Статус института омбудсмана (народного адвоката) в рм
Понятие конституционного права как отрасли права.
Право- это совокупность обеспеченных и гарантированных государством правил, нацеленных на организацию и дисциплинирование человеческого поведения в главных общественных отношениях.
Право любого государства - систематизированный комплекс правовых норм объемлющих несколько разделов права: конституционное право, административное право, гражданское право, уголовное право.
Основной раздел права - это конституционное право, которое своими нормами устанавливает и защищает самые важные социальные экономические, политические, культурные ценности.
Конституционное правоявляется основополагающим разделом права, состоящим из целостного комплекса правовых норм, содержащихся преимущественно в конституции, которые регулируют основные социальные отношения, возникающие в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти (форму государственного устройство, форму правления, организацию и функционирование парламента и др.)
3 определения конституционного права как раздела права:
1. материально-историческое – ст.16 Декларации прав человека и гражданина от 1789 года: «Любое общество, в котором не обеспечена гарантия прав и не определено разделение власти, не имеет конституции»
2. формальное - решающим элементом является главенство конституционных правовых норм, и конституционное право состоит из норм, главенство которых признается всеми остальными, в том числе законодателем. Конституционные нормы, по сравнению с остальными правовыми нормами, имеют высшую силу благодаря предмету, который они регулируют, и специфической процедуре их принятия.
3. педагогическое - признает конституционное право инструментом, посредством которого обеспечивается мирное сосуществование власти и свободы в рамках государства - нации.
Конституционное право - отрасль единого права, состоящая из правовых норм, регламентирующих основные социальные отношения, возникающие в процессе установления, сохранения и исполнения государственной власти.
У конституционного права тройной предмет, соответственно три большие составные, образующие единый комплекс:
· Институционное конституционное право: традиционно его предметом являются политические институты и основы административных и юрисдикционных институтов.
· Нормативное или фундаментальное конституционное право: его предметом является система источников права или нормативная система.
· Существенное или рациональное конституционное право: предметом являются основные права и свободы человека.
Политические институты - совокупность правил поведения; имеющих одинаковый предмет и одинаковые функции, составляющих единое целое. Основная их характеристика состоит в том, что предметом деятельности является политическая власть: ее организация; передача, исполнение, руководство и ее узаконение.
В любой политической системе встречаются два отдельных вида политических институтов:
1. государственные политические институты, в центре которых находится государство (например: исполнительный политический институт - правительство, законодательный политический институт - парламент, институт руководит государства и т.п.).
2. негосударственные политические институты, среди которых и политические партии (например: собственность, брак и т.п.)
Политические институты, в особенности государственные, являются составной частью конституционного права и его предметом изучения.
Статус института омбудсмана (народного адвоката) в РМ
Организация и функционирование института омбудсмана открыли новую главу в отношениях между государством и гражданином, правителями и управляемыми, этот механизм в правовой системе цивилизованных государств считается очень ценным в сфере защиты прав человека и упрочивания законных действий органов исполнительной власти.
Омбудсман(«защищающий другого») - слово, принятое во всем мире, является институтом признанным конституцией или другим законом компетентного законодательного органа, руководимым независимым лицом, отвечающим за свои акты перед парламентом; рассматривает жалобы граждан и действует по собственной инициативе в целях защиты законности правовых или административных актов, дает рекомендации или советы и доводит до сведения общественности ежегодные информации.
В настоящее время омбудсман является символом демократического государства; его суть выражает развитие благосостояния гражданина, защиту индивидуальных свобод и надзор за административной бюрократией с тем, чтобы она относилась справедливо ко всем гражданам.
С точки зрения гражданина, омбудсман представляет собой должностное лицо, к которому может обратиться любой в случае несогласия или недовольства решением администрации, способом разрешения некоторых проблем, а также в случае неудовлетворения действиями и деятельностью служащих государственного аппарата.
Таким образом, главной функцией омбудсмана является защита гражданских прав и свобод, что определяет его позицию, как части системы правопорядка. Для этого института характерным является тот факт, что он существует в пределах парламентаризма и направлен на осуществление надзора, контроля деятельности государственных органов.
Итак, омбьудсман не является ни органом законодательной или исполнительной власти, ни органом судебной власти и не заменяет их. Институт омбудсмана является частью верховных государственных органов, одной из важных его черт является независимость.
Функции омбудсмана:
надзор за соблюдением основных прав человека и законности;
посредничество или советы по части законных мер; наказание или наложение штрафов на власти, осложняющие его деятельность.
Правовая природа института омбудсмана в РМ подобна природе института омбудсмана в остальных странах мира, поскольку институт омбудсмана наделен задачами, такими же, что и институт омбудсмана в государствах, в которых он существует.
Народный адвокат (омбудсмен), обеспечивает соблюдение прав и свобод человека органами публичной власти, организациями и предприятиями независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, некоммерческими организациями, а также должностными лицами всех уровней. Народный адвокат способствует защите прав и свобод человека путем предупреждения их нарушения, а также мониторинга и представления докладов о порядке соблюдения прав и основных свобод человека на национальном уровне путем совершенствования законодательства в области защиты прав и свобод человека, международного сотрудничества в этой области, продвижения прав и свобод человека и механизмов их защиты посредством применения процедур, регулируемых настоящим законом. Они защищают дух закона, отвечают за свои акты перед парламентом, рассматривают жалобы граждан и действуют по личной инициативе - это символ демократического государства, суть которого выражает развитие благосостояния гражданина, защиту основных прав и свобод и надзор за административными органами.
В РМ действовал Закона РМ «О парламентских адвокатах» от 17.10.97, на данный момент - Закон РМ «О народном адвокате (омбудсмене)» от 03.04.2014, МО от 9.05.2014.
В соответствии со ст. 7 Закона, предложения по кандидатурам (2 кандидата) подаются специальной парламентской комиссией (в состав которой входят члены Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям и Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету) в Парламент, на основании проведенного публичного конкурса по отбору кандидатов. В результате назначение на должность происходит большинством голосов избранных депутатов.
Так Парламент назначает двух независимых друг от друга народных адвокатов, один из которых специализируется по вопросам защиты прав и свобод ребенка.
Как Закон РМ «О народном адвокате (омбудсмене)» от 03.04.2014, так и Конституции и законы других стран устанавливают социально-профессиональные критерии при назначении на должность омбудсманов: гражданство; профессиональная компетенция (не менее 10 лет стажа); образование; полная дееспособность, знание государственного языка; общественный авторитет.
Конкурс по отбору кандидатов на должность народного адвоката организуется не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий действующего народного адвоката.
Статус народного адвоката - это права и обязанности лица, назначенного на эту должность, а также гарантии, обеспечивающие их выполнение.
Статус отличается в зависимости от положения, в котором находится народный адвокат, а именно: статус народного адвоката, занимающего должность; снятого с должности; подавшего в отставку.
Длительность полномочий народного адвоката и вопрос его переизбрания представляют особый интерес при определении независимости народных адвокатов. Срок действия полномочий омбудсмана и возможность его переизбрания отличаются в разных странах. Согласно указанному критерию, они могут быть классифицированы в страны, которые назначают омбудсмана:
на срок одного мандата (полномочия);
без указания срока действия полномочий;
на мандат с правом одного переизбрания.
РМ относится к категории стран, в которых омбудсман назначается на должность на срок 1 мандата. Из содержания закона следует, что срок полномочий составляет 7 лет.
В нашей стране основания для досрочного снятия с должности народного адвоката перечислены в Законе «О народном адвокате (омбудсмене)». В соответствии со статьей 14, ч. (1) парламентский адвокат может быть досрочно освобожден от занимаемой должности в случае: отставки; утраты гражданства РМ; отзыва; несовместимости; невозможности исполнять свои обязанности более четырех последовательных месяцев по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению; вступления в законную силу обвинительного приговора; смерти.
Предложение об отзыве народного адвоката с должности может вноситься не менее чем 20 депутатами. Постановление об отзыве с должности принимается 3/5 голосов избранных депутатов на основании доклада специальной парламентской комиссии, состоящей из членов Комиссии по правам человека и межэтническим отношениям и Комиссии по вопросам права, назначениям и иммунитету. Основанием для отзыва народного адвоката могут служить: действия, несовместимые со статусом народного адвоката; нарушение законодательства о конфликте интересов, установленное окончательным судебным решением; разглашение государственной тайны и других охраняемых законом сведений и данных.
Несовместимость.Должность народного адвоката и его заместителей несовместима с какими-либо иными публичными или частными должностями, за исключением преподавательской, научной или творческой деятельности. Народный адвокат и его заместители не вправе заниматься политической деятельностью либо быть членом какой-либо политической партии.
На основании принципа независимости,омбудсманы в своей деятельности независимы по отношению ко всем органам публичной власти.
Это положение предусмотрено и законодательством РМ в этой сфере: Институт народного адвоката является автономным и независимым по отношению к любому органу публичной власти, юридическому лицу независимо от вида собственности и организационно-правовой формы, а также к должностному лицу любого уровня. К народному адвокату неприменим какой-либо императивный или представительский мандат. Никто не может обязать народного адвоката подчиняться своим указаниям или распоряжениям. Народный адвокат не может быть обязан давать объяснения или делать заявления по рассмотренным или рассматриваемым им делам, за исключением случаев, когда таковые необходимы в интересах представляемой стороны или содержат информацию, представляющую общественный интерес. Вмешательство в деятельность института народного адвоката, намеренное игнорирование должностными лицами всех уровней обращений и рекомендаций народного адвоката, а также препятствование в любой форме его деятельности влекут ответственность согласно законодательству.
Иммунитетнаправлен в основном на защиту омбудсманов от давления посредством необоснованных обвинений в целях прямого или косвенного влияния на его способ мышления.
Неприкосновенность народного адвоката и его заместителей распространяется на их жилище и служебное помещение, используемые ими транспортные средства и средства связи, корреспонденцию, документы и личное имущество.
Компетенция- это совокупность полномочий, предусмотренных законом, которые государственный орган обязан выполнять. Термин компетенции в публичном праве используется для выявления признания государственного органа на осуществление определенной деятельности и руководство в силовых правоотношениях.
Под территориальной компетенциейпонимается совокупность петиций, которые вправе принимать и рассматривать институт парламентского адвоката (омбудсман) на определенной территории. В соответствии с законодательством государств в этой сфере, согласно территориальной компетенции омбудсманы могут быть: национальными, территориальными, отраслевыми (специализированными).
Национальный омбудсман наделен общей компетенцией на всей территории государства и своей деятельностью осуществляет надзор над всеми административными службами государства, над должностными лицами всех уровней (Франция, Польша, Румыния).
Территориальный омбудсман обладает компетенцией получать и рассматривать петиции о нарушении прав человека на территории, находящейся под его юрисдикцией. Территориальный омбудсман, в свою очередь, может быть: региональным, муниципальным.
Региональный омбудсман компетентен принимать петиции в отношении государственных органов и должностных лиц.
Муниципальный (местный) омбудсман принимает жалобы в отношении органов, подчиняющихся муниципальному руководству в пределах муниципалитета (Великобритания).
Отраслевой (специализированный) омбудсман наделен компетенцией рассматривать петиции, обладающие двумя критериями: объективным критерием, касающимся социальных отношений; субъективным критерием, относящимся к кругу лиц, имеющих право подавать жалобы, либо действия или акты которых были обжалованы
Отраслевой омбудсман, компетенция которого ограничена объективным критерием, чаще всего специализируется в следующих сферах социальной жизни:
· свобода прессы - Швеция, уполномоченный по проблемам информации -Канада;
· охрана здоровья (уполномоченный по проблемам охраны здоровья - Великобритания);
· зашита прав национальных меньшинств (омбудсман по вопросам этнической дискриминации - Швеция);
антимонопольная деятельность (омбудсман по вопросам конкуренции -Швеция);
· защита прав потребителей (омбудсман для потребителей - Швеция);
· равноправие (омбудсман по вопросам равенства шансов - Швеция).
Отраслевые (специализированные) омбудсманы, компетенция, которых ограничена по субъективному критерию, бывают двух видов:
· военный омбудсман (уполномоченный по проблемам армии - германия);
· омбудсман пенитенциарных учреждений (исследователь исправительной системы - Канада, омбудсман пенитенциарных учреждений в штатах Мичиган, Орегон - США).
РМ также создала институт омбудсмана на национальном уровне.
Под материальной компетенцией понимается совокупность процессуальных, материальных и организационных полномочий, которыми наделен институт омбудсмана.
Полномочия омбудсмана отличаются в разных государствах. В некоторых государствах контролирующие полномочия омбудсмана распространяются на судебные органы, пенитенциарные учреждения, муниципальные органы. Во всех европейских странах омбудсмана не имеет право контролировать законодательную деятельность. Не обладает компетенцией разрешать конфликты между частными лицами, этим полномочием наделены судебные органы.
Полномочия, в зависимости от их целей, могут быть сгруппированы в две категории:
первичные полномочия;
вторичные полномочия.
Первичными являются те полномочия, без которых было бы невозможным достижение целей института, а именно: обеспечение соблюдения прав человека. Эти полномочия предусмотрены в ст. 1 Закона: Народный адвокат способствует защите прав и свобод человека путем предупреждения их нарушения, а также мониторинга и представления докладов о порядке соблюдения прав и основных свобод человека на национальном уровне путем совершенствования законодательства в области защиты прав и свобод человека, международного сотрудничества в этой области, продвижения прав и свобод человека и механизмов их защиты посредством применения процедур, регулируемых настоящим законом. Народный адвокат по защите прав ребенка осуществляет свои полномочия по обеспечению соблюдения прав и свобод ребенка и реализации на национальном уровне центральными и местными органами публичной власти, должностными лицами всех уровней положений Конвенции ООН о правах ребенка.
Вторичные полномочия вытекают из первичных или, другими словами, являются предусмотренными законом методами, имеющимися в распоряжении парламентского адвоката, в целях реализации его основных полномочий.
3. Теоретические и практические аспекты конституционной юрисдикции.
Конституционный суд - орган конституционной юрисдикции и контроля конституционности законов.
Контроль конституционности законов преследует цель осуществления контроля содержания законов по отношению к положениям Конституции. На основании Конституции РМ был создан Конституционный суд в качестве единственного органа конституционной юрисдикции и контроля конституционности законов в конституционной системе РМ. Конституционный суд РМ выступает как «европейская модель» конституционной юрисдикции. При осуществлении синтеза европейской доктрины о месте конституционного суда по отношению к остальным органам власти, можно сказать, что в концентрированной модели контроля конституционности законов европейского типа Конституционный суд располагается вне трех традиционно учрежденных властей (исполнительной, законодательной, судебной). Этот вариант предлагается итальянской, испанской, бельгийской и французской доктринами и в той же позиции располагаются и Конституционный суд РМ не являющийся частью ни одной из властей.
Согласно Конституции РМ он является независимым органом конституционной юрисдикции. Он руководствуется идеей, согласно которой для того, чтобы контролировать деятельность таких органов, как Парламент или Правительства, необходимо, чтобы проверяющий находился на уровне выше проверяемого органа.
Среди частных характерных черт Конституционного суда можем отметить:
Конституционный суд не является государственной властью и не обладает какой либо из функций законодательной, исполнительной или судебной властей.
Являясь органом власти, регулируемым Конституцией в отдельном ее Разделе, Конституционный суд выполняет роль гаранта верховенства Конституции.
Он является органом власти, поддерживающим хорошее функционирование публичных властей при конституционных отношениях разделения, уравновешивания, взаимодействия и взаимоконтроля.
Конституционный суд независим по отношению ко всем остальным органам публичной власти и подчиняется только Конституции и своему органическому закону.
Политический характер Конституционного суда вытекает, прежде всего, из порядка назначения судей, поскольку в их назначении принимают участие политические власти, парламент. Однако, судьи не назначаются по политическим критериям. В то же время, Конституционный суд обладает некоторыми полномочиями, отличающимися по своему политическому содержанию, например: утверждение результатов республиканских референдумов, избрание Парламента и др.
Юрисдикционный характер обусловливает и принципы организации и функционирования Конституционного суда, а именно независимость и несменяемость судей, и методы, которыми осуществляются полномочия Конституционного суда, в большей части, судебными процессуальными чертами.
В заключение отметим, что Конституционный суд РМ является единственным политическим юрисдикционным органом публичной власти, то есть содержит три существенные черты, необходимые для гарантирования верховенства Конституции, обеспечения реализации принципа разделения государственных властей и ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством.
4. Принципы регулирования основных прав и свобод человека и гражданина
Слово принцип происходит от латинского principium, означающего «начало».
В том, что касается института основных прав человека, следует отметить некоторые принципы из категории принципов права.
В нашей конституционной системе институт основных прав и свобод граждан основывается на следующих принципах:
- основные права, свободы и обязанности всеобщие;
- закон не имеет обратной силы;
- равноправие граждан;
- публичные должности могут занимать только лица, обладающие гражданством РМ;
- защита граждан РМ за ее пределами; правовая защита иностранных граждан и лиц без гражданства;
- отказ от экстрадиции и от изгнания граждан РМ из страны;
- приоритет международных положений по отношению к национальным;
- свободный доступ к правосудию;
- исключительный характер ограничения в осуществлении некоторых прав или свобод;
- реальная и эффективная гарантия основных гражданских прав;
- гуманизм основных прав и свобод граждан;
- органическая связь между основными правами и свободами граждан.
Все они следуют из Главы I Раздела II Конституции (ст. 15-23).
Так граждане РМ пользуются правами и свободами, закрепленными Конституцией и другими законами, и имеют предусмотренные ими обязанности. Уважение и защита личности составляют первостепенную обязанность государства. Все граждане РМ равны перед законом и властями независимо от расы, национальности, этнического происхождения, языка, религии, пола, взглядов, политической принадлежности, имущественного положения или социального происхождения.
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют те же права и обязанности, что и граждане Республики Молдова, с изъятиями, установленными законом. Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть выданы другому государству только на основании международного соглашения, на условиях взаимности или по решению судебной инстанции. Право убежища предоставляется и изымается в соответствии с законом и с соблюдением международных договоров, одной из сторон которых является Республики Молдова.
Любое лицо имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными судами в случае нарушения его прав, свобод и законных интересов. Ни один закон не может ограничить доступ к правосудию.
Каждый человек имеет право на признание его правосубъектности. Государство обеспечивает право каждого человека на знание своих прав и обязанностей. С этой целью государство публикует все законы и другие нормативные акты и обеспечивает их доступность.
5. Приобретение, срок действия и прекращение полномочий парламентского мандата.
Законом о статусе депутата Парламента предусмотрено, что депутаты приступают к исполнению мандата с момента избрания при условии его последующего признания. Документом, подтверждающим это право, является сертификат, выданный ЦИК. В то же время, депутаты обладают удостоверением депутата и значком депутата, выданными Постоянным бюро после законного формирования Парламента. На период осуществления мандата депутату выдается дипломатический паспорт.
Срок действия мандата в различных конституционных системах разный. В Австралии и Швеции - три года, в Англии, Франции, Италии - пять лет. В республике Молдова срок парламентского мандата составляет четыре года.
В Республике Молдова качество депутата прекращается в день первого законного созыва вновь избранного Парламента либо в случае отставки или смерти, лишения или несовместимости.
Заявление об отставке представляется председателю Парламента. Парламент своим постановлением принимает к сведению заявление об отставке депутата и объявляет мандат вакантным.
В случае смерти Комиссия Парламента по вопросам права, назначениям и иммунитету подготавливает доклад. Парламент своим постановлением принимает к сведению доклад комиссии и объявляет мандат вакантным.
Вакантный мандат распределяется кандидату в депутаты, стоящему первым в списке партии, общественно-политической организации или избирательного блока, которую или который представлял депутат, чей мандат был объявлен вакантным. В случае освобождения депутатского мандата, полученного независимым кандидатом, замещение вакансии осуществляется путем восстановления голосов в порядке убывания чисел, исключения числа, соответствующего данному кандидату, и включения следующего числа.
В 30-дневный срок со дня объявления депутатского мандата вакантным Конституционный суд признает действительным следующий мандат.
Несовместимость с функцией парламентария устанавливается в силу теории разделения властей в государстве. Те, кто занимают должности в законодательной власти, не могут занимать должностей в других сферах государственной власти. Если допустить, что депутат занимает одновременно должности в публичной или частной сферах, были бы налицо определенные негативные последствия: отсутствие на некоторых заседаниях Парламента, недостаток времени для рассмотрения проектов законов, материальная зависимость от должности по совместительству и др.
В соответствии со ст. 70, ч. 1 Конституции Республики Молдова «Положение депутата несовместимо с какой-либо другой оплачиваемой должностью», за исключением научной и преподавательской деятельности. Закон РМ о статусе депутата Парламента (ст. 3) предусматривает, что депутатский мандат несовместим с:
постом Президента Республики Молдова;
должностью члена Правительства;
должностью парламентского адвоката;
любой другой оплачиваемой должностью, в том числе предоставленной иностранным государством или международной организацией, за исключением преподавательской и научной деятельности, осуществляемой вне распорядка, установленного Регламентом Парламента.
Депутат, находящийся в одном из предусмотренных положении, обязан в течение 30 дней после признания мандата подать в отставку с должности, несовместимой с депутатским мандатом.
В течение 30 дней после признания мандата депутат должен заявить Постоянному бюро обо всех видах деятельности, которыми он намерен заниматься вне Парламента.
В начале каждого созыва Комиссия по вопросам права, назначениям и иммунитету рассматривает заявления депутатов с точки зрения несовместимости должностей.
6. Понятие и сущность правового государства.
Государство - это организационная система, реализующая суверенным образом руководство обществом (народом, укоренившим на определенной территории), обладающая, в этих целях, монополией на создание, и применение права. Государство является:
- политической организацией общества, при помощи которой осуществляется руководство обществом;
- организацией, обладающей монополией на создание и применение права;
- организацией, осуществляющей власть на определенных территории определенного человеческого сообщества;
- политической организацией обладателей государственной властью, которая единственная может обязать выполнять общественные волеизъявление, применяя, при необходимости, принудительна силу.
Государство определяется со ссылкой на три составляющие: нация (народ), территория и публичная власть.
В правовом государстве правит закон, во всех сферах его деятельности, будь то отношения с гражданами либо различными социальными организациями на его территории. Используемое в этом смысле, понятие «правовое государство» встречается даже в некоторых конституционных текстах, например ст. 28 Конституции ФРГ, ст. 11 нынешней Испанской Конституции или ст. 1, ч. (3) Конституции РМ 1994 года.
Для существования правового государства необходимо наличие законодательной системы, руководствующейся постоянной заботой об охране человеческой личности в ее целостности и создании для нее оптимальных условий развития.
Правовое государство предполагает наличие политического порядка, основанного на разделении властей в государстве, то есть на системе «тормозов и противовесов», способных воспрепятствовать публичным органам превышать полномочия, которыми они были наделены.
Правовое государство - это государство, организованное на основе принципа разделения властей в государстве, которое гарантирует реальную независимость правосудия и нацелено на внедрение в жизнь основных прав и свобод человека.
Правовое государство означает подчинение государства праву, это государство, подчиняющее свои действия в отношении граждан правилам, определяющим их права; правовое государство это система организации, в которой совокупность социальных и политических отношений подчиняется праву; это государство, связанное правом, государство которое соблюдает право; государство в котором власть подчинена праву, все проявления государства будучи узаконены и ограничены правом; правовое государство означает ограничение власти правом; правовое государство означает основные гарантии публичных свобод, защиту правопорядка; правовое государство предполагает наличие конституционных правил для всех; это государство способно вести переговоры о свободе и авторитете; правовое государство - это иерархизированный и систематизированный правопорядок; оно знаменует концепцию власти, оно является менее государством и более движением рационализации и упорядочивания и т.д.
Установление и углубление подлинной и реальной демократии представляет собой единственное окружение правового государства. Учрежденное в качестве «реплики» в адрес абсолютизма, волюнтаризма, тоталитаризма, правовое государство несовместимо с недемократическими или антидемократическими политическими режимами. Определениями демократии являются:
- универсальность участия в разрешении публичных вопросов;
- провозглашение и гарантирование публичных и частных прав и свобод;
- социальный плюрализм;
- применение принципа большинства в совещательной деятельности коллегиальных органов;
- административная децентрализация и реализация автономии местных органов власти;
- учреждение народной власти и внедрение адекватных средств для ее выражения (всеобщее равное прямое и тайное голосование, референдум, народная законодательная инициатива).
Учреждение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина составляют основу правового государства. Это потому, что «господство закона» должно означать защиту и безопасность индивида на основании своего правового статуса.
Последовательный и иерархизированный правопорядок - как предпосылка правового государства - предполагает, с одной стороны, объединение в систему норм, составляющих право, а с другой стороны, логическое последствие первого, установление отношений подчинения и соответствия между элементами нормативной правовой системы. В основе нормативной правовой системы стоят два принципа: принцип законности и принцип конституционности.
Принцип законности - может быть выражен в двух требованиях: упорядочивание правовых норм в единую и целостную систему, гармоничную и иерархизированную; соблюдение юридических правил всеми субъектами; органами публичной власти, физическими или юридическими лицами.
Принцип конституционности - совмещает и объединяет правовые средства с целью обеспечения соответствия юридических правил с конституцией. Это требование соответствия может быть рассмотрено в двух аспектах; материальном - предполагающем соотношение юридических правил с содержанием конституционных положений; и формальном - предполагающем соотношение соответствующих правил с процедурами, учрежденными конституцией для их издания.
Системы регулирования внутри правового государства:
- политический контроль за осуществлением парламентом исполнительной власти;
- административный контроль;
- юрисдикционный контроль законности административных актов; контроль конституционности законов;
- процедура примирения;
- обжалование незаконных или необоснованных судебных решений.
Политический контроль осуществляется парламентом в соответствии с одной из своих основных функций, при помощи различных институционных средств. Данный контроль осуществляется следующим образом: исполнительный орган сообщает парламенту о принятых мерах; предварительное совещание парламента о принятии определенных мер; утверждение парламентом определенных действий или актов административного органа власти; выражение вотума доверия; выражение недоверия; правительство берет на себя ответственность по своей инициативе; процедура снятия с должности главы государства; процедура предъявления обвинения главе государства; а также процедура начала уголовного преследования членов правительства за действия, совершенные при исполнении своих обязанностей; деятельность парламентских комиссий.
Административный контроль осуществляется внутри административных органов либо по их инициативе, либо по инициативе граждан. Контроль по инициативе административных органов функционирует как иерархический контроль или как опекунский. Иерархический контроль принадлежит административному органу высшему по отношению к проверяемому и, если законом не предусмотрено иное, он является контролем законности, а также соблюдения сроков и эффективности. Попечительский административный контроль - это форма административного контроля, осуществляемого в отношении децентрализованных органов власти. Он является контролем законности.
Контроль, осуществляемый по инициативе граждан, может принять форму иерархического обжалования. Эта форма предоставляется законом тем, чьи права были нарушены административными актами. Иерархическое обжалование направляется в административный орган высший по отношению к органу, издавшему акт, с требованием об его отзыве или отмене.
Юрисдикционный контроль законности административных актов осуществляется извне системы органов государственной администрации независимым судебным органом власти в рамках производства, в основе которого стоит право на защиту, противоречивость, равноправие сторон процесса, множество путей обжалования незаконного или необоснованного решения. Полномочиями на осуществление такого контроля наделяются либо органы общего права, либо специализированные инстанции.
Контроль конституционности законов предполагает проверку соответствия нормативных актов содержанию конституции. Четко определены две модели такого контроля: «американская», предоставляющая обычным судебным инстанциям осуществление контроля конституционности законов, и «австрийская», ставшая впоследствии «европейской», предоставляющая этот контроль специальным и специализированным органам (конституционному суду или трибуналу).
Процедура примирения осуществляется через институт омбудсмана. Попытка посредничества или примирения граждан и администрации в связи с законными правами и интересами первых, на основе закона и в его пределах, безусловно, является неотъемлемым «механизмом» или выразительной «процедурой» правового государства.
Пути обжалования незаконных или необоснованных судебных решений также являются одним из механизмов функционирования правового государства и одной из гарантий восстановления законности в случае его нарушения. Помимо обычных путей обжалования, законом предусмотрены и чрезвычайные пути обжалования. Таким образом, способ обжалования решения не является лишь «средством исправления», он представляет собой инструмент воздействия в окружении правового государства, для того чтобы закон, в том числе в судебной деятельности, обеспечил свое главенство и эффективность в полном объеме.