Ii. права и обязанности беженцев и вынужденных переселенцев
2.1 Политические и экономические права и обязанности
Практически всегда миграционное перемещение влечет изменение правового статуса.
Особый правовой статус мигранта будет зависеть от видового различия мигрантов (беженец, вынужденный переселенец, иностранный работник и т.д.) и заключаться в дополнительных правах и обязанностях
Международные мигранты, находясь вне территории страны, гражданами которой являются, с одной стороны, как правило, сохраняют права и обязанности по отношению к государству гражданской принадлежности, а с другой - дополнительно приобретают определенные права и обязанности государства пребывания.
Статус внутренних мигрантов также может изменяться в зависимости от субъекта Федерации - места пребывания или проживания.
Условно в содержании правового статуса мигрантов можно выделить следующие группы прав, свобод и обязанностей:
1) права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;
2) права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:
права и обязанности, предоставленные в государстве гражданской принадлежности (преимущественного проживания) либо в административной единице, откуда была осуществлена миграция;
права и обязанности, предоставленные мигрантам в государстве или административной единице, в которое лицо осуществило миграцию;
3) права, предоставляемые мигрантам органами местного самоуправления (потенциальные меры социальной поддержки и социальной помощи).
При этом следует отметить особое значение международных актов, договоров и соглашений, нередко с их помощью закрепляются особые правила регулирования порядка въезда и выезда, пребывания, осуществления трудовой деятельности, а также дополнительные льготы и гарантии для граждан государств, подписавших подобные соглашения[31].
Правовые основания механизма защиты беженцев и вынужденных переселенцев могут быть представлены в первую очередь конституционными нормами: действующей Конституцией РФ (ст. 45, 46, 48, 52, 53); конституциями (уставами) субъектов в составе РФ, а также нормативно-правовыми актами федерального (например, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О вынужденных переселенцах", в ред. от 23 июля 2008 г., Закон РФ от 19 февраля 1993 г. "О беженцах", в ред. от 23 июля 2008 г.) и регионального уровня.
Проблемы беженцев, присущие всей истории человечества, впервые стали предметом международно-правовых отношений в рамках Лиги Наций. 26 февраля 1921 г. Советом Лиги Наций был принят первый документ в этой области - резолюция по русским беженцам. В 1923 г. общее количество людей, ищущих убежище в странах Европы (армяне, болгары, русские, албанцы, сербы), составляло от 2 до 2,5 млн. В июне 1926 г. по инициативе Международного Комитета Красного Креста учреждается пост Верховного комиссара по беженцам, которым избран известный арктический исследователь и филантроп Фритьоф Нансен, и Бюро по делам беженцев. Принятое в июле 1922 г. Положение о получении удостоверений личности для русских беженцев было подписано 53 государствами и получило позже название Положения о "нансеновских паспортах". 31 мая 1924 г. было принято аналогичное Положение об удостоверении личности армянских беженцев.
В соответствии с действующими в России международно-правовыми актами и нормами внутреннего законодательства РФ предоставляет право находиться на своей территории следующим категориям лиц: беженцам и лицам, ищущим убежища, из стран дальнего и ближнего зарубежья; вынужденным переселенцам и лицам, ходатайствующим о предоставлении убежища; экономическим мигрантам, трудящимся мигрантам; лицам без гражданства и лицам, ищущим политического убежища; сотрудникам дипломатических и иных миссий иностранных государств, международных организаций, а также туристам и лицам, осуществляющим транзитный проезд через территорию РФ.
Право индивида на свободу передвижения, выбор места жительства на территории государства является основным базовым правом, закрепленным во Всеобщей декларации прав человека1, Международном пакте о гражданских и политических правах2 и Протоколе N 4 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Это право провозглашается также в ст. ст. 27 и 40 Конституции РФ.
На основании международно-правовых документов и в связи с усилившимся потоком беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации в 1993 г. были приняты Законы "О беженцах"[32] и "О вынужденных переселенцах". Впоследствии каждый из них получил новую редакцию. Законы "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах", принятые в соответствии с Конституцией РФ[33] и общепризнанными нормами международного права, определяют правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, порядок признания лица беженцем или вынужденным переселенцем и закрепляют правовые, экономические и социальные гарантии защиты их прав[34].
Помимо Законов "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах" вопросы миграции регламентируются Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"[35] и иными нормативно-правовыми актами.
Министерству внутренних дел РФ подведомственна Федеральная миграционная служба (ФМС России). ФМС РФ является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции[36]. Основными задачами ФМС России являются: совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции и др.
Относительно политических прав беженцев, следует отметить следующее.
Право каждого человека на свободу убеждений и свободное выражение их получило закрепление во многих международных документах как универсального, так и регионального уровня.
Таковыми являются, в частности, Всеобщая декларация прав человека 1948 года,
Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г[37]., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г[38]., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г[39].
Лицо, преследуемое органами государственной власти за его убеждения, представляющие реальную или предполагаемую угрозу для соответствующего государства, определяется как "политический беженец".
Наличие иных политических убеждений, отличных от тех, которые разделяются правительством, само по себе не является достаточным доказательством обоснованных опасений преследований. Ходатайствуя о предоставлении статуса беженца вследствие преследований за политические убеждения, проситель должен доказать, что он является носителем убеждений, неприемлемых для властей, поскольку критикует их политику и методы ее реализации. При этом требуется подтверждение того, что эти взгляды известны властям или приписываются ими ходатайствующему. Иными словами, наличие преследований за политические убеждения предполагает, что проситель имеет убеждения, которые либо были выражены, либо привлекли внимание властей. Вместе с тем бывают ситуации, когда ходатайствующий не выражал своих убеждений, однако твердость его идейной позиции позволяет предположить, что эти убеждения рано или поздно будут выражены, вследствие чего он вступит в конфликт с властями. В такой ситуации проситель может рассматриваться как лицо, испытывающее опасения преследований за политические убеждения[40].
В случаях, когда лицо является жертвой преследований или наказания за политические правонарушения, следует определить, преследуется ли оно за политические убеждения или за вызванные этими убеждениями поступки. Если преследование является следствием наказуемого акта, совершенного по политическим мотивам, и предполагаемое наказание соответствует основному закону данной страны, то опасения в отношении такого преследования не являются основанием для предоставления статуса беженца. Однако преследование за правонарушение может быть предлогом для наказания лица за его политические убеждения. Если имеются предпосылки к тому, что политический правонарушитель подвергнется чрезмерному или произвольному наказанию за совершенное правонарушение, то такое наказание может рассматриваться как преследование.
2.2. Социальные права и обязанности
В содержании правового статуса мигрантов можно выделить следующие группы прав, свобод и обязанностей:
1) права, свободы и обязанности, закрепленные нормами международного права и международными соглашениями;
2) права, свободы и обязанности, установленные нормами национального законодательства:
- права и обязанности, предоставленные в государстве гражданской принадлежности (преимущественного проживания), либо в административной единице, откуда была осуществлена миграция;
- права и обязанности, предоставленные мигрантам в государстве или административной единице, в которое лицо осуществило миграцию;
- права, предоставляемые мигрантам органами местного самоуправления (потенциальные меры социальной поддержки и социальной помощи)[41].
Закон закрепляет за лицами, получившими статус вынужденного переселенца, следующие права:
а) самостоятельно выбирать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом Федеральной миграционной службы России;
б) при отсутствии возможности самостоятельного выбора нового места жительства получить в подразделении по делам миграции направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845 утверждено Положение о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации[42], которое предусматривает необходимое содействие этой категории лиц со стороны подразделений по делам миграции в жилищном обустройстве. Кроме того, Постановление регулирует порядок формирования и использования фонда жилья для временного поселения вынужденного переселенца;
в) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания.
Данный порядок определяется Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 713 "О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан"[43].
При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) имеют право на компенсацию расходов на проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории РФ.
Более подробно данный порядок регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. "О порядке оказания содействия лицам, получившим свидетельство о регистрации ходатайства о признании их вынужденными переселенцами, и вынужденным переселенцам в обеспечении проезда и провоза багажа, а также выплаты соответствующей компенсации малообеспеченным лицам из числа указанных граждан"[44];
г) на содействие в профессиональной подготовке и переподготовке, на регистрацию в качестве безработного и получение социальной помощи, устройство детей в государственные школы и детские дошкольные учреждения;
д) получать бесплатную медицинскую и лекарственную помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, пособия по беременности и родам, пособия на детей и иные права, предоставляемые действующим законодательством гражданам РФ, и др.
Лицо, получившее статус беженца, имеет право на:
а) содействие в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если это лицо находится вне пределов территории России;
б) охрану представителями территориального органа внутренних дел в центре временного размещения;
в) работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ;
г) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение наравне с гражданами РФ;
д) содействие в устройстве детей в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального и высшего профессионального образования наравне с российскими гражданами;
е) содействие подразделения по делам миграции в получении сведений о своих родственниках, проживающих в государстве гражданской принадлежности (прежнего места жительства) беженца;
ж) обращение в подразделение по делам миграции по месту пребывания лица и членов его семьи для оформления проездного документа с целью выезда за пределы России;
з) участие в общественной деятельности наравне с гражданами РФ;
и) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (обычного места жительства), выезд на место жительства в иностранное государство и др.
В числе объектов, на которые направлено действие механизма защиты прав и свобод беженцев и вынужденных переселенцев, выступают конституционные (основные) и отраслевые (специальные), индивидуальные и коллективные права, свободы и обязанности,
т.е. вся совокупность прав указанных категорий населения, образующая содержание их конституционно-правового статуса.
Правительство РФ в своих правовых актах всегда уделяло внимание проблемам беженцев и вынужденных переселенцев[45]. Так, например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. N 718, в ред. от 22 апреля 2009 г. N 339 "Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования"[46], физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин, налогов товары (за исключением транспортных средств), бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию Российской Федерации.
Правительство РФ поддерживает вынужденных переселенцев как группу населения, наименее конкурентоспособную на рынке труда[47]. Права вынужденных переселенцев регламентируются федеральными целевыми программами (например, Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2009 г. N 1087 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010 - 2016 годы"[48]).
Иногда права и свободы беженцев и вынужденных переселенцев закрепляются в рамках правовых актов, посвященных иностранным гражданам (например, Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации")[49].
Министерству внутренних дел РФ подведомственна Федеральная миграционная служба (ФМС России). ФМС РФ является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции[50]. Основными задачами ФМС России являются: совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; производство по делам о гражданстве Российской Федерации, оформление и выдача основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации; осуществление миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; разработка и реализация во взаимодействии с иными государственными органами мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции; исполнение законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев, участие в установленном порядке в предоставлении политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства; осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля и надзора в сфере внешней трудовой миграции и др.
В докладах Уполномоченного по правам человека систематически привлекается внимание к правам беженцев и вынужденных переселенцев, констатируется, что не выработана взвешенная и сбалансированная миграционная политика, что сводит к минимуму усилия по восстановлению и соблюдению прав указанных категорий населения[51].
Таким образом, решение миграционных проблем обусловлено необходимостью создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Необходимо завершить процесс разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области миграции, оптимизировать деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации в этой сфере.