Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного подхода называется

1) методология; 2) рационализм;

3) субъективизм; 4) историография.

2. Раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития – это метод…

1) типологический; 2) идеографический;

3) системный; 4) сравнительный.

3. В качестве основания для классификации человеческих сообществ концепция общественно-экономической формации использовала…

1) духовное состояние общества; 2) природную среду;

3) народные массы;

4) способность производства материальных благ, называемой базисом.

4. Цивилизационный подход, в отличие от формационного утверждал:

1) наличие в мировом историческом процессе только западных цивилизаций;

2) единство и однонаправленность мирного исторического процесса;

3) существование общего пути развития человеческих сообществ при существующих немногочисленных отклонениях;

4) специфику и многообразие разных локальных человеческих сообществ.

5. Тремя особенностями российского исторического процесса являются:

1) Страна с военно-государственным типом цивилизации;

2) Страна с системообразующей ролью в ее истории власти, государства;

3) Социум с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта и общинной консолидацией в противостоянии природе и внешним врагам;

4) Социум с развитым гражданским обществом;

5) Страна с общественным договором как основой ее исторического развития.

Семинар № 3. Поиск и работа с информацией в современной

Информационной среде

Цель: составить список литературы по теме научной работы и провести его первичный анализ

Задачи:

1.По определенной теме научной работы составить список разнообразной литературы (не менее 20 наименований, включая: 1) словари; 2) справочники; 3) энциклопедии; 4) учебные пособия; 5) учебники; 6) монографии; 7) хрестоматии; 8) журнальные статьи; 9) статьи из газет)

2. Ознакомление с частью литературы и написание краткого обзора

3. Составление плана научной работы

4. Представление в письменной форме выполненного задания для оценки преподавателем. Лабораторная работа студентов оценивается по балльной системе (от 0 до 5 баллов)

Семинар № 4. Древнерусское государство и соседние народы.

От распада к началу объединительного процесса

1. Образование и развитие Древнерусского государства:

а) происхождение славян. Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине.

б) образование, расцвет, распад Древнерусского государства;

в) взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.

2. Русь в условиях раздробленности (XII–XV вв.):

а) образование новых государственных центров (Северо-Западная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Восточная Русь);

б) Русь и Золотая Орда;

в) борьба русского народа с западными завоевателями.

3. Возвышение Москвы и начало процесса объединения русских земель:

а) возвышениеМосквы. Иван Калита, Дмитрий Донской;

б) борьба московских князей с противниками объединения. Феодальная война на Руси.

Литература к семинару

1. Глава 2. Мир Средневековья. Древнерусское государство и соседние народы. Глава 3. Период политической раздробленности Руси // История: древнейшее время – первая половина XIX в.: учеб. пособие /Т. С. Конюков, В. П. Карев, У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: Уфа: УГАТУ, 2013. – С. 58–126.

2. Глава 3. Русские земли в XIII–XV вв. и европейское Средневековье. § 2. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты. § 3. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока // Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 94–105.

3. Глава 7. От Древней Руси к Московскому государству // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 133–142.

4. Раздел I. Древняя Русь. Глава 1. Образование и развитие Древнерусского государства в VIII–XII веках. Глава 2. Удельная Русь (середина XII – середина XIII века). Глава 3. Борьба русских земель с внешней агрессией в середине XIII века и ее последствия // Зуев М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 17–68.

5. Удельная Русь // Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 50–77.

Методические советы

Процесс образования и развития Древнерусского государства освещаются исследователями с различных позиций, в чем необходимо разобраться студентам. Особое внимание следует уделить «норманнской теории» и отношению ученых и общественности к этой противоречивой теории.

При подготовке по второму следует обратить внимание на то, что наступление раздробленности не особенность политического и социально-экономического развития Руси, а историческая закономерность для стран, перешедших к феодальному способу производства. В период раздробленности русская государственность не исчезла, а сохранялась в самостоятельных княжествах и землях.

Одна из внешних угроз Руси созрела на Востоке и стала реальной в первой половине XIII в. Необходимо, опираясь на различную литературу, дать оценку этой угрозе и отношениям Руси и государства – Золотой Орды, созданного монголо-татарскими ханами.

Другой реальной угрозой для Руси были западные завоеватели. Следует попытаться разобраться в захватнических целях крестоносцев, в роли новгородцев и князя Александра в отстаивании независимости не только Северо-Западной Руси, но и будущего страны.

В третьем вопросе следует выяснить, – какие предпосылки привели к началу объединительного процесса и почему Москва, в остром соперничестве с другими центрами Руси, стала центром собирания Руси? Необходимо понять роль московских князей в этом процессе и их гибкую политику, как к золотоордынским ханам, так и в отношении русских князей. Сложность объединительного процесса дает возможность понять, почему собирание русских земель растянулось на два века.

Наши рекомендации