Формы партизанской борьбы. «Рельсовая война» и её цели
Большое значение в ведении боевых действий в тылу противника имеют тактические приёмы партизанской войны. С одной стороны, у них много общего с боевыми действиями регулярных войск, с другой – её присущи специфические особенности – партизанский фронт существует без флангов и тыла.
Действия партизан включали в основном три вида деятельности: боевую, диверсионную и разведывательную, и проводились в четырёх основных формах: операции отдельных отрядов в одном административном районе; действия группы отрядов и соединений на территории, превращённой в партизанские зоны и края; партизанские операции во взаимодействии с частями регулярной армии и рейды партизанских формирований по оккупированной врагом территории.
Наиболее эффективным способом боевых действий партизан являлись диверсии, особенно широко проводившиеся на вражеских коммуникациях. И если в начале войны они носили эпизодический характер, то в последующем, с созданием партизанских штабов, стали объединяться общим замыслом и переросли в форму крупных операций, согласованных по времени и месту с операциями действующей армии.
Выдвигая диверсии на коммуникациях противника на первое место среди других видов партизанских действий, ЦШПД объяснял это рядом причин: малое число участников и необходимых средств по сравнению с другими видами операций; небольшие потери партизан по сравнению с вражескими; отвлечение значительных сил врага на охрану своих коммуникаций, что уменьшало возможности противника вести активные действия против партизан. Более широкий выбор мест для проведения операций по сравнению с другого рода действиями, например, по разгрому гарнизонов.
Для работы на коммуникациях противника партизаны обладали разнообразной минно-подрывной и поджигательной техникой. Посредством мин и фугасов весом от 200 г до 10 кг небольшие группы партизан-диверсантов пускали под откос воинские эшелоны. При этом учитывалась не только сила взрыва, но и кинетическая энергия поезда, которая усиливала разрушение подвижного состава. Танковый или пехотный батальоны, имеющие определенную силу в бою, были совершенно беспомощны против мины, установленной небольшой группой партизан-минеров или диверсантом-одиночкой.
Важная роль отводилась небольшим диверсионно-разведывательным группам, за которыми, как правило, закреплялись определенные участки железных дорог, где они действовали продолжительное время. Диверсионные группы обычно передвигались днём в лесных массивах, а ночью по полям и полевым дорогам, соблюдая меры охраны и разведки. Они избегали населенных пунктов и столкновений с противником, пока не достигали заданного места диверсии. Если группы возглавлялись опытными и решительными командирами, они были неуловимы. При столкновениях с противником они стремились оторваться от него, часто применяя при этом минные заграждения и гранаты замедленного действия[638]. Так, на территории Витебской области, начиная с осени 1942 г., действовало около 16 спецгрупп по проведении, в том числе и диверсионных, работ. Например, группа «Невского» (руководитель Ф. Новиков) действовала в Витебском и Полоцком районах. Во время осуществления диверсий подорвано 5 вражеских эшелонов, уничтожено более 500 немецких солдат и офицеров. Взорван 1 шоссейный мост, получена разведывательная информация об обстановке в тылу противника. Выполнив задание и израсходовав боеприпасы, спецгруппа "Невского" в декабре 1942 г. вышла из-за линии фронта. В январе 1943 г. спецгруппа повторно вышла в тыл врага[639].
«Рельсовая война». В июле 1943 г. ЦШПД был разработан план операции, получившей название «Рельсовая война», целью которой являлось нанесение одновременных повсеместных ударов по железным дорогам противника с их полной дезорганизацией и срывом операций неприятеля на фронтах. 14 июля 1943 г. ЦШПД был разослан в штабы республиканских и областных формирований специальный приказ «Об партизанской «рельсовой войне» на коммуникациях врага»[640]. В Беларуси к партизанам были направлены 32 представителя ЦШПД; с 16 июля по 5 августа из советского тыла белорусскими партизанами было получено 144 т. груза, в том числе 36,5 т. тола, 522 мины, 35 противотанковых орудий, взрыватели, и т.д.[641] Кроме того, к выполнению операции ЦШПД были привлечены ленинградские, калининские, смоленские, орловские и часть украинских партизан – всего 167 бригад и отдельных отрядов. За каждым из них закреплялись участки и объекты действий.
Реализация плана «Рельсовая война» началась в ночь на 3 августа 1943 г., когда около 74 тыс. партизан Беларуси нанесли мощный удар по железнодорожным коммуникациям оккупантов во время контрнаступления советских войск под Курском и продолжался до середины сентября 1943 г.[642] Только белорусские партизаны в ходе «Рельсовой войны» подорвали 836 эшелонов и 6 345 вагонов, платформ и цистерн с горючим, разрушили 184 железнодорожных моста, 556 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах, уничтожили 119 танков и бронемашин, 1 430 автомашин и разгромили 44 гарнизона противника. К выполнению этой операции были привлечены 167 партизанских бригад общей численностью 95 615 человек[643]. Самым значительным разрушениям подверглись участки Полоцк – Молодечно, Минск – Бобруйск, Лунинец – Калинковичи и Могилёв – Жлобин.
В сентябре 1943 г. по решению ЦШПД началась повторная операция по разрушению железных дорог противника, получившая наименование «Концерт». Она была приурочена к битве за Днепр и проходила с 19 сентября до конца октября 1943 г. К её выполнению было привлечено 183 партизанских бригады и отрядов общей численностью 120 600 человек. В итоге было взорвано 148 500 рельс, в том числе на территории Беларуси более чем 90 тыс. рельс[644]. Массовое разрушение коммуникаций позволило снизить пропускную способность железных дорог в тылу противника на 40 % и сорвало его планы по подвозу и сосредоточению войск, накоплению резервов и материальных средств, значительно затруднило маневрирование силами и тем самым способствовало наступлению фронтов наших войск.
В декабре 1943 г.была проведена ещё одна операция по разрушению коммуникаций противника, получившая наименование «Зимний концерт», согласно которой «в условиях зимнего наступления Красной Армии повторение массового одновременного удара по железным дорогам поставит противника в ещё худшие и может оказаться одним из решающих элементов в деле окончательного разгрома немецкой армии»[645]. В связи с расформированием ЦШПД её проведение было возложено на республиканские и областные штабы партизанского движения.
Одновременно с разрушением железнодорожных путей осуществлялась операция «Пустыня» по выводу из строя водоснабжения железнодорожных станций[646]. В итоге на территории Беларуси было выведено из строя около 37 водокачек (всего 27 % от намеченного плана). По мнению оперативного отдела ЦШПД, реализовать на 100 % данную операцию помешало её совпадение по времени с проведением «рельсовой войны»[647]. Это стало хорошим дополнением к операциям «Рельсовая война», «Концерт» и «Зимний концерт».
Завершающим этапом по подрыву дееспособности железнодорожных путей противника на территории Беларуси стало лето 1944 г. Согласно плану «к проведению операции приступить немедленно, сохраняя её в строжайшей тайне; первый подрыв произвести в ночь на 20 июня. В дальнейшем наносить непрерывные удары, добиваясь полного срыва перевозок противника…»[648]. В итоге «преследуя основную цель – срыв вражеских перевозок войск, техники и других грузов, партизаны, преодолевая минные поля на подходах в ж.д. магистралям и ведя бои с охранными частями немцев, мощным одновременным ударом подорвали только в ночь на 20 июня 1944 г., т.е. за три дня до начала наступления войск фронтов, 400 775 рельсов…»[649].
Таким образом, диверсионные операции, проводимые партизанами на оккупированной территории Беларуси, довольно эффективно срабатывали и оказывали тем самым помощь в проведении различных операций регулярными частями Красной Армии, включая операцию «Багратион» по освобождению белорусских земель.
Партизанская разведка. Партизанская разведка стала эффективной не сразу. В 1941 г. и в начале 1942 г. практически все партизанские отряды вели разведку в своих интересах, и лишь сравнительно небольшое количество партизанских отрядов и групп, партизан-разведчиков, подпольных организаций и их агентов вело разведку для армии. Этот период помимо развития и роста партизанского движения и разведывательной работы партизан характерен и ошибками в организации и проведении этого дела. Крупнейшим недостатком начального периода являлась чрезвычайно слабая радиосвязь с партизанскими отрядами[650].
В дальнейшем с развитием партизанского движения и организацией руководящих органов партизанская разведка стала набирать обороты. Задачи и принципы разведывательной деятельности партизан были изложены в приказе № 00189 от 5 сентября 1942 г., ставшем программой партизанского движения Великой Отечественной войны.
Основной формой партизанской разведки была военная разведка, подразделявшаяся на два основных вида – войсковую и агентурную. Войсковую производили специальные подразделения партизанских сил различной численности, предназначавшиеся для получения сведений о враге путём захвата пленных, документов, образцов военной техники, а также опроса местного населения и наблюдения.
Существовало три типа построения войсковой разведки: 1) вся войсковая разведка сосредотачивалась во взводах в составе отрядов, а штаб бригады ограничивался определением заданий и обработкой поступающих материалов; 2) в бригаде создавался специальный разведывательный отряд, который обеспечивал информацией штаб бригады, или в отрядах были специальные разведывательные отделения, а при штабе бригады – сильная, хорошо вооружённая рота. В этих структурных рамках разведывательная работа бригады и отрядов дополнялась одна другой; 3) для координации разведывательной работы при штабе бригады была небольшая разведгруппа, а в отрядах – взводы войсковой разведки, что давало возможность штабу бригады контролировать и перепроверять наиболее ценные сведения, получаемые из отрядов и выполнять своими силами отдельные наиболее сложные специальные задания по разведке[651].
Агентурную разведку осуществляли партизанские разведчики, внедрившиеся в различные вражеские органы, формирования, на предприятия и транспорт с целью получения интересующих данных различными методами, в основном конспиративными[652]. Так, Минское соединение В. Козлова охватывало своей агентурной сетью более 500 местечек и крупных населенных пунктов и городов, расположенных на важных железнодорожных и шоссейных коммуникациях, в том числе: Минск, Слуцк, Бобруйск, Дзержинск, Старые Дороги, Негорелое, Осиповичи и другие, где в общей сложности насчитывалось 2192 агента и осведомителя. Только в самом Минске работало не менее 6500 агентов от разных бригад, отрядов и разведывательных групп, окружавших город[653].
Существовало три разведывательных сети: по линии заместителей командиров отрядов и бригад по разведке; начальников особых отделов партизанских формирований, войсковой дальней разведки, группы которой имели связь только с известными им патриотами, а также непосредственно подчинённой областным разведывательным органам.
Кроме того, важной составляющей в системе партизанской разведки являлись связные. По данным БШПД на 1 июля 1944 г. было зарегистрировано 19 тыс. связных[654].
Следует отметить, что разведка велась по нескольким направлениям: разведка намерений противника; разведка состава и дислокаций соединений и частей противника; разведка новых видов вооружения и средств борьбы; разведка оборонительных рубежей и сооружений; разведка аэродромов авиационных сил и средств ПВО противника и т.д.[655]
Разведданные о противнике поступали в разведывательный отдел ЦШПД от подчиненных штабов в виде сводок, спецсообщений, протоколов, допросов пленных, захваченных документов противника и радиограмм от отдельных партизанских соединений и отрядов. Вся полученная информация обрабатывалась и направлялась в Оперативный и Разведывательный отделы Генерального штаба РККА, а также командующим соответствующих фронтов. А разведданные, имеющие особую важность, в ГКО и Политбюро ЦК ВКП(б).
Партизанские рейды. В соответствии с планом ЦШПД о выполнении приказа ГКО от 5 сентября 1942 г. началось проведение рейдов партизан по тылам противника, ставшие одной из наиболее эффективных форм деятельности. Их основными задачами являлось развитие партизанского движения в новых регионах; удары по важнейшим объектам тыла противника в основном по его коммуникациям; непосредственная помощь Красной Армии; разведка и внедрение агентуры; разгром мелких гарнизонов противника: уничтожение предателей и, конечно, благополучный выход из-под ударов противника.
Партизанские рейды осуществлялись как большими соединениями, так и малыми группами. Количество их участников зависело от поставленной задачи, географических условий и общей обстановки. Численность больших соединений достигала до нескольких тысяч человек, а мелкие группы не превышали 13 – 15 человек. Продолжительность рейдов в среднем была 2 – 4 месяца. При подготовке к ним тщательно разрабатывались планы их проведения, подготавливалось материальное обеспечение. Движение вне партизанской зоны или края происходило по ночам. Большие соединения двигались несколькими колоннами по параллельным маршрутам. При этом артиллерия, обозы и медчасти двигались в центре колонн. Днём, когда действовала авиация противника, движение отрядов вне лесных массивов было невозможно. Они, маскируясь, занимали круговую оборону, выставляли засады и заставы, отдыхали в балках, рощах или населенных пунктах, вдали от коммуникаций противника. Зимой дневки осуществлялись в основном в населенных пунктах. Задачи застав и засад, выставляемых в 5 – 6 км от расположения соединения (отряда), должны были заставить противника развернуться как можно дальше от места стоянки, чтобы выяснить силы врага и дать возможность соединению принять необходимые меры для организации круговой обороны. Большое значение при этом имел резерв, в котором оставлялось до 1/3 численности боевого состава соединения. Резерв предназначался для прорыва окружения места стоянки соединения, сосредоточения основной части формирования. А вдали от расположения соединения обычно действовали отвлекающие диверсионно-разведывательные группы. Стоянки дольше суток в одном месте допускались только в том случае, если противник не «нащупает» партизан или не располагал достаточными силами для наступления. При переходе железнодорожных путей или шоссейных дорог широко применялись мины и фугасы, которые закладывались впереди застав. Когда эшелоны или автотранспорт с войсками противника подрывался, автоматчики партизанского заслона добивали живую силу противника, оставшуюся после крушения транспорта, захватывали и уничтожали перевозимые грузы[656].
Наиболее распространёнными видами рейдов среди белорусских партизан – рейды по замкнутому маршруту (кольцевые) с возвращением на раннее место дислокации; тактические рейды по перебазированию в новые районы действий; рейды-разведки. Так, 300-км. кольцевой рейд был осуществлён на территории Сенненского, Богушевского, Витебского, Бешенковичского, Чашникского, Лепельского и Холопинечского районов в конце января – апреле 1943 г. 1-й бригадой имени К. Заслонова с целью агитационно-пропагандистской работы[657].
Боевая деятельность совместно с регулярными частями Красной Армии. В июне 1944 г. Красная Армия начала крупное наступление в Беларуси. Оно сочеталось с ударами белорусских партизан по коммуникациям противника, которые производили массовые крушения поездов и подрыв рельсов. Численность их соединений достигала 240 тыс. чел. Они совместно с наступающими частями Красной Армии заняли города Вилейка, Молодечно, Слуцк и многие районные центры республики. В период подготовки этой операции партизанские соединения вели активную разведку. За все время операции ими было произведено 3 625 крушений вражеских эшелонов и взято в плен около 45 тыс. вражеских солдат, офицеров и несколько генералов. Действия белорусских партизан имели большое оперативно-стратегическое значение в разгроме немцев в этой операции[658].
Всего за годы войны непосредственно в вооружённой борьбе в тылу немецко-фашистских оккупантов участвовало свыше 1,3 млн. партизан, входивших в состав 6 200 партизанских формирований.