Средневековье как стадия исторического процесса.
Понятия «средние века» и «феодализм».
Термин «средние века» был введен в историографию итальянскими гуманистами в XV веке. Впервые «средним веком» римский историк Флавио Бьондо в труде «История от падения Рима» называет период между античностью и современной ему эпохой. Причем средневековье расценивалось автором как период одичания, огрубления, как «темные века» в отличие от античности, которая представлялась как время достижения вершин в развитии искусства, культуры в целом.
Понятие о средних веках, как об определенном этапе всемирной истории между античностью и новым временем, разрабатывалось и в XVII веке. В это время в историческую науку уже прочно вошло деление всемирной истории на античность, средние века и новое время. Немецкий профессор Й. Келлер хронологически ограничивает средние века периодом от разделения Римской империи на Западную и Восточную части (конец IV в.) до разгрома Константинополя турками – османами в 1453 г.
Ученые эпохи Просвещения в XVIII в. оценивали средневековье как период господства религиозного догматизма, гонения на умственную свободу, период общего упадка. Только XIX век принес переосмысление содержания средних веков. Ученые отказываются от однозначной оценки средневековья как периода «темных веков». Для историков становится очевидна эволюция средневекового общества от состояния упадка к экономическому и культурному подъему.
Условия для начала подъема складывались уже с середины XI века, что сделало это время определенным рубежом в истории европейского средневековья. Именно время с середины XI века и до конца XV специалисты рассматривают как второй период в истории европейских средних веков – период расцвета феодальных отношений, классический феодализм. Первый период: конец V – середина XI в. – раннее средневековье, время складывания феодализма как общественной системы. Третий, последний период - XVI – XVII вв. – поздний феодализм или начало раннего нового времени. Понятия «средние века» и «феодализм» впервые стали отождествляться на рубеже XVIII и XIX вв. Термин «феодализм» возник в конце XVIII в. во Франции. Он сформировался как производное от юридического термина «феод» в документах XI- XII вв., которым обозначали земельное имущество, переданное в пользование за службу вассалу его сеньором[20].
Феодализм в Европе.
Формирование феодальных отношений стало главным процессом в социально-экономической сфере европейского средневековья. При этом центральным звеном этого процесса являлось становление феодальной собственности на землю. Становление феода, как находящегося в собственности и передаваемого по наследству участка земли, происходило несколькими путями. Первый путь – через крестьянскую общину, где постепенно формировалась семейная крестьянская собственность на землю, которая передавалась по наследству от отца к детям, так называемый аллод. Появление аллода способствовало ускорению расслоения в среде крестьян. Постепенно формировался слой крестьян-собственников, которые концентрировали в своих руках на правах собственности большую часть общинной земли и постепенно интегрировались в класс феодалов.
По иному формировалась феодальная собственность в среде служилого сословия. В этом случае определяющим был процесс пожалования земельных участков крупными собственниками (королем, сеньорами, вотчинниками) своим приближенным. При этом необходимо иметь в виду, что вся совокупность земельных собственников выстраивалась в строгую иерархию, в основе которой лежали отношения вассалитета. На самом верху иерархической лестницы стоял король, который был верховным сюзереном, но не всегда действительно абсолютным главой государства. Его власть ограничивалась властью папы, силой и авторитетом крупных феодалов. Как правило, земельные владения крупных феодалов располагались достаточно компактно. Это создавало благоприятные условия для политической автономии крупных землевладельцев, что в свою очередь способствовало политической раздробленности, характерной для всех европейских стран до XII века.
Королевская власть, кроме того, зависела от появившихся в Европе уже в XII – XIII вв. первых парламентов. Это – кортесы в Испании (XII в.) и Португалии (с конца XIII в.), парламент в Англии (1265), Генеральные штаты во Франции (1302). Таким образом, в политическом отношении государства средневековой Западной Европы в основном представляли собой феодальные монархии с сословным представительством.
Следующую ступень феодальной иерархии составляли непосредственные вассалы короля - крупные землевладельцы: светские и духовные. Крупные феодалы обладали большим набором прав, в том числе собирали налоги со своих крестьян и горожан, вершили суд в своих поместьях, могли чеканить собственную монету. В свою очередь они также имели вассалов - баронов, которых наделяли землей за службу. Вассалами баронов были рыцари, в их власти находились уже только крестьяне.
Изначально земельные наделы передавались собственником представителю служилого сословия – вассалу (рыцарю, дружиннику) - только в условное владение, на условии службы сеньору и на время службы. Однако, с течением времени наиболее преданные и верные вассалы все в большей степени становились собственниками пожалованной земли, в том числе, могли передавать ее по наследству, то есть становились феодалами. Крупными земельными собственниками являлись также феодалы духовные: монастыри, архиепископы, епископы, аббаты. Процесс оформления феодальных отношений в Европе в основном завершился к IX- XI вв.
Крестьяне в системе феодальных отношений.
Кроме собственников земли для феодального общества характерно наличие держателей земли – крестьян. Крестьяне делились на лично свободных и лично зависимых. Лично свободные крестьяне работали на земле феодала, платили фиксированные налоги, выполняли определенные работы по договоренности, но при этом не принадлежали феодалу и в любое время могли покинуть его, перейти к другому землевладельцу, поселиться в городе. Свобода передвижения лично зависимых крестьян была ограничена, они были прикреплены к земле, позже – и к ее владельцу. Лично зависимые крестьяне выполняли различные повинности в пользу феодала. Причем размер повинностей не был фиксированным, отношения внутри феодальной усадьбы не регламентировались официальными юридическими документами и зачастую носили деформированный характер.
Крестьяне вели на земле феодала самостоятельное хозяйство и выплачивали землевладельцу ренту. Существовало три формы феодальной ренты: продуктовая (натуральный оброк), отработочная (барщина) и денежная. Соотношение форм ренты менялось в процессе утверждения и развития феодальных отношений. В раннее средневековье преобладала барщина, позже большее распространение получил натуральный оброк. С развитием товарно-денежных отношений начала преобладать денежная рента.
Особенности развития сельского хозяйства.
Труд в сельском хозяйстве, которое составляло основу экономики феодального общества, был ручным и малопроизводительным. Поэтому социально-экономическое развитие в период средневековья происходило медленными темпами. Кроме того, важной особенностью аграрного труда в феодальную эпоху была его прямая зависимость от природных условий. Затяжные дожди, заморозки или засухи могли перечеркнуть все усилия крестьян. В сельском хозяйстве использовались в основном архаичные примитивные технологии. В период становления феодальных отношений из-за низкого уровня агротехники преобладал подсечно-огневой способ культивации земли. Пахали на лошадях и быках. Крестьяне разводили крупный и мелкий рогатый скот: коров, коз, овец, а также свиней, птицу. Даже переход от двуполья к трехполью не принес значительного роста урожайности, которая в среднем составляла сам-3, то есть одно посеянное зерно давало лишь три зерна нового урожая. Только к XIII в. урожайность в Европе начала увеличиваться до показателей сам-4, сам-5. Этому способствовал целый ряд причин. К ним относится, например, внутренняя колонизация незанятых земель, характерная для XII – XIII вв. Заметный рост производительности сельскохозяйственного труда был связан с усовершенствованием орудий труда, в первую очередь с распространением железного плуга с упряжкой в несколько пар быков. Его использование облегчило и ускорило процесс обработки земли. С конца XIII в. в крестьянском хозяйстве появляются новые культурные растения: наряду с ячменем расширяются посевы пшеницы, ржи, культивируется овес. Только при урожайности сам-5 и более появлялась, по мнению специалистов-аграрников, возможность накопления прибавочного продукта и расширенного воспроизводства.
Яркой характерной чертой феодальных отношений было господство натурального хозяйства. Все необходимое для повседневной жизни производилось внутри усадьбы. Поэтому, особенно в период становления феодализма, товарно-денежные отношения получили слабое развитие, внутренний рынок в ранних феодальных государствах практически отсутствовал, преобладала внешняя торговля.
Роль городов в прогрессе средневекового общества.
Скачок в развитии средневековых производственных отношений произошел в XI – XII вв. Важной причиной этих изменений стал рост феодальных городов. Первые средневековые города – центры ремесла и торговли - в Европе появились уже к IX в. в Италии (Венеция, Генуя, Пиза, Неаполь) и на юге Франции (Марсель, Арль, Нарбон и др.). Появление этих городов было вызвано тем, что Италия и Южная Франция имели прочные торговые связи с богатейшими византийскими городами и с древними крупными торгово-ремесленными центрами Востока – в Китае и Индии. Позже в X – XI вв. появляются средневековые города и в других европейских странах, в том числе и в Восточной Европе - на Руси (Киев, Новгород, Смоленск, Ладога и др.). Уже в XII в. в Испании значительное экономическое, политическое и военное влияние приобретают кастильские города. Главными предметами торговли в XII – XIII вв. являлись ткани (шелк, лен, шерсть, хлопок), металлы, ювелирные изделия, кожа, зерно, пряности. Основными центрами торговли, как внутренней, так и внешней, являлись ярмарки, которые привлекали местных и иностранных купцов.
Появление феодальных городов ускорило процесс отделения ремесла от сельского хозяйства, хотя многие горожане еще не порвали окончательно связи с деревней и даже держали в городе свое хозяйство. Тем не менее, формирование средневековых городов способствовало росту феодальных производительных сил, складыванию рыночных связей, развитию товарно-денежных отношений.
Развитие феодальных городов вносило изменение и в социально-политическую картину средневековой Европы. Города возникали, как правило, на земле, которая принадлежала конкретным землевладельцам – светским или духовным феодалам. Именно феодальным сеньорам принадлежала вся власть в городах. Однако, с ростом численности жителей городов, увеличением их богатства, экономического потенциала все в большей степени обострялась борьба горожан с сеньорами за независимость. В ходе этой борьбы города обретали независимость, постепенно формировалось городское самоуправление. Итальянские города (Венеция, Генуя, Флоренция, Милан и др.) первыми в Европе уже с XI в. добились самостоятельности и сформировались как города-государства. Независимости к XII – XIII вв. добиваются и города Германии, Франции, Англии, Испании. Некоторые из них получили права самостоятельного проведения внешней политики, чеканки своей монеты. Горожане выбирали органы самоуправления, имели собственный суд, финансы, ополчение. Такие города освобождались от традиционных барщины и оброка, платили сеньору определенную ежегодную денежную ренту. Причем¸ добивались самостоятельности феодальные города в разных странах различными способами. Во Франции, например, в конце XI – начале XII вв. происходило мощное «коммунальное движение», в результате которого французские города получали права на самоуправление, так называемые хартии городских вольностей. В таких хартиях были записаны условия договора между сеньором и городом.
Жители городов Англии, которые в основном располагались на земле, принадлежавшей королю, не осмеливались вести открытую вооруженную борьбу за свою самостоятельность. Поэтому, английским городам удалось добиться только некоторых экономических и финансовых привилегий, пришлось ограничиться правами лишь частичного самоуправления.
Некоторые города в Испании к концу XIII в. добились прав самоуправления, собственного суда. Причем, города имели столь серьезное политическое влияние и военною силу, что ни король, ни феодалы не имели права какого-либо вмешательства в их внутреннюю жизнь. Горожане в Испании приобретали все большее значение в кортесах, постепенно оттесняя дворянство и духовенство. При этом испанский парламент уже к концу XIII в. добился очень серьезных политических прав, которые ограничивали королевскую власть. Например, кортесы решали вопросы войны и мира, устанавливали порядок престолонаследия; за разрешением вводить новые налоги король должен был обращаться к кортесам.
Важным достижением жителей средневековых городов стало то обстоятельство, что все они получали личную свободу от крепостной зависимости. Прожив определенное время в городе, становились свободными и крестьяне, которые бежали сюда из деревни от своих сеньоров. Сложилась соответствующая пословица: «Городской воздух делает свободным».
Повседневная жизнь людей средневековья.
С развитием товарно-денежных отношений в Западной Европе менялась социально-экономическая ситуация и в сельской местности. Втягивавшиеся в рыночные отношения феодалы, все в большей степени заинтересованные в деньгах, раздавали землю в пользование крестьянам на условии выплаты денежного оброка. В итоге это приводило сначала к ослаблению крепостной зависимости, а затем и к полной ее ликвидации. Таким образом, создавались условия для роста производительности крестьянского труда и расслоения в крестьянской среде. За счет притока обедневших крестьян в еще большей степени росли города.
Отличительной чертой средневекового общества являлась его ментальность (особый интеллектуально-эмоциональный взгляд на мир) и жестко с ней связанный уклад жизни. Средневековые жители рассматривали современное им общество как неразделимое целое, которое состоит из трех гармонично сосуществующих сословий, которые взаимно дополняют друг друга. Это - духовенство и монашество; рыцарство, воины и, наконец, землепашцы, трудящиеся. Одни молятся за все общество, другие защищают его, третьи это общество кормят. При этом социальная мобильность, переход из сословия в сословие не приветствовались. В русской ментальности подобное понимание жизни отражает поговорка – «Каждый сверчок знай свой шесток».
Своеобразным было и отношение средневековых жителей ко времени. Средневековые жители измеряли свое время в основном приблизительно, категориями: утро – день – вечер – ночь. Механические часы были изготовлены в Европе уже в XII в., большие башенные часы - в XIII, а в XV в. появились карманные часы. Но при этом современники больше обращали внимание на часы, не фиксируя минуты. Только в позднее средневековье появляется более точное – поминутное – измерение времени.
Характерной чертой средневековья являлось обязательное следование внешним условным формам. От современников требовалось строгое соблюдение общепринятого выработанного ритуала. Одежда, мимика, жестикуляция, поступки - все обязательно должно было соответствовать социальному статусу. Именно в средневековье в Западной Европе формируется детализированный этикет.
При этом жителю XXI в. покажутся странными некоторые распространенные в средневековье нормы публичного поведения, которые начали изживаться только к концу этой исторической эпохи. Например, на рубеже позднего средневековья и начала нового времени появляется большое количество текстов, философских трактатов, художественных произведений, в которых для молодых людей знатного происхождения объясняются правила пристойного поведения во время застолья, на пиру. Здесь можно встретить указания на то, что нельзя, сидя за столом, плеваться. Делается замечание о том, что, если из общей миски берется кость с куском мяса, не стоит класть обгрызенную кость обратно в миску после того как мясо обгрызли. Подчеркивается, что нельзя сморкаться, вытирая нос краем скатерти. Если по кругу ходит кубок или чаша с вином или пивом, то, отхлебнув из этого сосуда, необходимо край сосуда чем-нибудь обтереть, хотя бы рукавом. Носовые платки или салфетки в это время еще не были распространены в обходе[21].
Роль церкви и религии.
Эпоха средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества. Во всех европейских странах церковь была крупнейшим феодалом: ее земельные владения охватывали около трети всех земель в европейских странах. Экономическая мощь церкви сопровождалась ее значительным влиянием в политической жизни государств Западной Европы. Из среды духовенства выделялись королевские советники, канцлеры, государственные секретари, чиновники высших рангов.
Огромное значение имела религия в повседневной жизни европейцев. Причем в рамках средневековья в Западной Европе отношение обывателей к христианству менялось. Заметным рубежом в изменении массового религиозного сознания специалисты считают XII – XIII вв. В прежние века религиозность большинства европейцев носила в основном формальный, внешний характер. Это выражалось в представлениях о том, что достаточно выполнять набор определенных религиозных ритуалов, обрядов, чтобы обеспечить божественное покровительство, земное и загробное благополучие. Практическим выражением подобного отношения стала возможность приобрести у католической церкви за деньги или при помощи каких-либо угодных церкви поступков полное отпущение грехов – индульгенцию.
Однако уже в XII в. начался процесс внутреннего постижения основ христианства, поиски индивидуального пути к Богу. Растет интерес к Священному Писанию. Библия переводится с латинского языка на языки народные. Именно в это время распространяются различные еретические учения, движения, которые указывали на отход официальной церкви, католических иерархов, а зачастую и рядовых клириков от истинной службы Христу. Рост влияния еретических учений заставлял церковные власти искать новые пути борьбы с ними. Уже в 30-е годы XIII в. была учреждена система папской инквизиции для разоблачения и искоренения еретиков. По приговору инквизиции людей, обвиненных в ереси и переданных в руки государства, как правило, сжигали на костре.
Другим способом борьбы с ересями стало учреждение в начале XIII в. нищенствующих монашеских орденов: доминиканцев (основателем считается Святой Доминик) и францисканцев (основатель – Святой Франциск Ассизский). В основе организации этих орденов лежала мысль об апостольском служении Христу, цель которого – нести его учение в мир. Монахи нищенствующих орденов уже не сидели по монастырям, думая лишь о спасении собственной души. Они, отказавшись от какой бы то ни было собственности, от всех земных благ, шли в город и деревню, чтобы своими проповедями просвещать мирян, вытаскивать их из греха. В XIII в. жанр проповеди переживает большой подъем. Чтобы проповедь стала более понятной, доходчивой для обывателей, составляются специальные трактаты, руководства для проповедников. В это время в разных западноевропейских странах появилось большое количество выдающихся проповедников, которые во время своих выступлений собирали огромные аудитории. Причем такие проповеди зачастую произносились не в стенах храма, а на площадях, на лугах за пределами города, чтобы дать возможность большему числу народа услышать ее. Авторитет нищенствующих орденов быстро распространился по всей территории Западной Европы, а затем уже в XIII – XIV вв. и за ее пределами – в Палестине, Египте, Закавказье, Крыму, Монгольской империи, достигнув даже Китая.
В XIV - XV вв. происходят существенные изменения в организационной структуре католической церкви в Западной Европе. Постепенно падает папский авторитет и среди мирян, и среди части католического духовенства. Появляются сильные движения за независимость национальных церквей. Церковные соборы в середине XV в. принимают решения, которые ограничивали власть папы над национальными церквями и способствовали началу законодательного оформления национальных церквей в некоторых странах Западной Европы.
Централизация государственной власти.
В период классического средневековья (середина XI – XV вв.) укрепляется централизованная власть в большинстве западноевропейских стран, начинают образовываться и укрепляться национальные государства (Англия, Франция, Испания, Португалия, Германия и др.). Процесс государственной централизации во всех европейских странах был обусловлен факторами объективного развития этих стран. К таким факторам относится возникновение и развитие средневековых городов, которые становились центрами ремесла и торговли. Формирование товарно-денежных отношений приводило к ликвидации хозяйственной замкнутости отдельных территорий, что способствовало постепенному складыванию общенациональных рынков, единого экономического пространства в европейских государствах. Кроме того, с развитием городов и ростом городского населения появлялась новая социальная сила - горожане, которые были заинтересованы в прочной королевской власти. При этом постепенно увеличивался королевский домен. Причем, в разных странах Европы различные социальные силы и факторы становились определяющими в ходе централизации.
Более всех в государственном строительстве преуспела Франция, где процессы централизации начались раньше, чем в других странах. Здесь уже в начале XIII в. оформился политический союз городов с королевской властью. Горожане надеялись на поддержку королевского центра в их борьбе с феодалами. Король, опираясь на поддержку заинтересованных городов, увереннее выступал в качестве субъекта центральной власти. Налицо совпадение интересов. В XIV – XV вв. во Франции уже были введены постоянные государственные налоги, установлены единая денежная система и единое почтовое сообщение.
В Англии процессу централизации во многом способствовало нормандское завоевание (во второй половине XII в.). Враждебность местного населения к крупным феодалам - иноземцам заставляла их объединяться вокруг короля. Это способствовало тому, что уже в конце XII в. здесь был создан относительно сильный централизованный аппарат управления. Постепенно формировалось политическое единство страны. Однако к концу классического средневековья власть короля в Англии была существенно ограничена деятельностью парламента. Особенно сильным было ограничение королевских прерогатив в деле соблюдения прав человека. Король не имел права без согласования с парламентом налагать новые налоги и издавать новые законы, в своей повседневной деятельности он должен был считаться с уже имеющимися законами.
По пути централизации постепенно шла и Испания. Однако, испанские феодалы и горожане сопротивлялись централизаторским настроениям королей. В XIV – XV вв. обычным явлением повседневной жизни Испании стали междоусобные войны. Королевской власти оставалось только лавировать между различными политическими и социальными группировками, используя их вражду в интересах усиления позиции центра.
Своеобразно шли процессы централизации в германских землях. Германские князья стремились к объединению и централизации в рамках отдельных земель-княжеств, не допуская при этом усиления императорской власти. Жестокие княжеские усобицы были характерны для Германии вплоть до конца средневековья. Император не имел достаточно силы для того, чтобы противостоять княжескому сепаратизму.
Формирование национальных культур.
Усиление процессов централизации в государствах Западной Европы способствовало росту национального самосознания среди населения различных стран. Централизация подтолкнула формирование национальных культур в европейских странах. Средневековая культура стран Западной Европы на протяжении XI – XIV вв. приобрела свой классическая облик. Причем, в эти века западноевропейское искусство последовательно пережило романский и готический стили, во многом соответствующие социально-политической обстановке эпохи. Общей чертой этих стилей является то обстоятельство, что архитектура неизменно оставалась основой синтеза искусств. Все прочие искусства – скульптура, живопись – подчинялись законам, по которым формировалось архитектурное пространство.
Романский стиль характерен для эпохи феодальной раздробленности. Он был распространен во всех европейских странах, но наиболее ярко выразился в искусстве Германии и Франции. В условиях феодальной раздробленности, когда каждый феод был крепостью, дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывал все стороны жизни общества, в том числе и искусство. Возвышающийся на холме каменный замок-крепость или храм-крепость со сторожевыми башнями, с большеголовыми и большерукими изваяниями – это основное создание романского искусства. Типичными примерами совершенного романского зодчества являются городские соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце, Кельне.
Характерны и средневековые, в романском стиле созданные, интерьеры соборов. В скульптуре, а также в витражах романский Бог – это судья и защитник. Он сурово судит своих вассалов, но при этом и защищает их. Таким образом, простые мастера-ремесленники,- а именно они являлись строителями соборов, художниками, каменотесами, плотниками, гончарами, - выражали свои сокровенные мечты и надежды. В эпоху раздробленности, непрерывных междоусобиц они жаждали ограничения феодальной анархии, мечтали о справедливом и сильном властелине.
Начавшаяся после эпохи феодальной раздробленности борьба городов за независимость от феодальных сеньоров, которая часто сопровождалась усилением централизации, способствовала формированию нового художественного стиля – готики. Готика - это в первую очередь искусство средневековых городов-коммун. Готическое искусство, как и романское, распространилось по всей Европе, однако наиболее заметные его образцы были созданы в городах Франции: соборы в Шартре, Парижской богоматери, в Парме, Страсбурге. Эти соборы поражают своими грандиозными размерами. И не случайно. В эпоху разрастания средневековых городов храм был не только местом отправления религиозного культа. Кроме того, это был центр общественной жизни, где читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), порой – происходили заседания городского парламента. Все это требовало от строителей создания действительно огромных соборов, которые бы вмещали все население города.
Как и в романском искусстве, готическая архитектура лежала в основе синтеза искусств. Внутреннее убранство соборов подчинялось основной идее, сформулированной архитектурой – воплощение деятельной жизни средневекового города. Скульптура, рельефы, витражи, алтарная живопись – все являлось символическим рассказом средневековых художников-ремесленников об их непростой жизни, страданиях и мечтах.
Во многом возрождению культуры в целом и становлению национальных культур способствовал подъем средневековых школ, совершенствование системы образования, воспринятой от античности. В ранние средневековые годы обучение в школах различных уровней осуществлялось на латыни. Но уже в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках.
У истоков европейской интеграции.
Наряду с оформлением национальных культур постепенно шел процесс формирования единого общеевропейского культурного пространства. Этому способствовали разные факторы. Общество средневековой Европы было довольно подвижным. Из города в город, из страны в страну переходили ремесленники в поисках заработка. По приглашению духовенства архитекторы, каменных дел мастера из разных стран приходили в места строительства крупных романских или готических храмов, количество которых значительно выросло в этот период.
Одной из самых мобильных социальных категорий средневековья являлись студенты («школяры») и магистры университетов. Уже в XII – начале XIII вв. появились первые европейские университеты: в Болонье, Палермо, Париже, Оксфорде, Кембридже, в других городах. К началу XV в. в Европе существовало около 60 университетов. Хотя обучение в университетах носило богословский характер, они давали толчок развитию умственной жизни. Зачастую богословские диспуты перерастали в философские. Внутри самого богословия зарождались течения, которые подтачивали ортодоксальную систему, подвергали сомнению авторитет церкви. Переезды магистров и студентов из университета в университет являлись обычной практикой того времени. Такие перемещения становились важным фактором культурного обмена между европейскими странами, что способствовало формированию единой западноевропейской цивилизации.
Очень быстро достоянием всех европейских стран стало, например, изобретение в 1450-е годы немцем Иоганном Гуттенбергом книгопечатания. Можно говорить о том, что во второй половине XV в. происходило триумфальное шествие книгопечатания по Европе. В 60-е годы типографии появились в Италии, Швейцарии. В 70-е годы XV в. книгопечатание появилось во Франции, Венгрии, Польше, Англии, Чехии; позже – в Австрии, Дании. Книги, изданные в Европе до конца XV в., называют «инкунабулы», что в переводе с латыни означает «в колыбели», то есть в колыбели книгопечатания. Первой русской печатной книгой считается «Апостол» Ивана Фёдорова (1564).