Консульский устав ссср 1926 г

Этот документ действовал до 1976 года.

Основные его положения следующие:

Устанавливалось не 3(как прежде), а 4 класса консульских учреждений:

· Генеральные консульства

· Консульства

· Вице-консульства

· Консульские агенства

В мае 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР устанавливались классыдипломатических представителей за рубежом:

- Чрезвычайный и полномочный посол - 1 класс

- Чрезвычайный и полномочный посланник - II класс

- Поверенный в делах - III класс

Через 3 года были восстановлены дипломатические ранги для всех дипломатов от Чрезвычайного и полномочного посла до атташе.

Подчёркивалось, что консульские функции, в основном, носят не торговый, а административный характер;

Отсутствовало даже упоминание о консульской юрисдикции (т.е. консул уже не мог решать вопросы, связанные с преступлениями граждан в стране пребывания);

-закреплялась норма, согласно которой консулы были обязаны

содействовать культурно-просветительским наклонностям граждан

СССР;

-консулы обязывались принимать заявления советских граждан на

любом из языков народов союзных республик;

- консулам было предоставлено право снижать или совсем не

взимать консульские сборы с неимущих;

- предусматривался порядок обжалования действий консульских

работни ков;

- частично Консульский Устав 1926 года касался консульских привилегий

и иммунитетов. Этот вопрос получил нормативное закрепление лишь в 1927

году, в специальном Положении, действовавшем до 1966 года.

- определялся порядок назначения консулов;

- консулом мог быть только гражданин СССР;

- назначение осуществлялось по законам направляющей стороны;

- консульские округа определялись по согласованию сторон;

-консулу выдавался патент, в котором указывались следующие данные:

- Ф.И.О. консула;

- гражданство;

- класс;

- консульский округ;

- местонахождение консульства;

По предъявлении патента государство пребывания выдавало экзекватуру-документ, разрешающий выполнение консульских функций данному консулу.

В СССР было заключено несколько СОГЛАШЕНИЙ (конвенций, договоров), которые регулировали этот вопрос. В частности, Конвенции с Польшей (1924) и Чехословакией (1935) предусматривали, что если одна из сторон сочтёт необходимым изъять экзекватуру, то она обязана известить об этом другую сторону, но могла не указывать причину этого изъятия. Договор же с Германией предусматривал обязательное сообщение причины изъятия экзекватуры .

Двусторонние договоры по-разному решали и вопрос о нештатных (почётных) консулах. Например в договорах с Польшей, Чехословакией, Германией и др. предусматривалось использование только штатныхконсулов.

По разному разрешался и вопрос о праве консулов заниматься торговлей. В частности, договоры с Польшей, Чехословакией, Германией не давали консулам такого права.

С целью возвести наработанный опыт и устоявшиеся традиции в ранг международного права в апреле 1961 г. под эгидой ООН была проведена международная дипломатическая конференция в Вене, которая приняла Венскую конвенцию о дипломатических сношениях. Этим документом определён статус дипломатических представительств при главах государств, порядок установления дипломатических отношений, аккредитации и прекращения функций главы дипломатического представительства.

Конвенция установила 3 классаглав представительств (послы и нунции, посланники и интернунции, поверенные в делах), определила функции посольств и миссий, регулирует вопросы дипломатических иммунитетов и привилегий. Эта конвенция важна и для определения полномочий консульских учреждений.

С целью упорядочения консульской службы аналогичная конференция в Вене в 1963 году была проведена и по вопросам консульских сношений. (конвенция принята 24 апреля 1963 г., вступила в силу 19 марта 1967 г.). Конвенция дала определение консульского учреждения, консульского округа, консульских должностных лиц, урегулировала установление и осуществление консульских сношений, а также установила преимущества, привиллегии и иммунитеты консульских учреждений, консульских должностных лиц.

Этой Конвенцией установлено уже 4 класса глав консульских учрежде-

Ний.

СССР (одновременно БССР) долгое время к этой конвенции не присоединялся, так как считал, что некоторые её положения противоречат как консульской практике, так и нормам, содержащимся в консульских конвенциях СССР, заключённых с другими странами. Именно поэтому положение иностранных консулов в СССР регулировалось ПОЛОЖЕНИЕМ о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (1966) и двусторонними консульскими конвенциями.

Республика Беларусь присоединилась к Венской Конвенции о консульских сношениях 1963 года 20 апреля 1989 года.

В 1918 году возникла БНР (Белорусская Народная Республика), которая имела свои органы внешних сношений. Де-юре БНР признали: Украина, Литва, Латвия, Эстония, Чехословакия, Болгария, Турция, Финляндия. В рамках БНР возникли и первые консульства (Литва, Латвия, Финляндия, Турция, Чехословакия и др. страны).

В составе СССР правительство БССР не имело права самостоятельно осуществлять дипломатические и консульские отношения, хотя в соответствии с двухсторонними соглашениями на территории БССР были консульские представительства ГДР и Польши. БССР имела своё Министерство Иностранных Дел.

26 июня 1945 г. БССР подписала Устав ООН. Однако даже в это время Беларусь не имела некоторых атрибутов суверенитета: таможни; национальной валюты; международных связей на уровне посольств;

С 1954 года Беларусь является членом международной организации – ЮНЕСКО.

27 июля 1990 г. в Республике Беларусь (тогда ещё БССР) была принята “Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь”. Декларация содержала многие атрибуты суверенитета, в том числе самостоятельность государственной власти в границах территории Беларуси, провозглашала правомочность законов Республики Беларусь, независимость Республики Беларусь в международных отношениях и т. д.

В августе 1991 г. произошло дальнейшее укрепление независимости Беларуси. Был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь».

С осени 1991 года начался новый этап в развитии консульских отношений. Было заключено несколько двухсторонних соглашений.

В феврале 1996 года Указом Президента Республики Беларусь был утверждён Консульский Устав.

В декабре 1991 г. Республика Беларусь стала членом Содружества Независимых Государств (СНГ).Это событие оказало значительное влияние на консульскую службу.

С начала 90-х годов было заключено несколько консульских конвенций с зарубежными странами:

· Польшей;

· Китаем;

· Румынией;

· Россией;

· Казахстаном;

· Чехословакией (правопреемство)

Консульские отношения с зарубежными странами неуклонно развиваются. По состоянию на март 2008 г. Республика Беларусь имеет 52консульских учреждений в 47 странах. В Беларуси находится 80 иностранных посольств по совместительству.

В Беларуси непосредственное руководство консульской службой в настоящее время осуществляет консульское управление МИД.

Наши рекомендации