Общие требования, предъявляемые к статистическим данным
б) о половозрастной структуре населения исследуемого региона;
в) о половозрастной структуре преступников и населения.
Что касается административно-правовой статистики, несопоставимость ее отдельных показателей обусловливается опять-таки местным нормотворчеством (что, видимо, пока непреодолимое препятствие на пути организации в стране единой системы их учета).
Наконец, указанные характеристики информации о правонарушениях вообще и преступности в особенности — параметры не абсолютные, не самодовлеющие. Они приобретают значение лишь в совокупности с своевременностью и оперативностью получения информации. Быстрота получения информации, своевременность ее обработки имеют важное практическое значение. Время — враг информации, информация со временем стареет. Несвоевременность информации (например, при раскрытии преступлений), даже если она обладает самыми высокими качественными характеристиками, делает информацию практически бесполезной. Только информация, полученная, обработанная и использованная в то время, когда возникает необходимость в принятии решения, служит оптимизации управленческих процессов.
Следует заметить, что между полнотой и своевременностью (оперативностью) информации существует объективное противоречие. Чем полезнее информация, тем.больше усилий и времени затрачивается на ее получение, переработку и анализ. Тем самым степень оперативности информации снижается, затягивается процесс подготовки решения. В современных условиях данное требование может быть полностью удовлетворено в связи с приспособлением первичных документов к возможности обработки их на современных ПЭВМ.
Если поставить вопрос: соответствует ли указанным требованиям получаемая в настоящее время в результате осуществления единого учета информация о преступности, — то ответить на него однозначно ни теоретически, ни практически непросто. Это определяется рядом специфических особенностей информации о преступности.
Одна из них заключается в сложности самого объекта уголовно-статистического учета, единиц измерения преступности (преступления, лица, его совершившего, и наказания), подвижности их границ. Понятие преступления — базовая категория уголовного права. Для того чтобы получить отражение в уголовном законе, криминологический феномен (деяние, деятельность, деятель) должен
Глава VII. Границы достоверности данных правовой статистики
отвечать по меньшей мере трем признакам: быть в достаточной степени общественно опасным, обладать известной устойчивостью и специфичностью. Определение того, какие из конфликтов между личностью и обществом представляют повышенную общественную опасность и требуют применения мер уголовно-правового реагирования, а соответственно они подвергнутся статистическому наблюдению, является одной из основных задач уголовного права. Криминализация и декриминализация деяний ставят в качестве особой проблемы выражения в законе пределов и разграничения уголовной и административной ответственности, определения видов и размера наказания и административного взыскания и их последствий'.
Преступление — сложное социальное явление не только по своей природе и причинам, детерминирующим его, но и по способам получения сведений и установления истины. Именно поэтому как раскрытие преступлений и изобличение преступников, так и учет сведений о них и лицах, их совершивших, формирование на этой основе статистической совокупности, соответствующей всем предъявляемым к ней требованиям, представляют большие трудности.
Следующая особенность состоит в смещении во времени сведений о преступлениях и преступниках от момента совершения преступления.
Получаемые данные отражают событие не на момент совершения преступления, а на момент его обнаружения, выявления преступников, окончания расследования, рассмотрения дела в суде. Это смещение зависит от вида преступлений, сроков расследования и рассмотрения дел. Сроки же, в свою очередь, определяются качеством работы органов предварительного следствия и суда, которое (на современном этапе) не соответствует обвальному росту преступности.
Хотя такое смещение статистической информации во времени почти не отражается на статистических закономерностях, не искажает тенденций развития преступности, так как оно происходит систематически и при стабильных законодательстве и судебной практике сглаживается «переходящими остатками», но при оценке состояния преступности на данный момент (для оперативных целей) эту особенность следует иметь в виду. Например, по оперативной статистической информации о состоянии преступности и резуль-
1 См.: Основания уголовно-правового запрета (криминализация и декриминализация). М., 1982; Филимонов В.Д. О выражении в законе оснований и пределов уголовной и административной ответственности // Государство и право. 1993. № 12.
§ 2. Границы достоверности данных уголовно-правовой статистики
татах расследования преступлений (форма 1-А в приложении IV. 13 к гл. IV) это можно определить путем установления разницы между данными первой и второй граф в разделах 1—3.
Еще одна особенность заключается в том, что статистическая информация о преступниках по времени может отставать от информации о преступлениях. Преступления могут быть уже зарегистрированы, а сведений о личности преступников может еще не быть, например, когда лица, совершившие преступления, еще не установлены. Эту особенность необходимо учитывать, формируя абсолютные показатели количества преступников.
Перечисленные особенности следует иметь в виду при определении соответствия статистических данных предъявляемым наукой и практикой требованиям.
Вместе с тем следует отметить, что они в большей мере отражают, условно говоря, технологические возможности методов описательного раздела уголовно-правовой статистики, технические погрешности, которые можно прогнозировать, исправлять, минимизировать. Но есть еще и вторая сторона обозначенной проблемы, которая кроется в общественном правосознании, даже, может быть, национальном менталитете, и как раз эту сторону проблемы труднее всего учесть и исправить. О ней и пойдет речь в следующем параграфе.