Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Угроза или насильственные действия в отношении данных лиц
Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, имеет два объекта преступления: нормальная деятельность органов правосудия и предварительного расследования и жизнь человека. Двуобъектный характер преступления предполагает, что преступление связано с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта.
Под посягательством на жизнь понимается как убийство, так и покушение на убийство перечисленных выше лиц, при этом ссылки на ст. 30 УК не требуется. Действия виновного квалифицируются только по ст. 295 УК без дополнительной квалификации по ст. 105 УК.
Объективная сторона преступления характеризуется признаками ст. 105 УК и покушением на него.
Потерпевшими могут быть судьи, народные или присяжные заседатели или иные лица, участвующие в отправлении правосудия, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, защитник, эксперт, судебный пристав, судебный пристав-исполнитель, а также близкие указанных лиц.
Не образует состава рассматриваемого преступления посягательство на жизнь члена товарищеского, третейского и другого негосударственного суда, а также спортивных судей, членов жюри различных конкурсов и т.п.
Под близкими закон имеет в виду супруга и близких родственников, а также и иных лиц, с которыми соответствующее лицо может не состоять в формальных родственных отношениях, но в судьбе которых оно заинтересовано иногда больше, чем в судьбе родственников (невеста, жених, друг, воспитатель и т.д.). Поэтому посягательство на таких лиц может глубоко обеспокоить соответствующего работника суда и вызвать страх за их судьбу. Для наличия состава рассматриваемого преступления важно, чтобы посягательство на жизнь этих лиц было произведено для того, чтобы воздействовать на соответствующее лицо, осуществляющее правосудие или предварительное расследование, либо из мести за служебную деятельность таких лиц.
По ст. 295 УК может быть квалифицировано преступление, если оно совершено в связи с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования, исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта и совершенное в целях воспрепятствования законной деятельности перечисленных лиц или из мести за такую деятельность.
Посягательство на жизнь работников правоохранительных органов, которые своей деятельностью обеспечивали осуществление правосудия по конкретному делу (оперативные работники, конвоиры и т.д.) квалифицируется по ст. 317 УК.
Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 295, характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла виновного входит осознание того обстоятельства, что потерпевшим является одно из перечисленных в ст. 295 УК лиц.
Обязательным элементом состава данного преступления является цель -воспрепятствовать законной деятельности соответствующих лиц либо отомстить за такую деятельность.
Субъектом преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет за указанное действие несут ответственность по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.
Опасность данного преступления в том, что делается попытка путем насилия оказать воздействие на осуществление правосудия, а также на производство предварительного расследования. В отличие от статьи 294 УК, здесь, кроме основного объекта - интересы правосудия - виновный посягает и на дополнительный - здоровье и безопасность соответствующих должностных лиц и их близких.
В диспозициях частей 1 и 2 ст. 296 УК говорится об угрозе убийством, причинением вреда здоровью, а также уничтожением или повреждением имущества. Однако, исходя из того, что в заголовке статьи речь идет о насильственных действиях, следует прийти к выводу, что угроза совершить такие преступления как изнасилование и похищение человека также должны влечь ответственность по данной статье. Характер угрозы - убить, причинить вред здоровью той или иной тяжести, изнасиловать, уничтожить или только повредить имущество на квалификацию не влияет, но может иметь значение для индивидуализации наказания в рамках санкции статьи.
Угроза иного характера - уволить с работы, исключить из института, прервать интимные отношения, выселить из данной квартиры, разгласить позорящие сведения - может влечь ответственность в зависимости от характера требования как подстрекательство к вынесению заведомо неправосудного приговора, решения, или иного судебного акта (статьи 33 и 305 УК), привлечению заведомо невиновного к уголовной ответственности (статьи 33 и 299), незаконному освобождению от уголовной ответственности (статьи 33 и 300) и т.д.
Требования виновного должны быть связаны с рассмотрением конкретных дел или материалов в суде, с производством предварительного расследования либо с исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта: вынести более суровый, менее суровый или оправдательный приговор, в пользу одной из сторон, разрешить гражданское дело и т.п. Угроза, не связанная с названными обстоятельствами, например относящаяся к личным или интимным отношениям этого лица, по данной статье УК квалифицирована быть не может.
Не имеет значения получил ли виновный обещание выполнить его требования и было ли это требование выполнено фактически.
По части 1 ст. 296 наказываются соответствующие действия в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а равно их близких. Имеется в виду судья любого государственного суда - начиная от районного до Верховного Суда России, военного, арбитражного, Конституционного Суда. Сюда не относятся судьи общественных судов (товарищеских, судов чести и т.п.).
Под иными лицами, участвующими в отправлении правосудия, имеются в виду народные заседатели, а также различные сотрудники судов: секретари судебного заседания, работники канцелярии и другие лица, которые принимают участие в отправлении правосудия. Все эти лица в той или иной степени связаны с рассмотрением дел в суде, делопроизводством; в их руках находятся уголовные и гражданские дела. Под влиянием угрозы они могут внести неправильные записи в протокол судебного заседания, изъять документы из дела и т.п. У каждого из них есть свои функции, так или иначе связанные с рассмотрением, оформлением, хранением дел в суде.
Под близкими законодатель имеет в виду супруга, родственников и других лиц, близких тому, на кого оказывается воздействие (невеста, жених, друг, воспитатель и т.д.). Поэтому угроза в адрес таких лиц может глубоко обеспокоить соответствующего работника суда и вызвать страх за их судьбу. Следовательно, угроза может достигнуть цели.
По части 2 ст. 296 наказываются рассмотренные выше действия по отношению к прокурору, следователю, лицу, производящему дознание, защитнику, эксперту, судебному приставу, судебному приставу-исполнителю, а равно к их близким. Все эти лица связаны с расследованием, рассмотрением в суде уголовных или гражданских дел либо с исполнением приговора, решения суда, иного судебного акта.
Квалифицированный состав преступления предусматривает ответственность за угрозу, сопряженную с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья. Такое насилие может выражаться в побоях, особо квалифицированный - ответственность за угрозу, сопряженную с насилием, опасным для жизни и здоровья. Здесь имеется в виду причинение тяжкого, средней тяжести и легкого вреда здоровью.
При осуждении виновного по частям 3 и 4 ст. 296 дополнительной квалификации действий виновного по статьям 111, 112, 115 и 116 не требуется, так как эти нормы являются общими по отношению к ст. 296. Однако, если тяжкий вред здоровью причинен при обстоятельствах, указанных в частях 3 или 4 ст. 111, содеянное должно квалифицироваться по совокупности. Статья 296 предусматривает ответственность за действия, более опасные, чем обычное причинение вреда здоровью. Однако, санкция части 4 этой статьи - менее строгая, чем в частях 3 и 4 ст. 111. Дополнительный объект посягательства -интересы правосудия - не может смягчать ответственности виновного.
С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Уголовная ответственность наступает с 16 лет.
Заведомо ложный донос и ложные показания, заключение эксперта или неправильный перевод.
Ст. 307 Состав формальный Объект. Интересы правосудия. Доп. Объект. Права и законные интересы граждан. Объективная сторона данного преступления выражается в том, что названные в ч. 1 комментируемой статьи лица, несмотря на предупреждение их об ответственности за заведомо ложные показания или заключения либо за заведомо неправильный перевод, сообщают органам предварительного расследования или суду не соответствующие действительности, искаженные сведения о фактических данных, имеющих доказательственное значение. Общественная опасность этих деяний заключается в том, что они препятствуют установлению истины по делу, вводят в заблуждение органы дознания, предварительного следствия и суд относительно действительных обстоятельств дела, что может привести к постановлению неправосудных приговоров и решений. Заведомая ложность показаний свидетеля и потерпевшего может выражаться не только в умышленном извращении или искажении фактических данных, но и в их отрицании. Заведомо ложное заключение эксперта - это преднамеренно неверный, не соответствующий действительности вывод по результатам исследования материалов, относящихся к предмету экспертизы. Под неправильным переводом понимается заведомое искажение содержания показаний допрашиваемых лиц, исследуемых документов, заключений экспертов и т.д. Комментируемое деяние становится квалифицированным, если оно соединено с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления). Круг субъектов данного преступления определен в самой норме - это свидетель, потерпевший, эксперт, специалист и переводчик. Подозреваемый, обвиняемый и подсудимый не могут быть привлечены к ответственности Субъективная сторона этого преступления характеризуется только прямым умыслом. Мотивы преступления - месть, корысть зависть и пр., а цель - облегчить положение подозреваемого, обвиняемого, истца, ответчика либо, напротив, усугубить его. Ответственность исключается, если по уголовному либо гражданскому делу установлено, что неверные показания, заключение эксперта, показания специалиста либо неправильный перевод стали возможными ввиду ошибочного восприятия фактов, событий и т.д. по причинам субъективного характера, к которым можно отнести, в частности, дефект памяти, заболевание органов слуха и зрения свидетеля и потерпевшего, неопытность и низкую квалификацию эксперта, специалиста, переводчика. Ст 306 Состав формальный Объект. Интересы правосудия. Доп. Объект. Права и законные интересы граждан Объективная сторона. Рассматриваемое противоправное деяние заключается в сообщении в органы, имеющие право возбудить уголовное дело, о якобы совершенном преступлении. В таком сообщении могут содержаться не соответствующие действительности сведения не только о самом факте совершения уголовно наказуемого деяния, но и о лице, его совершившем. Ложное сообщение о совершенном преступлении может быть устным либо письменным, личным или анонимным. Данное преступление считается оконченным с момента, когда заведомо ложное заявление о совершенном преступлении стало известно прокурору, органам дознания или предварительного следствия. Ложный донос о совершении преступления отличается от клеветы тем, что сообщение о якобы имевшем место уголовно наказуемом деянии направляется в указанные выше государственные органы с целью сподвигнуть их на возбуждение уголовного дела, тогда как при клевете заведомо ложные сведения, порочащие честь и достоинство другого лица или подрывающие его репутацию, распространяются среди окружающих и могут не иметь цели возбуждения уголовного дела. Отличие так же в характере ложных сведений. Донос должен содержать сведения о совершении преступления, а в ст. 129 речь идет о сведениях «порочащих честь и достоинство,…,подрывающих его репутацию» То есть в 129 круг сведений шире. Следовательно, разница в том что в первом случае лицо желает осуждения невиновного, а во втором опорочения (степень общ. Опасности) , что подтверждается разницей в санкции. Квалифицирующими признаками данного преступления являются: обвинение лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления искусственное создание доказательств обвинения Субъектом данного деяния могут быть лишь частные лица. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что сообщаемые им сведения не соответствуют действительности, т.е. являются ложными, и желает этим ввести в заблуждение соответствующие государственные органы. Мотивы преступления - корысть, месть, ревность и пр..