Глава 7. федеративное устройство российского государства
Территориально-политическое устройство: понятие и виды
Территориально-политическое устройство - это территориальная организация государства, характеризующаяся определенной формой правовых отношений между государством в целом и его частями, связанной с их правовым статусом. Данная категория определяет степень самостоятельности частей государства от центральной власти, то есть уровень централизации и децентрализации.
Долгое время в отечественной правовой науке и в официальных документах при характеристике системы территориально-политического устройства использовался термин «государственное устройство»[139]. Но в общественно-политических науках это понятие означало не только территориальное устройство страны, но и устройство органов государственной власти, общественный строй и т.д. Вследствие этого в последнее десятилетие более адекватным при характеристике территориальной организации государства и системы отношений центральной власти с региональными органами считается понятие «территориально-политическое устройство».
В настоящее время выделяются унитарная и федеративная формы территориально-политического устройства. Унитарное государство - это государство, которое не имеет в своем составе государственно-правовых образований, обладающих политической самостоятельностью. Федеративное государство - это сложное суверенное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования.
На форму территориально-политического устройства оказывают влияние условия образования государства, его исторические традиции, национальный состав, система отношений между центральной властью и регионами и др. В развитых демократиях выбор формы территориально-политического устройства, как правило, не связан с национальным составом населения. Поэтому как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональными, так и многонациональными[140].
До 1980-х гг. к формам территориально-политического устройства относили конфедерацию. Конфедерацией является международно-правовое объединение суверенных государств, преследующее военные, экономические, политические и другие цели. В настоящее время конфедерацию не рассматривают как форму политико-территориального устройства, так как последнее является характеристикой единого государства. Государства – члены конфедерации продолжают выступать в международно-правовых отношениях в качестве самостоятельных субъектов. В течение времени конфедерация может стать федеративным государством. Примером тому может служить Швейцария, ОАЭ. В настоящее время конфедерации в мире нет, однако элементы конфедерации имеются у таких межгосударственных образований¸ как Европейский Союз, Содружество Независимых государств. В 1997 г. было образовано Союзное государство России и Республики Беларусь[141], которое также имеет элементы конфедерации.
Принципы организации унитарных и
Федеративных государств
Унитарные государства являются самой распространенной формой территориально-политического устройства. Из 180 государств-членов ООН 159 являются унитарными. Территория унитарного государства делится на административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельность, а их правовой статус определяется центральными органами государственной власти. Именно центральная власть определяет виды и территорию административных единиц.
Унитарное государство обладает рядом характерных черт, к которым относятся: 1) единая система законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти; 2) один основной закон и единая система правовых источников, то есть в регионах отсутствует своя система законодательства; 3) территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью; 4) наличие единого гражданства[142].
Унитарные государства по степени самостоятельности местных органов по отношению к центральным делятся на централизованные, относительно централизованные и децентрализованные.
В централизованном унитарном государстве все звенья административно-территориального деления управляются назначаемыми из центра чиновниками, а выборные местные органы либо отсутствуют, либо их роль сильно ограничена (Бутан, Таиланд). В относительно централизованных государствах представители центральных органов исполнительной власти работают параллельно с избираемыми населением представительными органами (Франция). Децентрализованное государство характеризуется отсутствием в административно-территориальных единицах специально назначаемых центральным правительством чиновников, а местное самоуправление и управление осуществляются выборными населением административно-территориальных единиц органами и муниципальными чиновниками. Контроль за деятельностью местных органов и должностных лиц осуществляется через центральные министерства (например, из территориального подразделения в крупных административно-территориальных единицах) и судебные органы (Великобритания, провинции Канады и др.)[143].
Федеративное государство - это сложное суверенное государство, составными частями которого являются относительно самостоятельные государственные образования. Они называются субъектами федерации. Отдельные авторы, давая определение федерации, называют её субъекты государствами. Это добавление, по мнению А.Н. Лебедева, является справедливым, если под государствами подразумеваются бывшие суверенные государства, утратившие государственный суверенитет после вступления в федерацию, но сохранившие прежние названия. Например, субъекты федерации в США, Австрии, Индии, ФРГ называются государствами (слова «штат», «земля» переводятся на русский язык как государство), однако государственным суверенитетом не обладают[144]. Русский правовед А.С. Ященко отмечал, что даже если штаты обычно после образования федерации продолжают называться государствами, то никакого значения это не имеет, поскольку «это лишь злоупотребление термином или наименование, объясняемое как исторический пережиток»[145].
В настоящее время в правовой науке признаётся, что федеративная форма территориально-политического устройства обладает свойствами, которые способствуют развитию демократии, прав и свобод человека и гражданина. Противостоянию тоталитаристским тенденциям в федерации способствует и то, что федеративное устройство государства обычно не предполагает единообразия организации его частей. Субъекты федерации вправе сохранить свои исторические, а иногда и национальные особенности. Искусственное стремление ликвидировать многообразие форм субъектов федерации неизбежно приводит к искажению содержательной стороны федерализма[146]. У федеративной формы территориально-политического устройства выделяют ряд характерных черт, которые можно разделить на две группы: исторически сложившиеся (фактические) и юридически закреплённые.
К первой группе относятся признаки, сложившиеся у федеративной формы территориально-политического устройства в результате формирования теории и практики федерализма. Во-первых, большинство федераций образуются на основании географического соседства, то есть федерации не могут быть образованы только в силу национальных или этнических признаков, общих экономических и военных интересов. Во-вторых, территория федерации состоит из территории её субъектов. Данный признак вытекает и имеет тесную связь с первым, который определяет, что федерации может быть образована из граничащих между собой территорий. В-третьих, субъекты как правило не обладают правом выхода из федерации (право на сецессию). Данный признак обычно в нормативной базе не закрепляется, но всегда подразумевается. В большинстве случаев образование федерации носит окончательный характер, но встречаются и исключения. Так, ст. 17 Конституции СССР 1936 г. закрепляла за союзными республиками право выхода из Союза. В 1965 г. из федерации Малайзии вышло небольшое государство Сингапур. В большинстве случаев попытки выхода субъектов из федерации пресекаются.
Юридически закрепленные признаки находят отражение в национальном законодательстве. К ним относятся: во-первых, федерация имеет общую для всего государства конституцию (основной закон) и систему федерального законодательства, которым должны соответствовать законы субъектов; во-вторых, органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные) существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов; в третьих, наряду с федеральным гражданством может существовать гражданство субъектов; в-четвертых, существует разграничение предметов ведения между федерацией и субъектами федерации. Под предметом ведения понимается круг вопросов, по которым вправе законодательствовать и осуществлять управление либо федерация в целом, либо ее субъекты, либо они вместе.
В науке конституционного права выделяется несколько оснований классификаций федераций. Исходя из способа образования, федерации можно разделить на договорные и конституционные. Договорные федерации возникли на основе договора государств - будущих субъектов федерации. К ним относят США, Австралию, Швейцарию, Малайзию и др. К конституционным федерациям относятся государства, в которых центральные органы государственной власти предоставляли значительную самостоятельность административным единицам, то есть закрепили элементы федеративной формы территориально-политического устройства в национальной конституции. Примером этих федераций являются Индия, РСФСР по Конституции 1918 г.
В зависимости о правового статуса субъектов, федерации делятся на симметричные и асимметричные. Симметричными являются федерации, в которых конституционно-правовой статус одинаковый у всех субъектов федерации (ФРГ, ОАЭ). Асимметричные – это федерации, в которых субъекты имеют различный конституционно-правой статус (США, Российская Федерация). Подобное различие чаще всего является следствием существующих социально-экономических, исторических, географических и иных причин. Иногда выделяют скрытую асимметрию: юридически федерация состоит только из однопорядковых субъектов, имеющих одинаковые названия, которые в реальных отношениях не равны. Например, в Германии все субъекты равны между собой. Но различие в их правовом статусе определяется неравным представительством в Бундесрате, которое зависит от количества жителей земли.
В составе федерации могут быть кроме субъектов и иные территориальные образования. Например, федеральные и зависимые территории. Под федеральными территориями понимаются особые территориальные единицы, непосредственно подчиненные центральной власти. Среди федеральных территорий прежде всего можно выделить федеральные столичные округа, имеющиеся в ряде федераций (США, Австралия, Мексика и т.д.). Они образованы с целью не допустить, чтобы один субъект федерации оказывал на центральную власть (действующую, естественно, в столице) большее влияние, чем остальные субъекты.
Зависимые территории - это территории, находящиеся в юридической зависимости от того или иного государства. Юридическая зависимость проявляется в том, что высшие органы власти государства (метрополии) издают правовые акты, обязательные для исполнения на этой территории, но при этом коренные жители территории не являются гражданами метрополии и не участвуют в выборах ее парламента и других избираемых органов. Управление территориями в настоящее время осуществляется на самоуправленческих началах, т.е. в них имеются собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. Вместе с тем метрополия назначает в каждую зависимую территорию губернатора, полномочия которого включают, прежде всего, контроль над соответствием актов органов самоуправления территории актам метрополии, издаваемым, как правило, по вопросам внешней политики, обороны и т.п. В качестве зависимых территорий чаще всего выступают малонаселенные острова, находящиеся иногда за тысячи километров от метрополии. Зависимые территории имеют в настоящее время США, Нидерланды, Австралия, Новая Зеландия.
В отечественной правовой науке в последние десятилетия стала использоваться категория «фантомный федерализм». Под ним понимается такое состояние государственных и правовых институтов, при котором зафиксированная в нормах права конструкция федеративных отношений значительно отличается от реально сложившейся, и существует системный разрыв между декларированным и действительным состоянием государственной системы[147].