Информационная и психологическая борьба между участниками конфликта
Технологическая революция привела к появлению термина «информационная эра»; это стало результатом того, что информационные системы стали частью нашей жизни и изменили ее коренным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив социальных субъектов беспрецедентным количеством и качеством информации.
Теперь можно наблюдать за ходом боевых действий, анализировать события в режиме он-лайн.
Однако следует разграничивать понятия борьбы в информационную эру и информационной борьбы. Борьба в информационную эру использует информационную технологию в качестве средства для успешного достижения результатов. Для информационной борьбы информация — отдельный объект или потенциальное оружие и выгодная цель. Технологии информационной эры сделали возможным прямое манипулирование информацией противника.
Таким образом, можно констатировать, что государства стремятся приобрести информацию, обеспечивающую выполнение их целей, воспользоваться ей и защитить ее. Эти использование и защита могут осуществляться в экономической, политической и военной сферах. Знание об информации, которой владеет противник, является средством, позволяющим усилить мощь одной стороны и понизить мощь другой. Информационное оружие воздействует на информацию, которой владеет противник, и его информационные функции.
Информационная борьба — это любое действие по использованию, разрушению, искажению информации противника и ее функций, защите своей информации против подобных действий, использованию собственных информационных функций.
Это определение является основой для следующих утверждений. Информационная борьба — это любая атака против информационной функции независимо от применяемых средств.
Информационная борьба — это любое действие по защите своих собственных информационных функций независимо от применяемых средств. Информационная борьба—это лишь средство, а не конечная цель. Ее можно использовать как средство для проведения стратегической атаки или противодействия.
Чтобы информационная борьба была эффективной, нужно, чтобы противоборствующая сторона делала три вещи:
3) наблюдала обманные действия;
4) посчитала обман правдой;
3) действовала после обмана в соответствии с целями обманывающего.
Информационная борьба имеет следующую структуру: 1) психологические операции — использование информации для воздействия на аргументацию противника;
2) информационное противодействие — не позволяет оппоненту получить точную информацию;
1) дезинформация — предоставляет оппоненту ложную информацию о силах и намерениях;
2) физическое разрушение — может быть частью информационной борьбы;
3) меры безопасности — стремятся избежать того, чтобы оппонент узнал о возможностях и намерениях;
4) прямые информационные атаки — искажение информации без
видимого изменения сущности, в которой она находится.
Цели информационной борьбы:
5) контроль за информационным пространством;
2) использование контроля за информацией для ведения информационных атак;
3) повышение общей эффективности вооруженных сил с помощью
повсеместного использования военных информационных функций.
63. «Психологическая война» как составная часть политического и социального конфликтов
В настоящее время, несмотря на общепризнанную опасность акций, мероприятий и операций психологической войны, наносящих ущерб, соизмеримый с ущербом от ведения боевых действий на территории государства, ставшего жертвой психологической агрессии, в научной литературе есть несколько десятков различных формулировок «психологической войны». В совокупности эти определения достаточно полно и однозначно выделяют из всевозможного многообразия существующих в современном социальном обществе взаимоотношений те социальные явления, взаимоотношения и процессы, которые можно выделить в отдельную группу с условным названием «психологическая борьба». Эти определения не только наполняют термин конкретным смыслом и содержанием, но и подчеркивают, что взгляды научного сообщества на психологическую войну, агрессию и противоборство еще не сформированы окончательно. Все существующие термины и понятия еще не прошли проверку временем и находятся в состоянии динамичного развития, совершенствования и корректировки.
Одним из возможных вариантов такого разделения может стать разделение применяемых в психологическом противоборстве организованных агрессивных информационно-психологических воздействий на следующие категории:
1) психологическую борьбу низкой степени агрессивности (к ней можно отнести, например, деятельность иностранных государств и иных участников противоборства по созданию условий для побуждения органов власти к совершению деяний, выгодных для источника воздействия);
4) психологическую агрессию;
2) психологическую войну (наиболее опасные акции, мероприятия, операции агрессивного психологического воздействия).
В рамках этой классификации такой вид комплексного воздействия, как информационно-психологическая экспансия, не является отдельным самостоятельным видом информационно-психологической борьбы и относится авторами к средствам создания благоприятных условий для организации скрытого управления.
Для каждой категории агрессивных психологических воздействий нужно определить конечный набор признаков. Они позволят отнести любое выявленное психологическое воздействие к одной из таких категорий и определить степень ее социальной опасности.
В соответствии с установленной степенью социальной опасности выявленных акций необходимо для каждой такой категории определить адекватную этой опасности общегосударственную систему мер В противодействия использованию иностранными государствами и другими субъектами геополитической конкуренции данных.
Психологическая война — открытые и скрытые целенаправленные психологические воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Они направлены на обеспечение психологического превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.
Психологическая война в качестве вооруженной формы психологической агрессии является крайней формой разрешения противоречий в информационном обществе.
Рассматривая войну как вооруженную форму агрессии, можно считать, что в информационно-психологической сфере агрессия перерастает в войну в том случае, если одна из сторон конфликта начинает применять против своих противников информационное оружие. Этот критерий может оказаться простым и надежным способом выделения из всего многообразия происходящих в информационном обществе процессов и явлений представляющих для него и его нормального (мирного) развития наибольшую опасность.
Признаки, указывающие на то, что в отношении данного государства готовится психологическая война:
1) укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов
и коалиций, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы.
При этом основной задачей государства, обнаружившего неожиданное появление у своих границ такой коалиции, является определение истинных целей создания такой коалиции. Если коалиция создана для достижения одной или нескольких конкретных целей, противоречащих государственным интересам, можно предполагать, что такой союз создан для ведения агрессии;
2) создание благоприятных условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов
геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить
с собственными инициативами на международный уровень;
3) наращивание своего присутствия и влияния, в т.ч. и финансового, технологического, информационного, идеологического, над национальными СМИ с целью установления полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;
4) введение в действие комплекса мер информационной (информационно-психологической) блокады: информационная изоляция, отсечение государства от международных информационных ресурсов (или введение внешней цензуры на поступающую в государство информацию), блокирование деятельности на территории данного государства субъектов информационно-психологического пространства, являющихся по отношению к дан
ному государству донорами информационных ресурсов;
5) создание негативного психологического фона (например, методом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ и СМК
специально подобранных материалов, подробно иллюстрирующих и комментирующих какую-либо деятельность, явление
в жизни общества или социальный процесс в определенном, как
правило негативном, ключе) в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления, создавая почву для мгновенной инициации (в нужный момент) бурной негативной и деструктивной реакции общества, направленной на государственную власть, которую можно вызвать разовым выбросом концентрированной информации, психологически побуждающей к немедленным спонтанным действиям и носящей характер искры, попадающей в бочку с порохом;
6) целенаправленные действия по формированию внутри общества
атмосферы психологической напряженности. Последствия акций и ударов психологической войны способны изменить саму структуру информационного пространства, а также привести к отчуждению (экономическому, культурному, юридическому) части территории государства и перераспределению других видов стратегически важных ресурсов. Такие изменения неизбежно приводят к изменениям общей, стабильной картины геополитических отношений между субъектами, геополитической конкуренции и нарушению баланса геополитических интересов, что обязательно отразится на состоянии безопасности рассматриваемых государств и территорий.
64. «Спецпропаганда» в условиях войны
Основная цель спецпропаганды в условиях войны заключается в подрыве боевого духа противника, в склонении к прекращению сопротивления, к сдаче в плен или уклонению от боевых действий.
Для достижения данной цели решают в числе других следующие задачи:
1) разъясняются последствия войны как для страны в целом, так
и для отдельного человека;
2) дискредитируется военно-политическая верхушка противника;
3) делается акцент на реальных или вымышленных противоречиях между различными этническими и социально-психологическими группами в вооруженных силах противника;
4) пропагандируется военное превосходство над противником;
5) нагнетается страх (быть убитым или получить физические увечья);
6)ослабляется эмоционально-волевая устойчивость войск противника;
7) стимулируется пробуждение чувства «усталости от войны»;
8) разжигается взаимная ненависть между сражающимися на фронте и оставшимися в тылу;
9) внушается мысль о приемлемости дезертирства либо сдачи в плен.
Психологические операции в предвоенный период обычно про
водят для достижения следующих целей:
1) вероятный противник изолируется на международной арене;
3) подрывается морально-психологическое состояние его вооруженных сил и гражданского населения;
4) провоцирование антивоенных и антиправительственных настроений в стране противника;
4) призыв к населению и личному составу вооруженных сил своей страны консолидироваться.
Содержание психологических операций в предвоенный период зависит, как правило, от:
1) политических и военных целей конфликта, военно-политической обстановки;
2) размаха деятельности оппозиционных политических партий,
диссидентского и пацифистского движений в стране вероятного противника;
3) специфики психологии, обычаев, традиций, религиозных верований народа в стране противника.
Основными объектами психологических операций в предвоенный период выступают:
1) личный состав вооруженных сил противника;
2) его гражданское население;
3) население и военнослужащие нейтральных и союзных государств;
4) военнослужащие и народ своей страны.
Психологическое воздействие на личный состав вооруженных
сил противника осуществляется в форме:
1) разъяснения катастрофических последствий войны для конкретных военнослужащих и их семей;
2) дискредитации военно-политического руководства государства-противника;
3) разжигания противоречий, существующих между различными
социально-этническими группами в вооруженных силах противника;
4) пропаганды своего превосходства в области боевой подготовки, военной техники, вооружения;
5) указания военнослужащим противника возможных способов
уклонения от личного участия в боевых действиях.
Психологическое воздействие на гражданское население противника осуществляется сходным образом, но сопровождается еще
и призывами к участию в антивоенных выступлениях оппозиции,
религиозных и пацифистских организаций.
Содержание информационно-пропагандистских материалов, направленных на формирование среди военнослужащих и населения противника отрицательного отношения к войне, во-первых, включает убеждение в ее бесперспективности.
Во-вторых, с помощью аргументации или зрительных образов раскрываются те отрицательные последствия, которые неизбежно влечет война для конкретных военнослужащих и их семей1.
Дискредитация военно-политического руководства противника направлена на подрыв авторитета военно-политического руководства противника в глазах собственного населения, личного состава вооруженных сил, мирового общественного мнения.
Для этого активно применяют различные способы, в т.ч.:
1) тенденциозный подбор биографических подробностей, отрицательно характеризующих командный состав и политическую
верхушку противника;
2) высмеивание тех взглядов, которых придерживается политическое руководство и командный состав вооруженных сил противника;
1) распространение дезинформации и ложных слухов о них;
2) привлечение внимания к их ошибкам и промахам, неблаговидным поступкам;
3) использование ярлыков и эпитетов, унижающих достоинство
отдельных представителей военно-политического руководства;
4) четкое деление их на «плохих» и «хороших».
Разжигание противоречий между различными социальными,
конфессиональными, этническими группами населения и войск противника углубляет существующие противоречия между определенными группами людей до критического уровня. Достижение данной цели осуществляется через акцентирование существующих различий между различными социальными группами.
Формирование в народе и среди военнослужащих противника положительного отношения к противоположной стороне создает положительное восприятие своего государства, своей политики, своих вооруженных сил и т.д.
Дезинформация противника о характере предстоящих боевых действий осуществляется путем введения противника в заблуждение, создания предпосылок для неожиданного удара по нему.
Резюмируя, специфику психологических операций в ходе боевых действий можно свести к следующим целям: -
1) подрыв морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил противника;
2) ослабление наступательного порыва; .
3) ослабление их способности к упорной обороне;
4) деморализация отходящих частей противника, склонение личного состава окруженных (отсеченных) подразделений к сдаче
в плен.