Определение страны происхождения товаров
Согласно Закона «О таможенном тарифе» полномочиями по установлению порядка определения страны происхождения товаров наделяется Правительство РФ. Там же сформулировано требование, по которому принципы определения страны происхождения должны основываться на существующей международной практике. Отдельные проблемы, связанные с правилами происхождения товаров, были урегулированы в международной конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур (Конвенция Киото): в приложениях о правилах происхождения товаров, о документальном подтверждении происхождения товаров и о контроле за документами, подтверждающими происхождение товаров.
В Киотской конвенции установлены три критерия для определения страны происхождения:
1) Критерий переработки предполагает такую переработку импортного товара на территории данной страны, которая изменяет его положение в товарной классификации, т.е. переводит его из одной товарной позиции таможенного тарифа в другую. Переработка (Обработка) товара, переводящая его в новую позицию товарной классификации, дает основание рассматривать полученный таким образом товар как новый, происходящий с территории страны, где была осуществлена переработка (обработка), а саму эту страну считать страной его происхождения;
2) критерий процентного содержания устанавливает предельную долю иностранных материалов и компонентов (добавленной стоимости) в конечной стоимости готового продукта;
3) установление перечня товаров, в отношении которых страной происхождения будет считаться государство, в котором товар полностью произведен. К таким товарам отнесены полезные ископаемые, живые животные, продукты животного происхождения, рыба и продукты рыбного промысла, вторичное сырье, полученное в данной стране, а также все товары, произведенные в данной стране из вышеперечисленной продукции.
Таможенное законодательство допускает использование понятия «страна происхождения товаров» в широком смысле слова- как место происхождения товаров. Это может быть группа государств, таможенный союз, регион или часть государства. Наиболее частый пример использования в практике внешнеторгового регулирования понятия «страна происхождения», за которым скрывается таможенный союз государств, - Европейский союз. Согласно закона «О таможенном тарифе», ст. 27. Полностью произведенными в данной стране считаются:
1) полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне;
2)продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
3)Животные родившиеся и выращенные в данной стране;
4)продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных;
5)продукция¸ полученная в результате охотничьего и рыболовного промысле в данной стране;
6)продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны
7)продукция, полученная на борту в перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в п.6:
8) продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря данной страны , при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или этих морских недр;
9) отходы и лом (вторичное сырье), полученное в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
10) продукция высоких технологий , полученная на космических объектах, находящихся в космическом пространстве, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
11) товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, указанной в пп.1-10.
В правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций уточняется, что к товарам, полностью произведенным в стране, относятся продукты, изготовленные на борту плавучих рыбозаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбзаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продукции морского промысла, добытой в Мировом океане судами данной страны или судами, зафрахтованными данной страной. Эта норма закреплена в ст. 31 ТК РФ(П.7)
Отнесение товара, полностью произведенным в данной стране , полученной с морского дна или из морских недр за пределами моря данной страны, при условии , что данная страна имеет исключительные права на разработку этого морского дна или морских недр.
К продукции, полностью произведенной в данной стране, отнесены вторичное сырье, скрап(отходы доменных печей и сталеплавильных цехов, а также всякий железный и стальной лом, обрезки, стружка, идущая на переплавку) и отходы, являющееся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране, а также собранные внутри данной страны использованные продукты, пригодные для восстановления сырья.
Ст.32 Таможенного кодекса РФ посвящена критерию достаточной переработки. Он используется, когда в производстве товара участвуют две и более страны, и означает, что товар считается происходящим из той страны, в которой он был подвергнут последней существенной переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств..
Критерием достаточной переработки товара в данной стране являются:
-правило смены товарной позиции –изменение классификационного кода по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков, произошедшие в результате переработки товара;
- правило адвалорной доли- изменение стоимости товара, при котором процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигнет фиксированной доли цены, поставляемого товара;
- составление перечня производственных или технологических процессов, достаточных или недостаточных, для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Когда в отношении конкретных товаров или страны особенности страны происхождения товаров особо не оговариваются, применяется общее правило, согласно которому товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции по ТН ВЭД .
При использовании правила смены товарной позиции могут применяться так называемые списки исключений , т.е. списки, содержащие перечень производственных или технологических операций, которые хотя и ведут к изменению товарной позиции, не считаются признаками достаточной переработки или считаются таковыми лишь при соблюдении определенных условий.
При использовании в качестве критерия достаточной переработки правило адвалорной доли стоимостные показатели рассчитываются – для импортных товаров – по таможенной стоимости этих материалов при их ввозе в страну, в которой осуществляется производство конечной продукции, или (при неизвестном происхождении импортных товаров) – по документально подтвержденной цене их первой продажи на территории страны, в которой осуществляется производство конечной продукции;
-для конечной продукции из стран СНГ – по цене на условиях «франкозавод» ( франко –склад») продавца.
При этом считаются не отвечающими критерию достаточной переработки (п.3 ст.32 ТК РФ):
-операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки (регулирование температурного режима, проветривание и т.д.);
-операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (дробление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка, погрузочно-разгрузочные операции и т.д.);
- простые сборочные операции и иные операции, осуществление которых существенно не изменяет состояние товара, по перечню, определяемому Правительством РФ;
- смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих;
- комбинации двух или большего числа вышеназванных операций;
Законодательство допускает установление в отношении конкретных товаров или стран некоторых особенностей применения критерия достаточной переработки. Так, в Правилах определения происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций предусмотрено, что товар считается подвергшимся достаточной переработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим; если:
- товар подвергается обработке или переработке в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим , или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
- товар подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся странах, на который распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50 % от стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся стран, по которую распространяется тарифный преференциальный режим.
- товар произведен в одной из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной или нескольких развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.
В первом и втором случаях стоимость товара, происходящего из страны, на которую не распространяется тарифный преференциальный режим, определяется на основании таможенной стоимости этого товара, установленной в стране- производителе экспортируемого товара. Стоимость товара неизвестного происхождения принимается в размере цены. Уплаченной за этот товар на территории развивающейся страны- производителе экспортируемого товара.
При установлении порядка применения критериев достаточной переработки для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым РФ предоставляет тарифные преференции, в целях предоставления льгот Правительство РФ вправе определять условия применения непосредственной закупки и прямой отгрузки.
Так, согласно Правилам определения происхождения товаров из развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций товар рассматривается как непосредственно закупленный , если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Информация о стране происхождения товаров может содержаться в различных документах: сертификате происхождения; в документах по маркировке груза; коммерческом счете; внешнеторговой документации и т.д.
Кроме необходимости предоставить сертификат о происхождении товаров при ввозе товаров из развивающихся стран, пользующихся преференциями, сертификат о происхождении предоставляется в обязательном порядке:
- на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами) либо иными мерами экономической политики;
- если это предусмотрено международными соглашениями, законодательством РФ в области охраны окружающей среды, здоровья населения, общественного порядка и т.д.
- в случаях, когда в представленных для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у таможни есть основания полагать, что декларируются недостоверные сведения о происхождении товаров.
Правительство РФ своими постановлениями пересматривает перечень стран – пользователей схемой преференций РФ и список товаров, на который при импорте на территорию РФ преференциальный режим не распространяется.
В свою очередь ФТС России своими нормативными актами доводит до сведения таможенных органов новые перечни стран и списки товаров, уточняет порядок предоставления сертификатов.
К запросу прилагаются сертификат о происхождении товара по форме «СТ-1» или по форме «А», а также документы и материалы, необходимые для принятия решения о подтверждении страны происхождения товаров, например копии внешнеторгового договора или документов, подтверждающих ввоз (намерение ввоза) на таможенную территорию РФ указанного товара, фотографии, рисунки, чертежи, технологические схемы изготовления, коммерческие и иные документы, в том числе заключения лабораторий и (или) других экспертных организаций, в которых приведены результаты исследований проб(образцов) товара, необходимые для подтверждения страны происхождения.
В случае признания страны происхождения товаров, в графе «Для служебных отметок» сертификата (№4- для сертификата происхождения товара по форме «№А» 5 –для сертификата о происхождении товара по форме «СТ-1») уполномоченное должностное лицо соответствующего таможенного органа производит запись «Сертификат подтвержден» под которой ставит подпись.
Сертификат о происхождении товара. Достоверность которого подтверждена, предоставляется таможенному органу одновременно с грузовой декларацией и другими документами, необходимыми для целей таможенного оформления. Документов подтверждающих случаев не требуется документов о подтверждении страны происхождения в следующих случаях (ст 37 ТК РФ):
*если ввозимые товары заявляются к таможенному режиму международного транзита или таможенному режиму временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин. Налогов;
*если общая таможенная стоимость товаров, перемещающихся через таможенную границу, отправленных в одно и тоже время одним и тем же способом и тем же отправителем в адрес одного получателя, составляет менее 20000 руб;
*если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с гл.23 ТК РФ;
*в иных случаях. Предусмотренных международными договорами РФ или законодательством РФ.
Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются :
*декларация о происхождении товара- документ, составляемый в произвольной форме, в котором указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаровст.35 ТК РФ). В качестве такой декларации могут использоваться коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам, содержащие заявление о стане происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или экспортером в связи с вывозом товаров;
*сертификат о происхождении товара- документ , однозначно свидетельствующий о стране происхождения товара и выданный компетентными органами данной страны или страны вывоза (если стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товара ) *ТК РФ ст. 36).
В таможенной практике используются сертификаты о происхождении товара) по форме «СТ-1» и по форме «А».Таможенный кодекс РФ впервые упоминает о декларации происхождении товара. В ст.35 предусматривается, что для удостоверения страны происхождения в таможенный орган может быть представлен декларация о происхождении товара. Такая декларация составляется в произвольной форме и содержит сведения, позволяющие определить страну происхождения товара. К числу таких документов относится, например:
-коммерческие документы (счет-фактуры (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и др.);
-транспортные документы (коносамент, накладная и др.
Сертификат о происхождении товара – документ, выдаваемый уполномоченным органом в стране экспорта (торговыми палатами, союзами, ассоциациями предпринимателей и т.п.), позволяющий определить товары и удостоверяющий, что товары, к которым относится данный сертификат, происходит из конкретной страны.