Сущность формационного и цивилизационного подхода к изучению исторических фактов, явлений и событий.

Российские историки выделяют неск.подходов к вопросу:с каких методологических позиций следует изучать и освещать прошлое.Суть 1го подхода закл.в том,чтобы продолжать рассматривать историю России с позиции господствовавшей до недавнего времени в науке марксистко-ленинской концепции о смене общественно-эк-ких формаций.Это формационный подход.С-но теории марксизма,общественно-эк-кая формация-это ступень общественного развития,хар-ся исторически определенным эк-ким строем и соотв.ему политической и юр.надстройкой,а также опред.формами общественного сознания.С-но этому учению развитие человеч.общ-ва должно происходить прямолинейно в рамках след.5общ-эк-ких формаций:первобытнообщинной,рабовладельческой,феодальной,капиталистической и коммунистической.Кажд.формация явл.прогрессивной по отнош.к предшествующей.Переход от одной формации д.б.совершаться в рез-те соц.революции и в итоге общ-во д.б.перейти в качественно новое состояние.Этой методолгии противопоставляется методология цивилизационного подхода(Шпенглер,Вебер,Тойнби).С точки зрения сторонников этого подхода развитие человеч.происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций,каждая из которых вырабатывает свои культурно-историч.традиции,этические нормы,религиозные с-мы.Осн.структурной единицей историч.процесса явл.цивилизация.Под ней понимается качественная специфика,своеобразие матер,духовной,соц.жизни той или иной группы стран,народов на опред.этапе развития.Исп-ние цивилиз.подхода к изучению прошлого позволяет выяснить общее и особенное в истории разл.гос-в и народов;отказаться от одностороннего эк-го детерминизма;показать взаимоотнош.эк-ких,соц,духовных ф-ров в истории человечества;учесть как объективные так и субъективные ф-ры в развитии отеч.и всемирной истории;представить не только роль масс но и отд.личности в истории.Оба этих подхода позволяют рассматривать историч.развитие человеч.общ-ва с разных сторон.Поэтому в историч.науке есть исследователи полагающие что необх.исп-ть оба подхода в изучении прошлого,причем формац.подход должен рассматриваться как дополнит.к цивилизационному.

Особенности социально-экономического развития Древней Руси.

Россия, расположенная территориально в Европе и Азии, подвергалась влиянию соседних западных и восточных стран. Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий,под влиянием которых формировалось наше гос-во. 1.Это неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл с/х работ продолжительностью в 4-5 месяцев во многом определил черты национального хар-ра,способность к мобилизационности,крайнему напряжению сил,взаимопомощи. 2.В становлении и развитии Рус,России особая роль принадлежит евразийскому,континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с соседними племенами. Отсутствие естественных преград,гор,морей помогало единению славян в народные ополчения,созданию централизованной государственности,что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников,западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель,что вынуждало гос-во усиливать контроль за земледельцами. 3.В сложных природно-климат.и геополитических условиях славяне сравнительно быстро приняли православную религию. Ее коллективистская духовность объединяла народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной орг-ции древнерусского, а затем российского общ-ва. Первичной соц-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование,как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте Всемирной истории.

Этногенез восточных славян.

Большинство историков считает, что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до н.э. По археологическим данным прародиной ранних славян была территория к востоку от германцев – от реки Одры (Одера) до Карпатских гор на востоке. Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I века до н.э. Античные авторы упоминают о славянах под именем венедов или антов.В эпоху великого переселения народов славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Они жили в лесной и лесостепной зоне, где в результате распространения орудий труда из железа стало возможно вести оседлое земледельческое хозяйство. В VI-VII вв. у славян сложился общий уклад жизни. В состав общины входило 50-60 домохозяйств, каждое из которых жило большой семьей. Традиции общинности, соборности, мирского самоуправления глубоко вошли в жизнь и быт славянских народов, перенимались оседавшими на соседних землях кочевыми племенами. Для организации обороны общины объединялись в волости. Уже в 6-7 вв. возникли большие города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Новгород – у ильменских славян. Постепенно города стали центрами княжеств.Особое место в жизни славянского этноса занимали отношения с кочевыми народами степи, протянувшейся от Причерноморья до Центральной Азии. В конце 4 в. сложившийся на юге современной Украины готский племенной союз был разбит тюркоязычными племенами гуннов, пришедших из Центральной Азии. Гунны заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. В 6 в. тюркоязычные авары создали в южнорусских степях свое государство, объединив кочевавшие там племена. Аварский каганат был разбит Византией. Крупнейшими политическими образованиями 7-8 вв. в южнорусских степях были Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая – Тюрский каганат. Государства кочевников были непрочными конгломератами степняков, промышлявших военной добычей. В результате распада Болгарского царства часть болгар откочевала на Дунай, где была ассимилирована проживавшими там южными славянами, взявшими себе имя болгар. Другая часть болгар – тюрок пришла на среднее течение Волги, где возникла новая держава – Волжская Булгария.С середины 7 в. на территории Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крыма начала складываться сильная держава – Хазарский каганат. Он три века доминировал в Восточной Европе. В формировании этноса хазар участвовали разные этнические группы. Русские летописи отмечают, что хазарам платила дань вся восточная часть русского славянства. В X в. Русь разгромила Хазарский каганат.

7.«Варяги» в судьбе древнерусской цивилизации. Современная трактовка «норманского вопроса».

Началом образования и развития Древнерусс.гос-ва считается захват князем Олегом в 882г.Киева.Овладев городом он получил титул«Великий князь»С 882г началось объед.Сев. и Юж.Руси вдоль пути из Варяг в Греки.На рубеже 9-10вв вокруг Киева объедин.восточнославянские племенные союзы.Признаки этого гос-ва:единая тер-рия проживания(бассейн р.Днепр), един.язык, единый быт и род занятий,един. религия-языческая, общий психологич.и антропологич. тип.Авотры норманнской теории немецкие ученые Байер,Шлецер,Миллер. Основ.источником теории явл-ся«Повесть…», содержащая рассказ о призвании в 862г. новгородцами варягов из-за моря. Сторонники норманнской теории считали что государ-нность на Руси создана норманнами,т.к.славяне явл-сь дикими племенами и находились на очень низком уровне развития.Первым «антинорманнистом»стал Ломоносов,он отрицал идею низкого уровня развития славян и неспособность создать гос-во.Русские князья, цари,импереторы поддерживали идею о своем норманнском происхождении.Гитлер широко использовал теорию в своих планах порабощения славян.Сейчас норманн.теория распадается на две ветви:англо-саксонскую и скандинавскую.Основными доводами против норман.теории у славян стали:1)идея завоевания норманнами славян не нашла подтверждения.2) легенда о 3х братьях очень распространенный эпический мотив,а «призвание»-выдумка летописца,рукой которого управляли полит. интерерсы.3)ее несовместимость с научными представлениями о происхождении гос-ва как аппарата для удержания власти над большинством.4)процесс формирования гос-нности у славян-результат соц-эконом.и политич.развития общества.5)варяги(норманны) защищали интересы восточнославянской знати в кач-ве наемных воинов,купцов.6)в 9в.норманны не имели государственности в Скандинавии,а находились на стадии военной демократии. 7)оседая во франции,Италии,Англии норманны растворялись в местной знати,воспринимая местн.языки.культуру,законы и оставляя в них свой след.

Наши рекомендации