Законодательный процесс в РФ: участие институтов гражданского общества.
См. вопрос № 2.
Институты гражданского общества участвуют в правообразовании на всех стадиях законодательного процесса. Они обсуждают необходимости принятия новых законов или изменения либо отмены уже действующих законов. Это происходит через публикации и обсуждения в СМИ, через наказы депутатам, обращения в государственные органы. Особенно важна роль юридической науки и практики – научные конференции, круглые столы и пр., где ученые-правоведы инициируют вопросы об изменения в законодательстве.
27.Действие нормативных правовых актов по кругу лиц, в пространстве и во времени.
Действие нормативно-правовых актов.Правовые нормы представляют собой идеальные модели правомерного поведения. Для практического воплощения в жизнь они должны быть реализованы конкретными субъектами в их взаимоотношениях между собой. При этом чрезвычайно важно установить временные, пространственные и субъектные пределы действия норм. Последнее осуществляется при помощи т.н. “оперативных норм”.
Действиево времени начинается с момента вступления в юридическую силу содержащего её нормативно-правового акта и прекращается с момента утраты последним юридической силы.
Вступление в силу нормативно-правовых актов может определяться:
1.Принятием или подписанием акта. С момента принятия до недавнего времени вступали в силу большинство нормативных актов Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания России. Многие нормативные акты Правительства РФ вступают в силу с момента их подписания.
2.Моментом опубликования акта. Например, Федеральный закон “О Счётной палате Российской Федерации” также вступил в действие со дня его официального опубликования.
3.Истечением определенного срока после опубликования нормативно-правового акта.В настоящее время федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Акты Президента России, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если только в самом акте не установлен другой порядок их вступления в силу. Также вступают в силу и акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок их вступления в силу
4.Датой, указанной в самом нормативно-правовом акте. Отсрочка во времени, как правило, предусматривается для нормативных актов повышенной сложности или значения. Именно таким образом вступали в силу действующие Уголовный, Гражданский, Арбитражный процессуальный и Налоговый кодексы Российской Федерации. Например, часть первая Налогового кодекса была принята Государственной Думой 16 июля 1998 года, подписана Президентом 31 июля 1998 года, а вступила в силу лишь с 1 января 1999 года. Цель такой отсрочки - обеспечить, чтобы до вступления нормативно-правового акта в силу все заинтересованные лица могли тщательно изучить содержащиеся в нем правовые нормы и подготовиться к их реализации.
5.Наступлением определенных условий. Вступление в силу нормативно-правового акта в целом или отдельных его положений может быть увязано, например, с принятием и введением в действие другого акта. Так, при введении в действие части первой Налогового кодекса законодатель оговорил, что некоторые статьи, определяющие систему налогов и сборов в Российской Федерации, вводятся в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса и признания утратившим силу Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”.
6.Специально принятым нормативным актом. Статьей 307 Бюджетного кодекса, принятого Государственной Думой 17 июля 1998 г. и подписанного Президентом России 31 июля 1998 г. было установлено: “Настоящий Кодекс вводится в действие федеральным законом о введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации”. Впоследствии, 9 июля 1999 г. вступил в силу Федеральный закон “О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации”, согласно которому Бюджетный кодекс вводится в действие с 1 января 2000 года, за исключением положений, для которых указанным законом установлены иные сроки введения в действие.
Прекращение действия нормативно-правового акта определяется следующими моментами:
1.Истечением срока действия акта. Устанавливается временной период действия акта и по истечении указанного срока он прекращают действовать. Так, Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в отдельные Законы Российской Федерации о налогах” от 18 октября 1995 г., устанавливая момент вступления его в силу, одновременно определил, что данный Федеральный закон действует до 31 декабря 1998 года и утрачивает силу с 1 января 1999 года.
2.Наступлением определенных условий. Иногда в самом нормативно-правовом акте используется указание на то, что он действует вплоть до вступления в силу иного правового акта.
3.Прямой отменойакта. Так отменяется большинство нормативно-правовых актов, что соответствует принципу определённости правового регулирования. В этом случае издаётся специальный акт о прекращении действия нормативно-правового акта либо такая отсылка содержится в новом нормативном акте с однородным предметом регулирования.
4.Заменой действующего акта другим.Такой способ характерен для нормативных актов бывшего СССР, действующих на территории Российской Федерации вплоть до момента принятия российских нормативных актов, регулирующих аналогичные правоотношения.
По общему правилу, нормативно-правовые акты распространяют своё действие на правоотношения, возникшие после вступления акта в силу, то есть имеют перспективное действие (lex de futuro). Обратной силой называют ретроспективное действие нормативно-правового акта, то есть возможность его применения к событиям и действиям, имевшим место до официального вступления акта в силу. Lex ad praeteriam non valet или Lex retro non agit (перев. с лат.) – закон обратной силы не имеет. Обратная сила может придаваться нормативным актам лишь в порядке исключения. При этом актам, устанавливающим обязанности или ответственность субъектов права, придание обратной силы недопустимо.
Действие правовой нормы в пространстве ограничивается всей территорией государства или территорией отдельных его частей. В России федеральные нормативно-правовые акты вступают в силу и действуют одновременно на всей территории страны. Региональные нормативные акты распространяют своё действие на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления - на территорию города, посёлка или иного муниципального образования.
Действие правовой нормы по кругу лиц. В тексте нормативно-правового акта должно содержаться описание субъектов, которым адресованы его нормы. Например, налоговые законы точно определяют круг налогоплательщиков по каждому конкретному налогу. Тем самым определяется круг лиц, подпадающих под действие законодательного акта. Нормативно-правовые акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории государства, включая иностранцев, апатридов (лиц без гражданства), структурные подразделения иностранных и международных организаций. Причем в отношении граждан самого государства нормативно-правовые акты действуют как на территории государства, так и за его пределами.
28.Роль государства в политической системе общества.
Государство занимает особое место в политической системе общества. Это определяется его суверенными признаками, то есть безусловным верховенством по отношению ко всем иным источникам власти. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой. Государство – самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интересы всего общества. Именно государство возглавляет “управленческую пирамиду” социального регулирования.
Итак, Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно:
1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства;
2) является единственным носителем суверенитета;
3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, полицию, службу безопасности и т.п.);
4) обладает, как правило, монополией на правотворчество;
5) владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.);
6) определяет главные направления развития общества.
Государство призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями:
- может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т.п.;
- регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах;
- может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения.
Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны:
1.Государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает единый правопорядок в обществе, в том числе единые “правила игры” для всех участников политической жизни. Государство поддерживает и гарантирует равенство правового статуса однородных социальных объединений – политических партий, избирательных объединений, профсоюзов, коммерческих организаций. Так, любое государство при помощи права в той или иной степени пытается регулировать процессы образования и функционирования политических партий. В связи с усложнением форм и методов деятельности партий в политической жизни, с возрастанием их роли в обществе все заметнее становится тенденция более детальной юридической регламентации их деятельности.
2.Социальные объединения формируют, представляют и защищают частные интересы различных слоев населения. На основе обобщения данных о таком представительстве государство формирует общие, коренные, долговременные цели всего общества, т.н. “общее благо”. Тем самым государство интегрирует общество в единое целое при наличии в нем локальных противоречий и конфликтов. Многие управленческие решения принимаются государственными органами с учетом мнений, пожеланий и предложений социальных объединений.
3.Государство регистрирует социальные объединения, легализует их деятельность. Вместе с тем запрещается государственное вмешательство в деятельность социальных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государства и их должностных лиц. Государственным служащим не запрещено состоять членами социальных объединений, но при исполнении должностных обязанностей они обязаны руководствоваться исключительно интересами службы. Создание организационных структур политических организаций в государственных органах, особенно в воинских подразделениях и правоохранительных структурах, не допускается.
4.Взаимный контроль государства и социальных объединений. Государство контролирует законность создания и деятельности последних, при выявлении правонарушений применяет меры принуждения вплоть до ликвидации социального объединения. Функции государственного контроля выполняют прокуратура, суды, органы юстиции, полиция, налоговые службы и другие органы. В свою очередь, социальные объединения осуществляют общественный контроль за законностью и эффективностью государственного управления.
5.Государство гарантирует соблюдение прав и свобод социальных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот, учитывает предложения социальных объединений по совершенствованию государственного управления, привлекает их к реализации отдельных государственных программ. Социальные объединения участвуют в выработке и реализации государственной политики.
6.Социальные объединения в России имеют право свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов (участников), а также других граждан в органах государственной власти и местного самоуправления; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательных кампаниях.
29.Понятие и виды функций государства: краткая характеристика.
Функции государства - основные, наиболее важные направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе. Не следует отождествлять функции государства с функциями отдельных госорганов и должностных лиц.
Выделяют такие признаки государственных функций, как объективно обусловленный характер, конкретно-исторический характер, сочетание классовых и общесоциальных функций, базовый характер, специфические формы и методы осуществления. Таким образом, функциями являются не все, а лишь основные направления деятельности государства. “Сердцевиной” функций современного демократического государства являются обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.
Итак, Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.
Функции связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития.
Традиционно функции государства делят на внутренние и внешние.
Внутренние функции- основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:
1.Политическая. Эта функция предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. В статье третьей Конституции России закреплено: “Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления”. Государство задает “программу” развития, реформирования общества. В его ведении находятся поиск, формулирование и осуществление приоритетных задач общества на конкретном историческом этапе. Кроме того, государство выступает социально-политическим “арбитром”, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.
2.Экономическая. Выработка экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме. При этом методы такого регулирования могут быть разными. В тоталитарных государствах преобладают командные методы, прямое вмешательство в экономические отношения посредством государственного планирования, императивных указаний и директив. Поэтому такую экономику называют планово-распределительной. Демократические государства с рыночной экономикой используют методы косвенного воздействия. Последнее включает налогообложение, легализацию предпринимательства, лицензирование отдельных видов деятельности, стандартизацию и сертификацию продукции, санитарный надзор, приватизацию, антимонопольную деятельность, управление государственной собственностью, стимулирование особо значимых для общества отраслей производства.
3.Финансовая. Эта функция включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет - централизованный денежный фонд, используемый для реализации “общего блага”, выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли (науку, образование, здравоохранение, государственную службу). Главный источник формирования бюджетов – налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране такая обязанность закреплена конституционно. Актуальной задачей государства является и заемно-кредитная политика. Например, более четверти всех расходов Российской Федерации в настоящее время тратится на погашение долговых обязательств перед отечественными и иностранными кредиторами.
4.Социальная. Государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.
5.Правоохранительная. Государство формулирует и гарантирует единообразные “правила игры”, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включает армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения.
Наряду с вышеуказанными следует также выделить экологическую функцию, охватывающую охрану окружающей природной среды, и гуманитарную, предполагающую особую ответственность государства за развитие науки, культуры, образования.
Внешние функции.Представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене.
1.Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами. Предполагает установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов. Важное место здесь занимает участие государства в международном разделении труда, кооперации и специализации производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному, отдельно взятому государству. Это - борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.
2.Национальная оборона. Речь идет об укреплении оборонной мощи государства. Это, прежде всего, повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил. Указанная функция включает также выработку военной доктрины (кто враг - кто друг), охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.
3.Защита граждан, находящихся за пределами государства. Государства обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство. Это касается и граждан, совершивших за рубежом правонарушения. Государство обязано проследить, насколько обоснованно уголовное преследование, соблюдены ли процессуальные права и свободы, насколько обеспечены гражданину возможности юридической защиты.