Самодеятельные театральные движения 60-70-х годов. Всенародные юбилейные торжества и празднества
В 60-е и 70-е годы всенародные массовые празднества с особой силой обнаруживают свое воспитательное, мобилизующее и организующее воздействие. Именно в этот период наиболее широкое распространение получили агитационно-художественные бригады— действенная форма идеологической работы в массах, помощи клубам в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании советских людей.
Характерными особенностями развития агитбригадных представлений конца 60-х — начала 70-х годов являются: размах само-
1 Подробнее см.: Волович В. Большой московский карнавал.— В кн.: Массовые праздники и зрелища. М., 1961, с. 161.
1 См.: Глан Б. Режиссура массовых зрелищ. М., 1963, с. 20—21.
го движения', плодотворные поиски путей обогащения художественно-выразительных и агитационных средств, учет информированности и специфики восприятия современного зрителя.
В Москве в ноябре 1973 года была проведена декада агитационно-художественных бригад — участниц Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности, посвященного 50-летию образования СССР. Выступления лучших агитколлективов убедительно показали успешность новаторских драматургических и режиссерских решений, плодотворность их опоры на достижения всех видов искусства, основанных на драматическом действии, тесную связь агитбригад с проблемами современной жизни, требовательность актеров-любителей к своему исполнительскому мастерству. Все это — залог дальнейшего, еще более широкого развития - агитбригадных представлений, призванных средствами искусства и наиболее демократическим путем способствовать делу коммунистического воспитания самых широких слоев трудящихся.
И позднее, на зональных смотрах, на заключительном показе агитационно-художественных представлений Российской Федерации (1977), художники-публицисты самодеятельной сцены продемонстрировали умение агитировать, высокий уровень мастерства, творческую зрелость. Руководители агитбригад и постановщики агитспектаклей достаточно хорошо владеют драматургией этого вида театрализованных представлений и находятся в постоянных поисках ярких образных решений.
Многие коллективы воплощают замысел в музыкальной, танцевальной, пластической форме. Частушки, куплеты, «подтанцов-ки» в современных агитбригадных выступлениях, как правило, трансформируются в завершенный по действию и сценически интересно организованный номер. Расширяя жанровую палитру своих программ, агитбригадчики добиваются наибольших удач там, где их программы опираются на фольклорные традиции, пронизаны народной сатирой и юмором, воссоздают народные потешные, хороводные, песенные представления и действования. Эти коллективы заимствуют из сокровищницы народного искусства и перерабатывают в соответствии со своими задачами элементы прославления, величания, лиризма. В программах агитбригад из разных областей и краев Союза появляются в современной интерпретации излюбленные народные персонажи, и это не просто дань моде, а плодотворное осмысление народного искусства.
Современная агитбригада не представляет собой чего-либо принципиально нового по сравнению с «живой газетой», ТРАМами или «Синей блузой». Совершенно правы те исследователи, которые говорят о своеобразной модификации, переплавке средств и приемов самодеятельного искусства одного времени в другое, о
1 Только в одной Российской Федерации в конце 60-х годов насчитывалось более тридцати тысяч агитбригад, в которых участвовало почти полмиллиона человек.
преемственности и диалектическом переходе этих средств из одного качества в другое.
На современном этапе развития общества изменились задачи театрализованных представлений, как и задачи театрального искусства во всем многообразии его видов. Качественно изменился: и объект пропаганды и агитации. Поэтому многие приемы, например, «живой газеты» (митинговость и информационность в подаче материала, схематизм, эксцентричность и др.) не соответствуют сегодняшним требованиям. Но основные принципы создания-агитационно-художественных представлений остаются неизменными. Партийность, народность, документальность и художественность — этими принципами руководствуются и будут руководствоваться организаторы и участники агитбригадных и других видов театрализованных представлений.
Глубокая заинтересованность в решении своих идейно-творческих задач, огонь сердец, пытливый ум, талантливость-—все это есть у лучших современных агитбригадчиков и свидетельствует о несомненной перспективности агитбригадного движения на современном этапе, о возможности создания еще более ярких и зрелых программ.
В 60—70-е годы отмечаются юбилейные даты ряда историко-революционных событий: 50- и 60-летие Великой Октябрьской социалистической революции, 100-летие со дня рождения В. И. Ленина, 25- и 30-летие победы советского народа в Великой Отече-ственой войне, 50-летие образования СССР.
Проведение этих празднеств в масштабах всей нашей страны, а также стран социалистического содружества и всего прогрессивного человечества, безусловно, способствовало укреплению социалистического сознания, распространению влияния марксистско-ленинской идеологии на широчайшие массы, усилению авторитета Советской власти и Коммунистической партии.
Подготовка и проведение всенародных юбилейных торжеств создавали в трудовых коллективах благоприятную обстановку для подведения итогов проделанной работы, для пропаганды и усвоения важных сведений о внутреннем и международном положении, для стимулирования творческой активности трудящихся и концентрации их внимания на еще не решенных задачах. Пооощряя лучших, наиболее передовых труженников, социалистическое общество стремится на их примере и на примере коллективной деятельности всего народа мобилизовать людей на решительное преодоление недостатков, на повышение производительности труда, свободное проявление творческих способностей.
Что касается эстетического аспекта всенародных торжеств, то совершенно очевидно, что великие юбилеи вызвали к жизни невиданный размах движения артистов-любителей.
Два года продолжался фестиваль самодеятельного искусства, посвященный 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Год, предшествовавший юбилею, был объявлен годом всенародного смотра достижений художественной культуры за
6 Заказ N: 3661
полстолетие ее развития. Во всех концертных залах страны в честь юбилея были проведены большие тематические представления. Организовывались юбилейные выставки изобразительного и прикладного искусства.
Профессиональные и народные драматические театры посвятили юбилею свои лучшие спектакли, отражающие революционные завоевания советского народа. Накануне юбилея проводились смотры агитбригад и дни культуры и искусства союзных республик, где наряду с профессиональными выступали самодеятельные коллективы.
Кульминационным моментом праздника искусств, посвященного юбилею, явился заключительный концерт лауреатов смотра художественной самодеятельности в Кремлевском Дворце съездов 20 октября 1967 года.
Грандиозным торжеством ленинской национальной политики и культурного строительства в нашей стране явилось празднование 100-летия со дня рождения вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Юбилею был посвящен праздник искусств народов СССР под девизом «Искусство — народу». На родине В. И. Ленина, в Ульяновске, состоялось торжественное открытие мемориала. Эти празднества явились и основой для подготовки юбилея 1980 года — 110-летия со дня рождения вождя революции.
Наиболее яркими театрализованными представлениями юбилейного торжества в честь столетия В. И. Ленина были концерт в Кремлевском Дворце съездов (главный режиссер'—■ народный артист РСФСР И. М. Туманов) и театрализованный концерт «Поэма о вожде» в Ленинграде (постановщик — народный артист СССР Г. А. Товстоногов).
Звучит в зале Кремлевского Дворца съездов торжественное вступление. Раздвигается занавес, открывая празднично оформленную сцену. Пятнадцать полуколонн служат основаниями для гербов союзных республик. Все пространство сцены отдано огромному хору и группам солистов, одетых в национальные костюмы. «Мы — люди ленинского века»,— поют пятнадцать солистов — народных артистов СССР, лучших певцов национальных оперных театров.
Этот же прием был использован в исполнении своеобразной оды, составленной из стихов о Ленине поэтов союзных республик. Стихи читали «звезды» драматической сцены республиканских театров, каждый на своем языке, но одно слово звучало неизменно и понятно для всех: «Ленин».
Праздничный концерт вылился в демонстрацию политического единства больших и малых народов, составляющих одну семью.
В дни юбилея и предшествовавшие ему во всех клубах и Домах культуры проводилась клубная Лениниана. Это были циклы мероприятий, посвященных великому празднику и включавших в себя: тематические театрализованные концерты, циклы лекций о жизни В. И. Ленина и его соратников, театрализованные митинги и чествования.
82 . • ■
Т
Празднование 100-летнего юбилея со дня рождения В. И. Ленина явилось грандиозным торжеством ленинской национальной политики и культурного строительства в нашей стране.
Именно в честь славного юбилея Октября и в честь 110-летия со дня рождения В. И. Ленина была возобновлена давно существовавшая в нашей стране праздничная традиция — коллективные праздники в форме добровольного и широко организованного труда в интересах всего народа —всенародные массовые коммунистические субботники.
«Вершиной трудового подъема народа, незабываемым всенародным праздником вдохновенного труда,— говорил Л. И. Брежнев,-— стал Всесоюзный ленинский субботник 11 апреля. Советские люди вышли на него с мыслью о Ленине, о том историческом первом субботнике, в котором Владимир Ильич увидел „великий почин" нового, коммунистического отношения к труду»1.
Участие в торжествах, посвященных В. И. Ленину, более ста делегаций от коммунистических, рабочих, национально-демократических и левосоциалистических партий и организаций из различных стран продемонстрировало растущее единство мировых революционных сил, подтвердило выдающееся значение ленинского празднества в деле распространения социалистической идеологии. Торжества, проходившие в атмосфере высокого политического подъема, подводили славные итоги полувековой борьбы за дело социализма и коммунизма.
Такой же характер носили празднества в честь 50-летия образования СССР, вылившиеся в демонстрацию единства, дружбы и братства многонационального советского народа, и празднества, посвященные 25-й и 30-й годовщине победы советского народа над фашистской Германией.
Траурно-торжественным моментом празднества, посвященного 25-летию победы в Великой Отечественной войне, явилась минута молчания в честь'павших героев войны: 9 мая в 18 часов 50 минут вся страна, вспоминая своих героев, отдавала дань уважения и признательности тем, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость нашей социалистической Отчизны.
Тридцатилетие победы над фашистской Германией в обстановке разрядки международной напряженности вместе с советским народом отмечало все прогрессивное человечество.
Подготовка и проведение юбилейных празднеств проходили под воздействием идей и решений XXIV и XXV съездов КПСС. Огромный трудовой и политический подъем, с которым трудящиеся всей страны отмечали важнейшие юбилейные даты Советского государства, свидетельствует о морально-политическом единстве нашего общества, о монолитной сплоченности партии и народа, о нерушимой дружбе и братском сотрудничестве всех народов великого Советского Союза.
1 Брежнев Л. И. Актуальные вопросы идеологической работы КПСС. М., 1978, т. 1, с. 374.
Юбилейным и знаменательным для советского народа датам были посвящены многочисленные смотры и фестивали самодеятельного искусства в масштабах всей страны. Так, 50-летию образования СССР был посвящен Всесоюзный смотр сельской художественной самодеятельности. Заключительный концерт этого смотра состоялся 29 марта 1973 года в Кремлевском Дворце съездов.
В 1975 году вышло постановление Президиума ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Министерства культуры СССР, Министерства высшего и среднего образования СССР и Госкомитета Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию «О проведении Первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся». Проводившийся более двух лет (1975—1977) фестиваль способствовал активизации и всемерному развитию художественного народного творчества, вовлечению в самодеятельное искусство широких масс трудящихся. Он превратился в яркое свидетельство расцвета подлинно народного искусства в нашей стране.
Кульминационным моментом всенародного фестиваля был театрализованный концерт в Кремлевском Дворце съездов 7 октября 1977 года, в день принятия Верховным Советом СССР новой Конституции СССР (главный режиссер концерта — народный артист РСФСР И. Шароев). Сообщение об этом газета «Правда» заканчивала следующими словами:
«Наступает торжественный финал незабываемого праздничного концерта. Звучит новое вокально-симфоническое произведение „Ода Конституции". С огромным подъемом исполняется Государственный гимн Советского Союза. Шесть тысяч зрителей, собравшихся в Кремлевском Дворце съездов, горячо аплодируют высокому мастерству артистов-любителей, продемонстрировавших расцвет многонациональной культуры Страны Советов»1.
Практика проведения массовых празднеств и театрализованных представлений в нашей стране свидетельствует, что такие празднества являются одним из элементов духовной жизни общества, способствующих творческому становлению человека как гармонической личности, сплачивающих весь народ, активизирующих его творческую энергию и идейную целеустремленность.
Международное влияние советских театрализованных представлений и всенародных торжеств особенно ярко проявилось при проведении XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов на Кубе летом 1978 года. Фестиваль явился выражением широкой международной солидарности с народом и молодежью Кубы — первого социалистического государства в Западном полушарии Земли.
Митинги, дискуссии, пресс-конференции, обсуждения, встречи делегаций в клубах, встречи по профессиям и интересам, совме-
Правда, 1977, 8 октября.
стные экскурсии — все было направлено на то, чтобы молодежь разных стран могла свободно общаться, обсуждая самый широкий круг вопросов. Параллельно проходила разнообразная культурная программа: гала-концерты делегаций, выступления национальных ансамблей и солистов, встречи композиторов, писателей, художников, архитекторов. При пионерлагере имени Хосе Марти ■осуществлялась развернутая детская программа фестиваля, охватывающая актуальные проблемы и детей, и взрослых. Спортсмены разных стран встречались на спортивных площадках в дружеских соревнованиях, на тренировках. Во время фестиваля проходили заседания Международного трибунала, продолжившего кампанию «Молодежь обвиняет империализм!».
На скамье подсудимых-—главный противник молодого поколения — Империализм, обвиняемый в преступлениях против человечества: в сохранении и поддержании на земле колониальных режимов и проведении политики неоколониализма; в расовой дискриминации людей; в развязывании агрессий и войн; в насаждении фашизма, террора и насилия.
Шесть дней длилось заседание суда, и был вынесен приговор. Империализм виновен по всем пунктам обвинения. Как система он виновен во всех бедствиях молодежи в экономическом, культурном и социальном отношении. Проводимая Империализмом политика силы, нагнетания напряженности, гонка вооружений, вмешательство во внутренние дела других государств, производство оружия массового уничтожения — все это является преступлением против человечества.
Но главным содержанием фестиваля был все-таки праздник, во -всей яркости и щедрости его красок. Незабываемым для гостей и хозяев зрелищем и развлечением стал карнавал на набережной Малекон в Гаване.
И конечно, вершиной искусства массовых театрализованных представлений последних лет явились величественные церемонии открытия и закрытия Олимпиады-80. Этим поистине массовым театрализованным представлениям рукоплескали миллионы людей всей планеты. Никогда еще в истории после древнегреческих празднеств-состязаний спорт и многообразное искусство народов так не приближались, не смыкались в единство, как в этих двух празднествах, явившихся органической частью всей московской •Олимпиады. 26 тысяч самодеятельных и профессиональных артистов, спортсменов и физкультурников участвовали в этих художественных грандиозных спектаклях. «Нам хотелось средствами массового представления,— говорил главный режиссер празднеств открытия и закрытия игр народный артист СССР И. М. Туманов,— рассказать о гостеприимстве советского народа, о массовости нашего спорта, о разнообразии национальных культур, о высоком мастерстве деятелей культуры и спорта, передать ощущение всенародного признания олимпийского движения, олимпийских идеалов». И это все несомненно было выражено театрально ярким языком народного искусства. А грандиозная по масшта-
бам танцевальная сюита была подлинным гимном национальной культуре нашей страны.
Над олимпийскими празднествами-представлениями работали выдающиеся деятели советского искусства: народные артисты СССР и РСФСР М. Годенко, Б. Петров, О. Димитриадзе, В. Соколов, художник Р. Казачек, спортивные режиссеры В. Губанов, Г. Золотарева, М. Кондрашова и многие другие. 174 безупречно организованные картины «художественного фона» были созданы под руководством Л. Немчина.
Это знаменательное представление произошло буквально в момент издания книги и более подробно о нем будут еще писать и говорить. Но здесь хочется привести выразившее чувства многих зрителей высказывание одного из зарубежных гостей: «То, что мы увидели в Москве во время открытия и закрытия Олимпийских игр, повторить, может быть, удастся, но превзойти — никогда».
Разумеется, совершенству нет предела, но бесспорно и то, что триумф олимпийских представлений в Москве — результат невиданного расцвета массовых театрализованных представлений в Советской стране и странах социализма.
В. И. Ленин, говоря о сущности нового, социалистического искусства, подчеркивал следующее: «Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их»1.
Эти слова вождя пролетариата с полным правом можно отнести к советским театрализованным представлениям и массовым празднествам, к театру поистине народному, «театру без занавеса и кулис».
Ленин В. И. О литературе и искусстве. М., 1967, с. 663.
Часть вторая