Тема 16. Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации
Цели занятия - изучить основные нормы и институты избирательного права, акцентировав внимание на особенностях применения разновидностей избирательных систем как способов распределения мандатов для подведения итогов голосования в России.
Легальное определение выборов формулирует, что выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица;
Основная задача при изучении данной темы – ознакомиться с системой законодательства о выборах и принципами, а также порядком проведения выборов в Российской Федерации. Обращаем внимание на необходимость сопоставления принципов избирательной системы в России с международными избирательными стандартами, зафиксированными в ряде международных документов. Нужно определить значение понятий избирательное право, избирательная система, избирательные цензы. При подготовке к занятию необходимо усвоить понятия избирательных цензов, их виды и особенности в разных странах. Определить смысл избирательных терминов и их отличие друг от друга.
Термин «избирательное право» используется в двух значениях. 1) как правовой институт – это система правовых норм, регулирующих подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления; 2) как комплекс субъективных прав. Имеется множество субъективных прав, главные - право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право). Надо заметить, что российское законодательство не закрепляет для граждан обязанность являться и голосовать на выборах, как это сделано в некоторых странах. Избирательные права граждан, таким образом, - это конституционные права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также права участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях.
Избирательная система – в широком смысле слова – это совокупность общественных отношений, связанных с подготовкой и проведением выборов. В узком смысле слова – это порядок определения результатов выборов путем подсчета голосов и распределения мандатов.
Основная цель занятия – установить принципиальные качественные отличия мажоритарной и пропорциональной систем друг от друга, их преимущества и недостатки при подсчете голосов и распределении мандатов, а также то, как эти недостатки преодолеваются. Важно уметь видеть связь между типом избирательной системы и партийной системой, а также разновидностью формы правления.
Известно три основные разновидности избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. Мажоритарная - построена на принципе большинства (разновидности: мажоритарная система абсолютного большинства – для избрания требуется или больше половины голосов избирателей или квалифицированное большинство; мажоритарная система абсолютного большинства – «первый по ту сторону финиша», для избрания кандидата требуется набрать больше голосов относительно другого кандидата). Пропорциональная система – обычно используется при голосовании по партийным спискам (партия получает то количество мандатов, которое соответствует количеству голосов, которое получил партийный список). При изучении вопроса необходимо выяснить, какие типы избирательных систем используются на различных выборах в России, чем обусловлен этот выбор. Вид избирательной системы зависит от субъективного выбора в той или иной стране, часто носящего политический характер. Для некоторых систем важен точный подсчет электората, а также умение соперничающих на выборах политических сил ориентироваться в предпочтениях избирателей.
Особенно внимательно нужно подойти к вопросу о порядке выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, учитывая реформу порядка избрания этой палаты парламента.
Необходимо остановиться на характеристике источников избирательного права, к числу которых относятся те нормативные акты, в которых содержатся нормы избирательного права. Основными источниками являются Конституция РФ и несколько федеральных законов – «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»; «О выборах Президента РФ»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». На региональном уровне имеется свое законодательство о выборах. Большое значение для понимания смысла избирательных норм имеют решения Центральной избирательной комиссии РФ. Важнейшими источниками права в избирательном законодательстве являются также решения и позиции Конституционного Суда РФ.
Подробно следует охарактеризовать принципы избирательного права и избирательные цензы, а также исключения из действия принципов. Всеобщее избирательное право - это признание бесцензового избирательного права, то есть права участия в выборах всех взрослых граждан, то есть достигших возраста избирательного права. Следует изучить такие характеристики избирателей, как дееспособность, отсутствие вступившего в законную силу приговора суда в отношении избирателя или избираемого, гражданство (все выборные лица должны обладать исключительно гражданством РФ, наличие гражданства иностранного государства не допускается. Иностранные граждане и лица без гражданства не только не обладают избирательными правами (за редким исключением), но и не могут совершать действия, способствующие или препятствующие проведению выборов. Исключения для иностранных граждан состоят в том, что в соответствии с международным договором они могут обладать активным и пассивным избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, как это позволяет делать ст. 4 ч.10 федерального закона об основных гарантиях избирательных прав - на основании международных договоров иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации), ценз оседлости – постоянное проживание на территории РФ требуется для осуществления пассивного избирательного права на выборах Президента РФ – 10 лет, депутатов Государственной Думы, депутатов органов законодательной власти субъектов федерации, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований – без определения срока, важен сам факт проживания.
К числу других принципов избирательного права относятся:
1) Равное избирательное право - (3 момента): все субъекты избирательного процесса имеют равный объем прав и обязанностей; каждый избиратель имеет один голос; избирательные округа по численности избирателей должны быть равны. Отклонение – не более 10%, в отдаленных округах – не более 30%.
2) Прямое избирательное право - непосредственное избрание кандидатов, личное участие в выборах, невозможность голосовать по доверенности, передавать свое право голоса.
3) Обязательность и периодичность выборов - выборы должны состояться при любых политических и погодных условиях, через определенный срок. Срок полномочий выборных органов (не более 5 лет). Продление срока полномочий не допускается.
4) Свобода выборов, добровольность участия граждан - у граждан нет обязанности голосовать, обеспечение свободного волеизъявления путем создания условий, исключающих давление и воздействие на избирателей. Для этого процедура голосования является тайной.
5) Состязательность в ходе выборов - выборы не могут быть безальтернативными.
Следует изучить положения об избирательном процессе, то есть этапы избирательного процесса:
1) Назначение выборов. Гарантия обязательности и периодичности выборов.
2) Регистрация избирателей. Составление списков избирателей. Включение гражданина в список избирателей означает, что он допущен к голосованию. Списки составляются соответствующими избирательными комиссиями. Сведения об избирателях предоставляет глава исполнительной власти. Основания для включения гражданина в список избирателей - факт нахождения его мест жительства на территории этого избирательного участка (устанавливается органами регистрационного учета граждан).
3) Образование избирательных комиссий. Изучить виды, состав, порядок формирования избирательных комиссий. Образование избирательных округов и избирательных участков.
4) Выдвижение и регистрация кандидатов.
5) Предвыборная агитация.
6) Голосование.
7) Подсчет голосов, определение и опубликование результатов выборов. Подсчет начинается с участковых комиссий.
8) Второй тур голосования или проведение повторных выборов.