Преступления против личной свободы

Преступлениями против личной свободы признаются наказуемые в соответствии со ст. 126-128 УК РФ деяния, непосредственно посягающие на общественные отношения, обеспечивающие право человека произвольно перемещаться и определять место своего нахождения, если иное прямо не предусмотрено законом.

Похищение человека (ст. 126 УК РФ)

Объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие законное право человека произвольно перемещаться и определять место своего нахождения. Ответственность за посягательство на данный объект усилена Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в статью 126 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 9 февраля 1999 г. № 24-ФЗ*.

*См.: Российская газета. 1999.12 февраля.

Объективная сторона данного состава преступления характеризуется действиями, которые могут выражаться в различных конкретных формах похищения и последующего лишения свободы. Потерпевший может быть похищен путем захвата, обмана с изоляцией от внешнего мира и т.п. Похищение и последующее лишение свободы может сопровождаться совершением других преступных действий: угрозой лишить жизни, истязанием, изнасилованием и др. Объективная сторона может включать и физическое или психическое принуждение потерпевшего к совершению действий, которые направлены на достижение цели преступления, например получение выкупа за освобождение, а также действий, которые сами по себе содержат состав преступления, например избиение других похищенных и удерживаемых лиц.

Субъектом похищения человека может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Субъективная сторона – вина в форме прямого умысла, когда виновный осознает, что он похищает человека, действуя вопреки его воле, и желает этого. Цели и мотивы преступления на квалификацию деяния не влияют, за исключением корыстного мотива, являющегося отягчающим обстоятельством (п. «з» ч. 2 ст. 126 УК ).

В ч. 2 ст. 126 УК РФ установлена ответственность за похищение человека с квалифицирующими признаками. К ним относятся совершение похищения:

1) группой лиц по предварительному сговору (п. «а»);

2) неоднократно (п. «б»);

3) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (п. «в»);

4) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»);

5) в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «д»);

6) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «е»);

7) в отношении двух или более лиц (п. «ж»);

8) из корыстных побуждений (п. «з»).

К особо квалифицирующим признакам похищения человека, согласно ч. 3 ст. 126 УК РФ, альтернативно относятся: 1) совершение этого деяния организованной группой (п. «а»); 2) совершение того же деяния лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также за незаконное лишение свободы или захват заложника (п. «б»), 3) наступившие по неосторожности последствия в виде смерти потерпевшего или иные тяжкие последствия (п. «в»).

В тех случаях, когда отягчающее обстоятельство не охватывает полностью действий, совершенных виновными, они подлежат самостоятельной квалификации. Например, если при похищении человека с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо оружия или предметов, используемых в качестве оружия, будут установлены признаки истязания или наличие огнестрельного оружия, действия квалифицируются соответственно по п. «в» или «г» ч. 2 ст. 126 и ст. 117 или 222 УК РФ.

Согласно примечанию к ст. 126 УК РФ лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится состава иного преступления. Следует, однако, учитывать, что в этом случае в действиях виновного практически всегда формально содержится состав незаконного лишения свободы как наиболее общей формы преступного посягательства на личную свободу.

Незаконное лишение свободы (ст. 127 УК РФ)

Непосредственный объект данного преступления совпадает с непосредственным объектом похищения человека. Это смежные преступления, поэтому в ч. 1 ст. 127 УК РФ речь идет о незаконном лишении человека свободы, не связанном с его похищением.

Объективная сторона преступления выражается только в действиях, состоящих в незаконном лишении лица свободы передвижения, выбора им места нахождения, общения с другими лицами. Потерпевший может удерживаться в помещении, на определенной территории под охраной, в передвигающемся транспортном средстве и т.п. Действия виновного характеризуются незаконностью, а также применением к потерпевшему физического или психического насилия либо того и другого одновременно, что приводит к подавлению его воли и желания покинуть определенное ему место пребывания. Свободно выраженное согласие потерпевшего на нахождение в определенном месте по договоренности исключает состав рассматриваемого преступления. Продолжительность незаконного лишения свободы для применения ст. 127 УК РФ не имеет значения.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-ти лет.

Субъективная сторона – только прямой умысел, когда виновный осознает, что он незаконно лишает потерпевшего свободы вопреки его желанию, и желает этого.

В ч. 2 ст. 127 УК РФ к обстоятельствам, отягчающим незаконное лишение свободы, отнесены совершение его: группой лиц по предварительному сговору (п. «а»); неоднократно (п. «б»); с применением насилия, опасного для жизни или здоровья (п. «в»); с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г»); в отношении заведомо несовершеннолетнего (п. «д»), в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности (п. «е»); в отношении двух или более лиц (п. «ж»),

К особо отягчающим обстоятельствам незаконного лишения свободы альтернативно относятся: 1) совершение деяния организованной группой; 2) причинение по неосторожности смерти потерпевшему или иных тяжких последствий (ч 3 ст. 127 УК РФ).

Незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ)

Уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрическую больницу заведомо здорового лица впервые была установлена в 1988 г. (ст. 1262 УК РСФСР). Криминализация данного деяния явилась официальной реакцией на протесты международных организаций против нарушений прав человека в СССР с использованием возможностей психиатрии.

Непосредственный объект данного преступления совпадает с непосредственным объектом похищения человека и незаконного лишения свободы.

Объективная сторона этого преступления выражается в действиях, состоящих в незаконном помещении лица в психиатрический стационар. В соответствии с Законом «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» недобровольная госпитализация (без согласия больного или его законного представителя) в психиатрический стационар возможна только при наличии соответствующего заключения комиссии врачей-психиатров и по постановлению судьи (ст. 29 и ЗЗ)*. Следовательно, объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется нарушением установленного порядка помещения лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационар. Конкретные формы и поводы помещения лица, не нуждающегося в лечении в психиатрическом стационаре, могут быть самыми различными. Важно установить, что лицо не нуждалось в таком лечении и оказалось в психиатрическом стационаре незаконным путем.

*См.: О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании Постатейный комментарий к Закону России / Под ред. С.В. Бородина, В П. Котова. М., 1993. С. 155-161, 172-184.

Из упомянутого Закона об оказании психиатрической помощи и ст. 99-101 УК РФ вытекает, что любое лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, осуществляется амбулаторно либо в стационаре. Психиатрические отделения при больницах иного профиля и психиатрические клиники при научно-исследовательских учреждениях (например, им. Сербского, им. Ганнушкина) также являются стационарами. Лица, отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и заболевшие психическим расстройством, лечатся либо амбулаторно, либо в стационарах. Поэтому упоминание в ст. 128 УК РФ об иных лечебных заведениях закрытого типа нам представляется излишним.

Оконченным данное преступление считается с момента помещения потерпевшего в психиатрический стационар.

По ст. 128 УК РФ следует квалифицировать и незаконное продление срока пребывания лица в психиатрическом стационаре, когда необходимость в этом уже миновала.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее 16-ти лет. С учетом усложнения процедуры помещения в психиатрический стационар по новому законодательству круг субъектов преступления может быть самым различным: от родственников и иных заинтересованных лиц до любых работников психиатрических стационаров, включая врачей-психиатров, а также судей и иных должностных лиц.

С субъективной стороны данное преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

По ч. 2 ст. 128 УК РФ отягчающими обстоятельствами этого преступления признаются: совершение его лицом с использованием своего служебного положения; причинение по неосторожности смерти потерпевшему или иных тяжких последствий.

Наши рекомендации