Внешняя политика России в конце XIX — начале XХ вв

В конце XIX – начале XX в. сложилась новая система междуна­родных отношений. Великие державы поделили колонии и полуко­лонии на сферы политического влияния и вели борьбу за экономи­чес-кий передел всего мира. Начались локальные войны за передел сфер влияния, в которых активное участие принимала и Российская империя.

Стратегические внешнеполитические задачи России разделялись на две группы. В Европе планировалось предотвратить военно-поли­тическую гегемонию Германии, прекратить экспансиюАвстро-Венг­рии на Балканах и установить контроль над средиземноморскими про­ливами.

В Азии важно было противостоять японскому продвижению на континент, прежде всего в Корее, а затем установить российское гос­подство в Персии, Северном Китае и на тихоокеанском побережье Азии.

В 1899 г. по инициативе России в Нидерландах с участием 27 госу­дарств прошла первая Гаагская мирная конференция по ограничению вооружений. Предложения России о сокращении европейских армий не нашли отклика, удалось лишь договориться о неприменении в вой­не ядовитых газов, разрывных пуль и об условиях содержания воен­нопленных. Конференция заложила некоторые основы для разработ­ки принципов мирного решения конфликтов в далеком будущем (на­пример, был создан Гаагский международный суд.

Дальневосточное направление с конца XIX в. приобретало большее значение в российской внешней политике. Экономическая экспансия стала основной формой участия России в борьбе за Дальний Восток. Вдохновителем мирного «захвата» территорий стал министр финансов С. Ю. Витте, предложивший начать продвижение в Северный Китай со строительства Транссибирской железной (1891-1903) и активизации торгово-финансовой деятельности

Отношения с Японией развивались иным путем. Россия ошибочно продолжала считать своим главным непосредственным соперником на Дальнем Востоке Англию, недооценивая растущую агрессивность Япо­нии, быстро превращавшейся в крупную экономическую державу Николай 11 избрал путь обострения отношений с Японией. В 1896 г. был подписан «оборонительный» антияпонский договор с Китаем. В 1897 русская эскадра заняла Порт-Артур на Ляодунском полуострове, а и 1898 г. Россия добилась аренды всего полуострова на 25 лет с правом строительства Китайско-Восточной железной дороги.

Император, вопреки возражениям Витте и министра иностранных дел, санкционировал курс на скорую войну с Японией, которая, по его мнению, не имела настоящей армии. К тому же министр внут­ренних дел В. К. Плеве считал, что «маленькая победоносная война с Японией смягчит социально-политический кризис в стране. В 1903 г. Витте был уволен в отставку.

В 1902 г. Япония, завершив военную подготовку и построив флот, технически и численно превосходящий русскую Тихоокеанскую эс­кадру, получила кредит от США и заключила союз с Англией. России оказалась неготовой к войне: не было завершено строительство Транс­сибирской дороги и укреплений Порт-Артура, не было заготовлено достаточно боеприпасов, на Дальнем Востоке размешалось лишь 100 тыс.российских солдат. 31 декабря 1903 г. Японии предъявила ультиматум о признании ее исключительного права на Корею и Маньчжурию. Начавшаяся русско-японская война (1904-1905) показала неподготовленность России к войне. В конечном итоге Россия потерпела поражение.

По условиям Портсмутского мирного договора Россия потеряла Порт-Артур и южную часть Сахалина. Военные потери России составили 400 тыс. чел., из них 50 тыс. убитыми. Кроме того, затратила на войну 2,3 млрд. рублей, имущества было потеряно еще на 0,5 млрд. Война финансировалась за счет роста государственного дол­га и привела к расстройству финансовой системы, увеличению инф­ляции, росту налогов.

Социально-политические последствия оказались для правитель­ства наиболее тяжелым результатом войны. В первой половине 1905 г. значительная часть бастующих и демонстрантов, в том числе во время январских событий 1905 г., включала в свои требования прекращение войны с Японией. Многие волнения в армии были вызваны непопу­лярной русско-японской войной.

4. Столыпинская аграрная реформа.

Экономические задачи правительства заключались в ускоренном развитии промышленности, транспорта и, особенно, отсталого сель­ского хозяйства. Без экономических преобразований укрепление Рос­сийского государства было невозможно.

Аграрный вопрос справедливо осознавался властями как наиболее важный для судьбы крестьянской страны. Уже во второй половине 1905 г. правительство отменило выкупные платежи и приступило к подготов­ке и проведению новой аграрной реформы. Основное содержание ре­формы было изложено в обнародованном 9 ноября 1906 г. указе «О до­полнении некоторых положений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Указ устанавливал право свободного выхода из общины с приобретением в собственность участков земли из мирскогонадела. Предусматривался роспуск общи­ны и возможность его проведения решением простого большинства, а не 2/3 членов общины, как было раньше. Власти всячески способство­вали обособлению крестьянских хозяйств. Если хозяйство оставалось на территории села, оно называлось отрубом, если оно находилось вне его пределов — хутором. Государство также помогло многим крестьян­ским семьям в приобретении земель через посредство Крестьянского банка. Банк продавал в кредит земли, скупленные ранее у помещиков или принадлежавшие государству. В 1905-1914 гг. в руки крестьян пе­решли таким путем 9,5 млн. га земли. Крестьяне-бедняки не смогли вос­пользоваться реформами. Онибыли вынуждены наниматься батрака­ми, переселяться в города или уезжать в осваиваемые регионы страны. Правительство всячески поощряло, например, заселение Сибири. Кре­диты, отпускаемые переселенцам, увеличились в четыре раза по срав­нению с 1900-1904 гг. Однако это не оправдало надежд правительства и не дало должных результатов. Переселенцы предпочитали обосно­вываться в уже обжитых местах, таких как Урал, Западная Сибирь, не­жели заниматься освоением безлюдных лесных зон.

В течение семи лет фактического действия реформы были достиг­нуты заметные успехи в росте аграрного производства: посевные площади возросли на 10 %, на 1/3 возрос хлебный экспорт, удвоилось ко­личество применяемых минеральных удобрений, использование сель­скохозяйственных машин.

Наши рекомендации