Новейшая русская литературе xx-xxiв
Н.А. Левитская
Учебное пособие
Москва
ГБОУ Педагогическая академия
УДК
ББК
Г
Рецензенты доктор педагогических наук, профессор Л.В. Тодоров
Доктор филологических наук А.В. Гулин
Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом
ГБОУ Педагогическая академия
Г
Левитская Н.А.
Пособие по новейшей русской литературе/Н.А. Левитская .- М.. ГБОУ Педагогическая акад., 2012.- 211с.
ISDN
В пособии по новейшей русской литературе раскрыты основные тенденции, происходящие в литературном процессе, определены жанрологические особенности, выявлены основные направления её развития. В книге отражено творчество наиболее значительных современных писателей. Главы включает обзор творчества, анализ наиболее произведений, предлагаемых для изучения, методические приёмы при изучении произведений современных авторов.
Книга адресована учителям школ, преподавателям средних специальных учреждений, преподавателям вузов.
УДК
ББК
ISBN Левитская Н.А. , 2012
Оформление. ГБОУ Педагогическая академия, 2012
Научное издание
Левитская Надежда Андреевна
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРЕ (XX-XXIв.)
Издано в авторской редакции
Подписано в печать ……Формат 60Х80 1/16 Усл. Печ. 10,5
Тираж 100 экз. заказ 143
ГБОУ Педагогическая академия. 129282, Москва, Староватутинский пр., 8
Тел. (499) 185-32-42
УПК
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление…………………………………………………………….6-7
Часть первая
Раздел первый. Основные тенденции развития современной русской литературы…………………………………………………………………..8-17
Раздел второй. Современная проза. Современная драматургия. Современная поэзия. Современная эссеистика………………………………………….18-23
Часть вторая. Реалистические тенденции в современной прозе………………………………………………………………………….24
1.В.П. Астафьев…………………………………………………………24-29
2. В.Г. Распутин………………………………………………………30-47
3.В. С. Маканин……………………………………………………….48-59
4. В.В. Личутин……………………………………………………….60-63
5. Е. Попов………………………………………………………………..64
6. Б. Екимов……………………………………………………………..65-69
7. А. Азольский ……………………………………………………… 70-73
8. А.Н. Варламов………………………………………………………73-83
3. Глава. Женская литература
1. Л.С. Петрушевская ………………………………………………….62-69
2. Л.Е. Улицкая…………………………………………………………69-83
3. Т.И. Толстая …………………………………………………………83-105
4. Д. Рубина …………………………………………………………..105-116
5. В.С.Токарева………………………………………………………116-122
6. М.А. Палей …………………………………………………………….123
4. Глава. Мистический реализм. В.Н. Орлов ………………………….123-130
5. Глава. Литература Зарубежья
1. А.И. Солженицын…………………………………………………130-133
2. В. Аксёнов………………………………………………………..133-142
3. В. Войнович……………………………………………………….142-144
4. С. Довлатов……………………………………………………… …. 144
6. Глава. Литература постмодернизма………………………………….145-150
1. В. Пелевин………………………………………………………..150-157
7. Глава. Жанр детектива (Б. Акунин, Д. Донцова, А. Маринина)…….158-166
8.Глава. Тема детства в литературе ……………………………………..167-170
9.Глава. Сетевая литература………………………………………………170-174
10. Терминологический словарь …………………………………………175-196
11. Список литературы
ВСТУПЛЕНИЕ
Русская литература, изобразившая судьбы народа со всеми его чаяниями, является образцом национальной культуры. Родная литература отразила этапы становления национального характера и тесно связанного с ним национального самосознания. В ней нашла отражение философия жизни народа: человек должен жить в гармонии с Богом, миром, другими народами и самим собой. В лучших произведениях отечественной литературы поставлены вечные проблемы: человек в его отношении с Богом, властью, Отечеством, народом; проблемы совести и долга. Если сформулировать основные принципы, которые заключены в родной литературе, то это знание, познание и созидание.
Нравственный потенциал литературы определяется воплощением в нём главнейших нравственных ценностей – добра, красоты, истины. А эти ценности реализуются в художественном замысле автора. И все величайшие художественные шедевры человечества озабочены проблемами нравственного порядка, «добра» и «зла».
Этическая ценность произведения напрямую связана с тонкими эстетическими эмоциями. Воздействуя на эмоциональную сферу человека, они способны оказать влияние на «верхние этажи личности» – убеждения, мировоззрение, идеалы. Потребность в эстетических эмоциях формируется в процессе воспитания личности как предпосылка духовно-нравственного развития личности.
Преподавание филологических дисциплин в современной школе предполагает сверку педагогической деятельности с камертоном, звучание которого задано речью русской классики в ее высоких образцах. В основе преподавания филологических дисциплин лежит коммуникативно-прагматическая доктрина, которая диктует формирование языковой личности нового типа.
В настоящее время основная школа начинает работать по стандартам второго поколения. Положения современной концепции образования, изложенные в основополагающих документах Правительства Российской Федерации (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», «Фундаментальном ядре среднего общего образования») предполагает модернизацию образования в целом. Основой парадигмы образования является системно-деятельностный подход, на основе которого реализуются новые принципы, предполагающие использование педагогом новых педагогических методов, приёмов и средств обучения.
Преподавание филологических дисциплин в контексте новой образовательной парадигмы предполагает разработку новых основ филологического мировоззрения, в которой соединились бы научные знания и духовно-нравственные ценности.
Результатом изучения филологических дисциплин должны стать осознанно усвоенные знания, развитие способности к самоизменению, к самостоятельному и творческому поиску, а также способность продолжать образование на более высоком уровне.
Интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы образовательного учреждения должно быть создание и поддержание развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся.
Развитие современной русской литературы – живой и стремительно развивающийся процесс, каждое художественное произведение в котором является частью быстро меняющейся картины. Вместе с тем в литературе происходит создание художественных миров, отмеченных яркой индивидуальностью, определяемых и энергией художественного творчества, и разнообразием эстетических принципов.
Современная литература сохранила духовно – нравственный потенциал классической литературы, поэтому она обращена к вечным вопросам человек и его взаимоотношения с обществом
Учитывая необходимость осуществлять духовно – нравственное развитие личности молодого человека в реформируемой школе, учителю русского языка и литературы необходимо решать задачу по изучению духовно- нравственного потенциала современной литературы.
Лучшие произведения современной литературы могут изучаться и на уроках по внеклассному чтению, и на занятиях по внеурочной деятельности. С этой целью должны быть использованы и различные формы изучения: от традиционных форм: обсуждения, дискуссии, деловые игры, а также написание сценариев, создание проектов, в т.ч. мини-проектов, презентаций. Работа с текстами современных писателей актуализирует интерес к чтению, т.к. язык новейшей литературы ближе читателю, и многим современным авторам удаётся легче достучаться до читателя.
Изучение произведений современных авторов способствует формированию личностных универсальных учебных действий. Несомненно, включение произведения во внутренний мир подростка предполагает эмоциональное проживание прочитанного.
Раздел первый