Сложные юридические факты и фактический состав
Отражение в праве общественных отношений - далеко не простой процесс. Конкретная социальная ситуация представляет собой подчас переплетение элементов объективного и субъективного, закономерного и случайного. Поэтому в качестве юридических фактов выступают не только простые фрагменты социальной действительности, но и довольно сложные ее «срезы». В результате в правовом регулировании появляются сложные юридические факты - такие фактические обстоятельства, которые складываются из нескольких юридически значимых сторон.
Например, факт дееспособности (недееспособности) гражданина включает в себя как субъективный элемент - «способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их», так и объективный элемент - возраст. Типичный пример сложных по составу юридических фактов - факты-правонарушения, которые складываются, как правило, из нескольких элементов как субъективного, так и объективного характера.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что «волевой критерий», согласно которому все юридические факты подразделяются на события и действия, нельзя абсолютизировать. В качестве юридических фактов могут выступать не только «чистые» события и действия, но и фактические обстоятельства, охватывающие своим содержанием и то, и другое - сложные юридические факты.
Закрепление сложных юридических фактов в принципе положительное явление в законодательстве. Сложные юридические факты (например, местожительство, безвестное отсутствие, недееспособность и др.) помогают охватить многосторонние социальные ситуации, способствуют повышению системности в правовом регулировании. В некоторых отраслях (трудовом, семейном, уголовном праве и др.) использование сложных юридических фактов объективно необходимо и неизбежно. Вместе с тем можно привести немало примеров (в лесном, водном законодательстве), когда сложные юридические факты порождены недостаточной дифференцированностью правового регулирования. Так, ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации определяет загрязнение водных объектов как «сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов».
Таким образом, под «загрязнением» закон понимает как умышленные действия («сброс»), так и неумышленные («поступление иным способом»), а также события, возникшие случайно, хотя и в связи с его деятельностью человека, но без его прямого умысла («образование вредных веществ»). На наш взгляд, в данном случае закон отражает социально-правовую ситуацию чересчур «укрупненно». Данный юридический факт мог бы быть заменен несколькими более конкретными юридическими фактами, позволяющими дифференцировать различные случаи «загрязнения».
Базируясь на достигнутом уровне интеграции и дифференциации правового регулирования, компетентный правотворческий орган должен в каждом конкретном случае нащупать меру сложности юридических фактов, выбрать оптимальную форму их закрепления в законодательстве.
Сложные юридические факты не следует смешивать с фактическими составами. Фактический состав представляет собой совокупность (точнее систему) юридических фактов, необходимых для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения правоотношения.
Например, для призыва гражданина на действительную военную службу необходимо наличие российского гражданства, достижение установленного в законе возраста, наличие необходимого состояния здоровья, отсутствие установленного законом права на отсрочку. Совокупность указанных фактических обстоятельств (плюс сам акт призыва) порождают для гражданина комплекс прав и обязанностей, связанных с прохождением действительной военной службы.
От сложного юридического факта фактический состав отличается тем, что состоит из разнородных юридических фактов. В ряде случаев для юридической полноценности фактического состава необходимо не только наличие всех элементов - юридических фактов, но и строгое соблюдение порядка их «накопления» в фактическом составе.
Например, для признания предпринимателя банкротом факт неспособности удовлетворить законные требования кредиторов должен наступить до того, как эти требования будут заявлены в суде, в противном случае признание предпринимателя банкротом невозможно.
Способ связи элементов определяет функционирование фактического состава как сложной системы. В некоторых случаях процесс развития фактического состава сопровождается весьма сложным взаимодействием материальных и юридических отношений.
Юридическая связь побуждает к развитию фактическую основу состава, а накопление очередного факта влечет дальнейшее развертывание юридических связей.
Фактические обстоятельства, связанные с возникновением, изменением, прекращением правоотношения не исчерпываются юридическими фактами. При внимательном рассмотрении выясняется, что они включают более широкий круг фактов, имеющих юридическое значение - юридические условия.
Юридические условия - это обстоятельства, имеющие юридическое значение для наступления правовых последствий, но связанные с ними не прямо, а через одно или несколько промежуточных звеньев. Например, для увольнения рабочего или служащего необходимо, помимо прочего, существование трудового правоотношения. Если правоотношения нет, его нельзя и прекратить. Но следует ли из этого, что все правообразующие факты трудового правоотношения входят в правопрекращающий фактический состав?
Думается, что нет. Правопрекращающий состав не может и не должен вбирать в себя всю цепь предшествующих правообразующих и правоизменяющих юридических фактов. Они примыкают к нему иначе - в качестве юридических условий.
Это хорошо видно на следующем примере. Право собственности на вещь служит юридической предпосылкой для распоряжения этой вещью - вступления в правоотношения мены, дарения, купли-продажи и т. д. Юридические основания приобретения права собственности, как правило, не входят в состав новой сделки, а примыкают к нему в качестве юридического условия.
К числу юридических условий следует отнести также гражданство, пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение, образование, местожительство и др. Не являясь элементами конкретных фактических составов, эти юридически значимые обстоятельства выступают юридическими условиями для возникновения, изменения, прекращения целых массивов правовых связей. В литературе эти факты получили обобщенное наименование элементов гражданского состояния.
В отличие от юридических фактов юридико-фактические условия создают возможность возникновения правоотношений, образуют правовую среду, в которой могут возникать и развиваться разнообразные правовые связи, конкретизация юридических фактов.
В механизме правового регулирования функции юридических фактов тесно переплетаются с функциями актов индивидуального регулирования. В механизме правового регулирования индивидуальные правовые акты, как правило, выступают элементами фактических составов.
Появление индивидуального акта - необходимое условие для завершения фактических составов трудовых, пенсионных, жилищных и многих иных правовых отношений. Вместе с тем, индивидуальный акт - не рядовой элемент фактического состава. Он как бы «аккумулирует» юридическое содержание фактического состава, подводит итог его развитию. Не случайно в большинстве составов индивидуальный акт предусмотрен в качестве его завершающего элемента. Включение индивидуального акта в фактический состав призвано обеспечить контроль со стороны государства за возникновением, изменением, прекращением правовых отношений.
Но взаимоотношение юридических фактов и актов индивидуального регулирования имеет и другую сторону. В юридической практике их нередко рассматривают как различные и даже противоположные части фактического состава. Задачу юридических фактов видят в том, чтобы ограничить акт индивидуального регулирования, выступить по отношению к нему в качестве своеобразного «противовеса». Например, гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. может быть предоставлена безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья. Предшествующие юридические факты («признание в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий») не только создают предпосылку для принятия решения о выдаче субсидии, но и устанавливают для него известные рамки. В некоторых ситуациях стороны вынуждены «дожидаться» всех необходимых юридических фактов, чтобы получить право на принятие желательного для них юридического решения. В данном случае, по нашему мнению, можно говорить еще об одной дополнительной функции юридических фактов: с их помощью ограничиваются пределы свободного усмотрения при издании индивидуальных правовых актов.
Данная сторона функционирования юридических фактов иногда преувеличивается - они рассматриваются исключительно как средство ограничения полномочий государственных органов и должностных лиц. Думается, это - односторонний подход. Юридические факты призваны не только «формализовать» деятельность государственных органов и должностных лиц, но и сигнализировать о возникновении социально-юридических ситуаций, обеспечивать своевременность и точность правовой реакции.
Индивидуальное регулирование приводит к тому, что в процесс правового регулирования «подключаются» фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной отчетливостью в нормах права. Эту группу фактических обстоятельств можно назвать индивидуально-определяемыми (или относительно-определенными) фактами. Индивидуально-определяемые факты имеют юридическое значение для наступления правовых последствий - возникновения, изменения, прекращения прав и обязанностей субъектов правовых отношений. Их особенность заключается в том, что они требуют не только установления, как любые юридические факты, но еще и конкретизации со стороны правоприменительного органа.
Заключение
Итак, я рассмотрела основные положения такой сложной и многогранной юридической категории как правовые отношения. Конечно, в рамках курсовой работы невозможно охватить весь тот огромный массив информации, имеющий отношение к данной теме. Но такая задача и не ставилась. Мною были изложены традиционные взгляды на понятие и сущность правоотношения, даны представления о его структуре и содержании, а также рассмотрены основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений.
Хочется отметить, что несмотря на то, что термин «правоотношение» появился уже около двух тысяч лет назад в Древнем Риме, и сегодня ряд вопросов в рамках теории правоотношения является дискуссионными. Возможно, это связано сложностью самого изучения и осмысления этого понятия, а также с некоторым консерватизмом методов, применяемых при его изучении. Об этом говорит и Р.О. Халфина, пришедшая к выводу, что «создание теории правоотношения требует глубокого изучения этого сложнейшего явления с более широких позиций, чем те, которые традиционно приняты в правовой науке»[13].
В процессе изучения учебной и научной юридической литературы я поняла, что практический смысл и научная ценность изучения юридических фактов заключается в том, что они связывают право с жизнью, позволяют чутко реагировать на изменения в общественных отношениях. Устанавливая нормы права, законодатель должен «увидеть» юридические факты, выделить их из массы важных и второстепенных социальных обстоятельств и правильно отразить в нормах действующего законодательства. Неточное выделение юридических фактов, неправильная их правовая оценка ведут к тому, что одним обстоятельствам не придается должного значения, другие, напротив, приобретают несвойственные им качества.
Завершая свою работу, считаю нужным подчеркнуть актуальность и важность рассмотрения данной темы для деятельности будущих юристов независимо от той отрасли права, в которой ему придется работать. Ведь содержание правового отношения, будь то гражданско-правовое, уголовно-правовое или иное отношение, всегда построено на наличии у его субъектов определенных прав и обязанностей, соблюдение и защита которых является основной целью в деятельности юристов-практиков.
[13] Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С.8
Библиография
1. Алексеев В.Н. Государство и право. – М., 1993.
2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - М.: Юриспруденция, 1999.
3. Водный кодекс Российской Федерации.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации.
5. Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации.
6. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществление права. - Л., 1987.
7. Гримм Д.Д. Лекции по догме римского права. - Спб., 1919.
8. Дигесты Юстиниана. Избранные фрагменты в переводе и с примечаниями И.С. Перетерского. - М., 1984.
9. Иванова З.Д. Законность - основа правоотношений в деятельности милиции: Лекция - М., 1987.
10. Конституция Российской Федерации.
11. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. – Спб., 1910.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.т. 3, 13, 18, 23.
13. Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Курс лекций. - М.: Юристъ, 1999.
14. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко. Том 2. Теория права. – М.: «Зерцало», 1998.
15. Опалева А.А. Правовые отношения: Лекция. – М.: Юридический институт МВД РФ, 1995.
16. Протасов В.Н. Правоотношения как система. - М., 1991.
17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
18. Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. - М., 1974.
19. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. – М., 1998.
20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. - М., 1912.