Учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного подхода называется
1) методология; 2) рационализм;
3) субъективизм; 4) историография.
2. Раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития – это метод…
1) типологический; 2) идеографический;
3) системный; 4) сравнительный.
3. В качестве основания для классификации человеческих сообществ концепция общественно-экономической формации использовала…
1) духовное состояние общества; 2) природную среду;
3) народные массы;
4) способность производства материальных благ, называемой базисом.
4. Цивилизационный подход, в отличие от формационного утверждал:
1) наличие в мировом историческом процессе только западных цивилизаций;
2) единство и однонаправленность мирного исторического процесса;
3) существование общего пути развития человеческих сообществ при существующих немногочисленных отклонениях;
4) специфику и многообразие разных локальных человеческих сообществ.
5. Тремя особенностями российского исторического процесса являются:
1) Страна с военно-государственным типом цивилизации;
2) Страна с системообразующей ролью в ее истории власти, государства;
3) Социум с минимальным объемом совокупного прибавочного продукта и общинной консолидацией в противостоянии природе и внешним врагам;
4) Социум с развитым гражданским обществом;
5) Страна с общественным договором как основой ее исторического развития.
Семинар № 3. Поиск и работа с информацией в современной
Информационной среде
Цель: составить список литературы по теме научной работы и провести его первичный анализ
Задачи:
1.По определенной теме научной работы составить список разнообразной литературы (не менее 20 наименований, включая: 1) словари; 2) справочники; 3) энциклопедии; 4) учебные пособия; 5) учебники; 6) монографии; 7) хрестоматии; 8) журнальные статьи; 9) статьи из газет)
2. Ознакомление с частью литературы и написание краткого обзора
3. Составление плана научной работы
4. Представление в письменной форме выполненного задания для оценки преподавателем. Лабораторная работа студентов оценивается по балльной системе (от 0 до 5 баллов)
Семинар № 4. Древнерусское государство и соседние народы.
От распада к началу объединительного процесса
1. Образование и развитие Древнерусского государства:
а) происхождение славян. Восточные славяне и их расселение по Восточно-Европейской равнине.
б) образование, расцвет, распад Древнерусского государства;
в) взаимоотношения Руси с соседними государствами и народами.
2. Русь в условиях раздробленности (XII–XV вв.):
а) образование новых государственных центров (Северо-Западная Русь, Юго-Западная Русь, Северо-Восточная Русь);
б) Русь и Золотая Орда;
в) борьба русского народа с западными завоевателями.
3. Возвышение Москвы и начало процесса объединения русских земель:
а) возвышениеМосквы. Иван Калита, Дмитрий Донской;
б) борьба московских князей с противниками объединения. Феодальная война на Руси.
Литература к семинару
1. Глава 2. Мир Средневековья. Древнерусское государство и соседние народы. Глава 3. Период политической раздробленности Руси // История: древнейшее время – первая половина XIX в.: учеб. пособие /Т. С. Конюков, В. П. Карев, У. Б. Гайсин, М. А. Филимонов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: Уфа: УГАТУ, 2013. – С. 58–126.
2. Глава 3. Русские земли в XIII–XV вв. и европейское Средневековье. § 2. Монгольская экспансия: причины, ход, результаты. § 3. Русские земли в борьбе с натиском Запада и Востока // Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 94–105.
3. Глава 7. От Древней Руси к Московскому государству // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 133–142.
4. Раздел I. Древняя Русь. Глава 1. Образование и развитие Древнерусского государства в VIII–XII веках. Глава 2. Удельная Русь (середина XII – середина XIII века). Глава 3. Борьба русских земель с внешней агрессией в середине XIII века и ее последствия // Зуев М. Н. История России: учеб. пособие / М. Н. Зуев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – С. 17–68.
5. Удельная Русь // Кириллов В. В. История России: учеб. пособие для бакалавров / В. В. Кириллов. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С. 50–77.
Методические советы
Процесс образования и развития Древнерусского государства освещаются исследователями с различных позиций, в чем необходимо разобраться студентам. Особое внимание следует уделить «норманнской теории» и отношению ученых и общественности к этой противоречивой теории.
При подготовке по второму следует обратить внимание на то, что наступление раздробленности не особенность политического и социально-экономического развития Руси, а историческая закономерность для стран, перешедших к феодальному способу производства. В период раздробленности русская государственность не исчезла, а сохранялась в самостоятельных княжествах и землях.
Одна из внешних угроз Руси созрела на Востоке и стала реальной в первой половине XIII в. Необходимо, опираясь на различную литературу, дать оценку этой угрозе и отношениям Руси и государства – Золотой Орды, созданного монголо-татарскими ханами.
Другой реальной угрозой для Руси были западные завоеватели. Следует попытаться разобраться в захватнических целях крестоносцев, в роли новгородцев и князя Александра в отстаивании независимости не только Северо-Западной Руси, но и будущего страны.
В третьем вопросе следует выяснить, – какие предпосылки привели к началу объединительного процесса и почему Москва, в остром соперничестве с другими центрами Руси, стала центром собирания Руси? Необходимо понять роль московских князей в этом процессе и их гибкую политику, как к золотоордынским ханам, так и в отношении русских князей. Сложность объединительного процесса дает возможность понять, почему собирание русских земель растянулось на два века.