Причины, условия и процедура принятия Конституции Российской Федерации 1993 г
13. Структура российской конституции 1993 г.
Структура конституции — это система группировки однородных по содержанию норм по определенным смысловым частям (разделам, главам, статьям). Структура тесно взаимосвязана с теми мировоззренческими и научными подходами, которые близки авторам (разработчикам) проекта конституции. В расположении разделов, глав, статей есть своя логика, отражен принципиальный философский или политико-правовой подход. Так, в структуре Конституции РСФСР 1937 г. глава о правах и обязанностях граждан стояла на одном из последних мест. В 1930-е гг. на первом месте были интересы укрепления государства как основного орудия построения социализма и защиты интересов трудящихся. В Конституции РФ на первое место в модели общественного строя выдвинуты интересы личности, обеспечение ее прав и свобод, и глава о правах и свободах помещена на второе место. Структура Конституции РФ состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав и 137 статей. В структуре отражается концептуальная модель нового строя и его основные институты. В преамбуле (вводной части) отражаются задачи и важнейшие ценности построения нового общества, имеющие в большей мере политический и идейно-нравственный характер. Вместе с тем эти положения наполняются правовым содержанием и связывают логикой своих идей и задач все содержание Конституции РФ. Например, такие положения преамбулы, как возрождение суверенной государственности, утверждение прав и свобод человека и гражданина, стремление обеспечить благополучие и процветание России пронизывают все главы и нормы российской конституции. В главе 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ закреплены все важнейшие принципы и характеристики нового общества и государства, совокупная модель нового общества, основанного на общедемократических идеях. В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ закреплена модель нового для российской действительности отношения между личностью и государством. Эта модель построена на приоритете прав личности, уважения ее достоинства. Размещение этой главы на втором месте показывает, что современное государство обязано повернуться к правам личности, ее интересам. Вопросы федеративного устройства закреплены в главе 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ. Оптимальное национально-государственное устройство для России является залогом целостности и суверенности всей страны, средством обеспечения прав наций и народностей, проживающих на ее территории, гарантией единства основного источника власти — многонационального народа. Выделение и последовательность расположения глав Конституции, касающихся высших органов государственной власти, отражают демократическую концепцию построения системы органов государства на основе разделения властей, сдержек и противовесов. Специальные отдельные главы выделены для характеристики статуса Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, судебной власти. Раздельность глав, характеризующих статус органов власти, показывает, что они самостоятельны и независимы от других органов государственной власти в рамках своих конституционных полномочий. Последовательность расположения глав говорит о том, что при прочих равных Президент РФ занимает особое положение в системе разделения властей, является гарантом эффективного ее обеспечения. Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган Российской Федерации имеет в силу своей представительской природы особо весомое положение в системе разделения властей. В главе 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляется собственное место муниципального самоуправления в системе публичной власти в нашей стране, отличное от государственной власти. Самостоятельная глава о местном самоуправлении также является логическим выделением важнейшего элемента демократической модели современного общества — института местного самоуправления.
14. Процедура внесения поправок и пересмотра Конституции РФ. Теоретические и политико-правовые вопросы изменения и пересмотра Конституции РФ.
Специальная глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» Конституции РФ предусматривает три различных способа (механизма) ее изменения. Поэтому в тексте Основного Закона используется три понятия, характеризующие эти способы: пересмотр Конституции; внесение поправок в Конституцию; изменения в ст. 65 Конституции РФ. Рассмотрим каждое их этих понятий подробнее. Понятие «пересмотр конституции» относится только к главам 1, 2 и 9 Конституции РФ. Согласно ст. 135 положения этих глав не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Необходима соответствующая инициатива для того, чтобы процесс по пересмотру глав 1, 2 и 9 Конституции РФ начался. Субъектами этой инициативы могут быть только: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации; группа численностью не менее 1/ъ членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Данная инициатива должна быть поддержана 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае созывается Конституционное Собрание, которое наделено следующими полномочиями и вариантами решения вопроса о пересмотре Конституции: подтвердить неизменность Конституции РФ; разработать проект новой Конституции РФ. В случае принятия решения о разработке новой Конституции Конституционное Собрание также вправе избрать два варианта реализации своих полномочий: принять разработанный проект Конституции РФ 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного Собрания; вынести этот проект на всенародное голосование. Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей. Понятие «внесение поправок» предусмотрено для глав 3-8 Конституции РФ (ст. 136 Конституции РФ). Этот способ предусматривает следующий порядок:• внесение предложение о поправках. Они вносятся теми же субъектами, что и предложения о пересмотре Конституции РФ;• рассмотрение и принятие поправок Государственной Думой в форме специального федерального закона о поправках к Конституции РФ. Данный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; • одобрение Советом Федерации федерального закона о поправках большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;• в течение 14 дней с момента принятия подписание Президентом РФ и обнародование его;• вступление закона о поправках в силу с момента одобрения его органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Порядок принятия федерального закона о поправках в Конституцию РФ осуществляется в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов. Главным отличием в этом порядке является необходимый для вступления в силу федерального закона о поправках в Конституцию РФ этап его одобрения органами законодательной власти субъектов РФ.
15. Соотношение понятий конституционного строя и основ конституционного строя. Структура основ конституционного строя России.
Конституционный строй — это система общественных отношений и институтов (органы, механизмы связей между ними), представляющая собой устройство общества и государства. В центре понятия «конституционный строй» находится способ организации государственной власти в обществе. В отличие от понятий «государственный строй», «общественный строй» категория «конституционный строй» указывает на то, что устройство общества и государства должно ориентироваться на конституцию, основываться на идеях конституционализма. Основы конституционного строя — это те исходные начала устройства общества и государства, закрепленные в конституции и подлежащие развитию в конституционном законодательстве. К таким основам следует отнести: народный суверенитет (или народовластие) - народный суверенитет (или народовластие) предусмотрен ст. 1 и 3 Конституции РФ. Многонациональный народ является носителем суверенитета и единственным источником власти. Принцип народного суверенитета означает, что власть в государстве исходит не от органов публичной власти, а от народа, который осуществляет ее как непосредственно, так и через представителей. Граждане могут осуществлять власть посредством выборов, референдума, всенародных обсуждений, и т.д. ; признание высшей ценностью человека его прав и свобод - предусмотрен ст. 2 Конституции РФ и развивается в последующих ее положениях, например, в ч. 2 ст. 6, ст. 17,18,19, 69, основное содержание названного принципа заключается в том, что основной задачей развития общества и государства является человек, его интересы; верховенство конституции (права в целом) - предусматривается в ч. 2 ст. 4 и ст. 15, названный принцип означает, что Конституции РФ должны соответствовать все нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, а также правоприменительная практика; приоритет норм международного права - установлен в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Приоритет норм международного права заключается в том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В данном случае речь идет о принципах и нормах международного права, которые признаются Российской Федерацией в качестве обязательных; разделение властей - провозглашен в ст. 10 Конституции РФ и развивается в конституционных нормах ст. 83,102,103,107,114. Согласно ст. 10 государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны; многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности - Принцип многообразия форм собственности и свободы экономической деятельности отражен в ряде статей российской Конституции — 8, 9, 34-36. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Объектом различных форм собственности могут являться земля и иные природные ресурсы. В Конституции РФ широко провозглашаются свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гарантии реализации данной свободы, в частности, в рамках добросовестной конкуренции и соблюдения законодательства о разумном ограничении монополий; идеологическое многообразие и политический плюрализм, многопартийность - принцип идеологического многообразия и политического плюрализма, многопартийности устанавливается ст. 1-3 Конституции РФ и развивается в других конституционных положениях, например, в ч. 2 ст. 14, ст. 28, 29, 30.; развитие местного самоуправления - наряду с федеральным и региональным уровнями существует местный уровень власти, самостоятельный от государственных органов в пределах решения вопросов местного значения; государственная власть обеспечивает создание и функционирование муниципальных образований на соответствующих территориях; органы местного самоуправления не включаются в систему органов государственной власти, что обеспечивает их определенную самостоятельность и независимость. Основы конституционного строя определяются не только в Конституции РФ. Они дополняются конкретным содержанием в многочисленном конституционном законодательстве. Так, к наиболее важным нормативным правовым актами в этой сфере относятся ФКЗ «О референдуме Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «О чрезвычайном положении» и др.
16. Содержание и значение конституционных принципов: человек, его права и свободы – высшая ценность; демократическое государство; правовое государство; федеративное государство; социальное государство; светское государство.
Признание высшей ценностью человека его прав и свобод - предусмотрено ст. 2 Конституции РФ и развивается в последующих ее положениях, например, в ч. 2 ст. 6, ст. 17,18,19, 69, основное содержание названного принципа заключается в том, что основной задачей развития общества и государства является человек, его интересы. Россия как демократическое государство характеризуется на основе ст. 1, 3, 31-33 Конституции РФ. Демократическое государство — это такая организация публичной власти, при которой созданы эффективные механизмы участия большинства населения в управлении делами государства, включая осуществление общественного контроля над деятельностью соответствующих органов. Россия как правовое государство характеризуется на основе ст. 1, ч. 2 ст. 4, ст. 15 Конституции РФ. Правовое государство — это государство, устройство и функционирование которого базируется на букве и духе конституции. Россия как федеративное государство характеризуется на основе ст. 1, 5, 65-78 Конституции РФ. Основными признаками федеративного государства являются разграничение предметов ведения между федерацией и ее политико-территориальными единицами, а также разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти; наличие системы правовых механизмов взаимоотношений центральных органов и органов политико-территориальных единиц, входящих в состав федерации, в том числе в сфере преодоления и разрешения споров. Конституционные основы социальных общественных отношений строятся на идеях социального государства (прежде всего, ст. 7 Конституции РФ). В Конституции РФ провозглашаются минимальные социальные стандарты общего характера — в России охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальное государство - в РФ не может быть объявлено в качестве обязательного ни одно из вероисповеданий, никто не может быть принужден к принятию или отказу от религии, церковные должностные лица и иерархи не вправе занимать какие-либо государственные должности, запрещается дискриминация по признаку принадлежности к той или иной религии и т. д.
Соотношение норм, устанавливающих основы конституционного строя, с иными нормами Конституции РФ (преамбулой, главами второй и девятой, главами с третьей по восьмую, вторым разделом Конституции).