1. Как вы понимаете следующие высказывания о человеке?
- Человек – это неудачный, "халтурный" продукт природы;
- Человек – это "неустановившееся животное", "супершимпанзе", животное, которое умеет только обещать;
- Человек – это "существо символотворческое";
- "Человек - это проект", стремление быть человеком.
2. Что означает высказывание: человек творит себя "по своему образу и подобию"?
3. В истории духовной культуры произошел занимательный заочный спор между двумя французскими мыслителями: религиозно настроенным знаменитым математиком и философом Блезом Паскалем (1623-1662), определявшим человека как "мыслящий тростник", и просветителем-деистом Вольтером, превозносившим человека (1694-1778).
"Человек - самое непостижимое для себя творение природы, ибо ему трудно уразуметь, что такое материальное тело, еще труднее - что такое дух, и уж совсем непонятно, как материальное тело может соединяться с духом. Нет для человека задачи неразрешимее, а между тем это и есть он сам".
"Человек - всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, не надо всей Вселенной: достаточно дуновения ветра, капли воды. Но пусть даже его уничтожит Вселенная, человек все равно возвышеннее, чем она, ибо сознает, что расстается с жизнью и что слабее Вселенной, а она ничего не сознает".
"Ничтожество человека лишь подтверждает его величие: он ничтожен, как вельможа, как низложенный король". Б. Паскаль
"Давайте вскроем часы, именуемые человеком, и вместо того, чтобы храбро определять то, чего мы не знаем, попробуем шаг за шагом исследовать то, что мы желали бы узнать. <...> Моя собака и мой ребенок в основе своей принадлежат к одному и тому же виду, и между ними существует лишь количественная разница.
У устрицы, заключенной в раковину, меньше разума, чем у меня, ибо у нее меньшее количество…ощущений.
Человек - не ангел и не зверь, и беда состоит в том, что люди, желающие создать [из него] ангела, творят зверя. Но далее Вольтер пишет следующее:
"Почему моя рука повинуется моей воле? Мы настолько привыкли к этому непостижимому феномену, что весьма мало обращаем на него внимания; а когда мы хотим отыскать причину столь обычного действия, мы обнаруживаем, что между нашей волей и послушанием нашего тела проложена бесконечность..."
Вольтер
С высказываниями какого мыслителя Вы в большей степени согласились бы и почему? Что у Вас вызывает возражения? Человек - это "мыслящий тростник" или победитель природы?