Правонарушениях
Подведомственность в широком смысле слова - это определение объектов, на которые распространяется власть субъектов - носителей властных полномочий.
Что же касается подведомственности дел об административных правонарушениях, то она представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и налагать на виновных лиц административные взыскания.
При определении подведомственности дел об административных правонарушениях необходимо учитывать существование различных видов подведомственности и порядок их последовательного выявления.
Выделяют следующие основные виды подведомственности дел об административных правонарушениях:
видовая подведомственность;
территориальная подведомственность;
должностная подведомственность.
Видовая подведомственность - это административная подведомственность, правила которой определяют, какой вид государственных органов или иных общественно-государственных объединений (к которым можно отнести, например, комиссии по делам несовершеннолетних) занимается рассмотрением конкретных видов административных дел (ст. 3.2-3.27 ПИКоАП). Видовая подведомственность закрепляется чаще всего однозначно (дело рассматривается, например, только судом). Иногда законодательством допускается рассмотрение дела альтернативно, т.е. одним или другим органом (например, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 13.13, 17.6, 18.20, 18.23 и др. КоАП, может быть рассмотрено должностным лицом органа внутренних дел или судьей).
Определив видовую подведомственность, необходимо решить вопрос о территориальной подведомственности. Территориальная подведомственность - это административная подведомственность, правила которой устанавливают, какой из органов одного вида ведает делами: по месту жительства, по месту совершения, по месту обнаружения или по месту нахождения.
В соответствии со ст. 3.31 ПИКоАП административный процесс ведется, как правило, по месту совершения административного правонарушения, находящемуся в границах соответствующей административно-территориальной единицы.
Допускаются и изъятия из этого правила. Так, в целях обеспечения оперативности, объективности и полноты административного процесса он может проводиться по месту обнаружения или выявления правонарушения, по месту нахождения органа, ведущего административный процесс, а также по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс, или большинства свидетелей.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту совершения административного правонарушения или по месту жительства (месту нахождения) лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об административных правонарушениях рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется административный процесс.
Дела об административных таможенных правонарушениях рассматриваются судом по месту расположения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении.
Дела об административных правонарушениях, влекущих лишение права управления транспортным средством, могут быть рассмотрены по месту регистрации транспортного средства.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 23.29-23.32, 23.55 КоАП, рассматриваются по месту расположения соединений, частей и подразделений пограничных войск Республики Беларусь.
Получив или собрав (подготовив) материалы дела об административном правонарушении, следует определить тех должностных лиц, кто имеет право и должен в государственном органе заниматься рассмотрением конкретного дела. Это и есть должностная подведомственность. То есть должностная подведомственность - это административная подведомственность, допускающая, что в рамках органа контролировать, ведать, решать и т.д. могут разные должностные лица.
Она закреплена в статьях главы 3 ПИКоАП, определяющих компетенцию конкретных государственных органов, обладающих юрисдикционными полномочиями. Например, ч. 2 ст. 3.26 ПИКоАП предусматривает, что от имени государственных природоохранных учреждений, осуществляющих управление заповедниками и национальными парками, дела об административных правонарушениях вправе рассматривать директор (генеральный директор) государственного природоохранного учреждения и его заместители.