Вопрос 45: Реформирование советского общества во второй половине 50-х первой половине 60-х гг. Н.С.Хрущев.
(этот материал я начала искать в интернете, но поняв, что ничего не выйдет, обратилась к учебнику, см.ниже )
Со второй половины 1953 г. по конец 50-х годов в СССР были проведены реформы, которые благотворно отразились как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа.
Главная причина успеха реформ состояла в том, что они возродили экономические методы руководства народным хозяйством и были начаты с сельского хозяйства, а потому получили широкую поддержку в массах.
Главная причина поражения реформ – они не были подкреплены демократизацией политической системы. Сломав репрессивную систему, не тронули ее основу – командно-административную систему. Поэтому уже через пять-шесть лет многие реформы начали сворачиваться усилиями как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом, номенклатурой.
Наиболее влиятельными политическими фигурами в руководстве стали Маленков, Берия и Хрущев. Равновесие являлось крайне неустойчивым.
Политика нового руководства в весенние дни 1953 г. была противоречивой, отражая противоречия в его составе. По требованию Жукова из заключения вернулась большая группа военных. Но продолжал существовать ГУЛАГ, везде висели прежние лозунги и портреты Сталина. Каждый из претендентов на власть стремился овладеть ею своим путем. Берия – через контроль над органами и войсками госбезопасности. Маленков – заявляя о стремлении проводить популярную политику повышения благосостояния народа, "заботиться о максимальном удовлетворении его материальных потребностей", призывая в "2-3 года добиться созидания в нашей стране обилия продовольствия для населения и сырья для легкой промышленности". Но Берия и Маленков не имели связей в среде высших военных руководителей, которые не доверяли им. Главное же было в настроениях партаппарата, который желал сохранения режима, но без репрессий по отношению к аппарату. Объективно ситуация сложилась благоприятно для Хрущева. Хрущев проявил в эти дни необычайную активность.
В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев был избран Первым секретарем ЦК КПСС. В печати стали появляться статьи о вреде культа личности. Парадоксальным было то, что их авторы ссылались на работы Сталина, заявляя, что он был противником культа. Начался пересмотр "Ленинградского дела" и "дела врачей". Были реабилитированы осужденные по этим делам партийные и хозяйственные руководители, медики. Но в это же время, в конце 1953 г. на шахтах Воркуты, находившихся в ведении еще существовавшего ГУЛАГА, были жестоко подавлены забастовки заключенных.
В августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к благосостоянию народа через ускоренное развитие сельского хозяйства и производства предметов потребления. "Теперь на базе достигнутых успехов в развитии тяжелой промышленности у нас есть все условия для того, чтобы организовать крутой подъем производства предметов народного потребления". Предполагалось резко изменить инвестиционную политику, значительно увеличить финансовую "подпитку" отраслей нематериального производства, ориентированных на выпуск товаров для народа, обратить особое внимание на сельское хозяйство, привлечь к производству товаров народного потребления машиностроительные заводы и предприятия тяжелой промышленности. Так был взят курс на социальную переориентацию экономики, который достаточно быстро стал воплощаться в конкретные товары, деньги, жилье.
(Этот материал я попыталась выбрать из учебника Деревянко-Шабельникова. Ребята, было 20 страниц,.я старалась)
В 1953—1956 гг. (до XX съезда КПСС) в русле этой политики осуществлены следующие мероприятия:
— начался пересмотр «ленинградского дела»;
— ликвидирован ГУЛАГ;
— в 1953 г. исключен из партии как враг народа, арестован и расстрелян Л. П. Берия;
— в апреле 1954 г. МГБ преобразовано в Комитет государственной безопасности при Совмине СССР;
—с сентября 1953 г. начался пересмотр решений бывших коллегий ОГПУ, НКВД и т. д. Для реабилитации невинных жертв репрессий создана специальная комиссия под председательством П. Н. Поспелова. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек (в том числе А. С. Бубнов, С. В. Косиор, П. П. Постышев, А. В. Косарев, М. Н. Тухачевский и другие);
—за фальсификацию дел были преданы суду некоторые бывшие руководители органов безопасности;
— в печати началась критика культа личности И. В. Сталина.
Таким образом, было положено начало курсу на демократизацию жизни общества. Дело в том, что Л. П. Берия, Г. М. Маленков и Н. С. Хрущев в свое время находились в ближайшем окружении Сталина и были причастны к необоснованным репрессиям. В то же время они понимали необходимость выбора нового политического пути, восстановления законности и проведения некоторых реформ.
«Десталинизация» началась с реорганизации политического руководства: вместо двух органов в ЦК — Президиума и Бюро Президиума в соответствии с Уставом партии был создан Президиум ЦК КПСС. Для нового руководства курс на построение коммунистического общества был единственно верным. Представления о превосходстве социализма над капитализмом, преимуществах плановой системы над рыночной являлись руководством к действию.
Хрущев с немалым риском для себя сумел сплотить все высшее руководство против Берии и привлечь на свою сторону армию.
Хрущев, став в сентябре 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС, получил существенно расширившиеся полномочия. Уже на июльском (1953 г.) Пленуме ЦК отмечалась необходимость укреплять партийное руководство во всех звеньях и пресекать любые попытки выхода из-под партийного контроля ведомств и конкретных лиц.
На январском (1955 г.) Пленуме ЦК КПСС Хрущев обвинил Маленкова в том, что тот не проявил себя «достаточно зрелым и твердым большевистским руководителем», «претендовал не только на руководство деятельностью правительства, но и на руководство Президиумом ЦК» и стремился к «дешевой популярности» среди народа. Вспомнились и близкие отношения с Берией, и участие в «Ленинградском деле».
Хрущев, шагнув (под влиянием логики борьбы за власть) гораздо дальше Маленкова в либерализации общества, в развенчании Сталина, тем не менее не сумел сохранить некоторых важных начинаний Маленкова в социально- экономической сфере (М. М. Горинов, А. А. Горский, А. А. Данилов).
XX съезд партии. Попытки демократизации общественно-политической жизни. До весны 1956 г. перемены в политической сфере советского общества были малозаметны. В 1954—1955 гг. было освобождено всего несколько тысяч политзаключенных. Некоторые перемены произошли в аппарате управления, где развернулась борьба против бюрократических методов управления. На регулярной основе стали работать Президиумы Верховных Советов союзных республик, была восстановлена роль Пленумов ЦК.
XX съезд КПСС (февраль 1956 г.). На съезде обсуждались отчет о работе ЦК партии, директивы шестого пятилетнего плана народнохозяйственного развития. Из-за резко отрицательной позиции В. М. Молотова, К. Е. Ворошилова, Л. М. Кагановича и Г. М. Маленкова вопрос о Сталине не был поставлен.
В результате компромисса доклад «О культе личности и его последствиях» был зачитан на закрытом заседании съезда. В докладе содержались собранные комиссией П. Н. Поспелова сведения о массовых расстрелах невинных людей и о депортации народов в 30—40-е гг. Говорилось о репрессиях, пытках, гибели выдающихся людей, о письме В. И. Ленина к съезду и пренебрежении Сталина коллективным руководством, о тяжелом положении сельского хозяйства, о поражениях Красной Армии на начальном этапе войны. Оставаясь в плену идеологических догм, все эти события Хрущев объяснял исключительно личными качествами Сталина. Ограничившись критикой «культа личности», новое партийное руководство сохранило в неприкосновенности саму систему социалистического общества, закрыло на многие годы путь к реальной перестройке советского общества.
Значение этого беспрецедентного шага, на который решился Хрущев, было огромно. Свергнув Сталина с пьедестала, Хрущев снял вместе с тем «ореол неприкосновенности» с первой личности и ее окружения вообще. Система тотального страха была во многом разрушена. Казавшаяся незыблемой вера в непогрешимость верховной власти сильно поколеблена.
XX съезд стал началом критического переосмысления мировой социалистической практики, развития международного коммунистического движения. Процесс, начатый XX съездом, привел впоследствии к расколу практически монолитного (исключение составляли лишь компартии Югославии и немногочисленные троцкисты) коммунистического движения. Образовались группы партий:
1) признающие некоторые «ошибки» Сталина и ориентирующиеся на КПСС;
2) не признающие критики Сталина и ориентирующиеся на Компартию Китая;
3)«еврокоммунисты», пошедшие дальше всех в осмыслении сталинизма как явления и пересмотревшие во многом само понимание социализма и путей его достижения.
Основные направления курса на децентрализацию системы государственного управления и развития:
— в январе 1957 г. намечены меры по некоторому расширению полномочий материально-финансовой базы местных Советов, преодолению в них бюрократизма и привлечению общественности к их работе;
—проведена реорганизация ВЦСПС. Вместо 47 отраслевых профсоюзов было образовано 23. Аппарат ВЦСПС и центральных комитетов профсоюзов уменьшился в 3 раза. Подавляющее большинство первичных профсоюзных организаций возглавляли не «освобожденные работники», а активисты. Расширились права профсоюзов;
— всплеск общественной активности молодежи и оживление деятельности комсомола. Около 350 тыс. юношей и девушек выехали на освоение целинных земель. По «призыву» КПСС и комсомола около 300 ты с. представителей молодежи отправились на крупнейшие стройки. Курс Хрущева на расширение международных контактов нашел отражение в образовании в 1956 г. Комитета молодежных организаций и в проведении в 1957 г. VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, что стало беспрецедентным событием для закрытой страны;
— уделялось внимание развитию других общественных организаций, работавших под руководством местных Советов: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, попечительские советы при детских домах, советы ветеранов труда и др.
Хрущев несколько ограничил привилегии работников аппарата. Он ликвидировал систему сталинских «пакетов» — денежных сумм, которые тайно вручались высшим работникам аппарата, печати, научных учреждений сверх установленной зарплаты и не облагались налогами. неоднократно пытался закрыть спецраспределитель (официально — «столовую лечебного питания») для высшей номенклатуры, ограничить права на персональные машины. Но большинство из этих начинаний успехом не увенчались и лишь восстановили против Хрущева номенклатуру.
Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство, принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие структуры СССР и союзных республик. Не прекращалась работа по реабилитации жертв репрессий.
В конце 50-х гг. были сняты необоснованные обвинения с депортированных народов. Выселенные из родных мест чеченцы, калмыки, ингуши, карачаевцы и балкарцы получили право вернуться на Родину. Восстанавливалась автономия этих народов. С советских немцев сняты обвинения в пособничестве немецким оккупантам. Началась репатриация находящихся на спецпоселениях граждан Польши, Венгрии, Болгарии и других стран. Масштаб реабилитации жертв репрессий был велик.
Таким образом, в середине 50-х гг. была проведена некоторая либерализация существовавшей в стране тоталитарной системы. Но предпринятые меры носили в целом переходный характер. Размах и направленность последующих шагов зависели от следующих факторов:
— действий Хрущева как реформатора;
— непосредственного расклада сил в руководстве;
— реакции общества на уже осуществленные меры и выдвинутые лозунги.
Проводимая Н. С. Хрущевым политика десталинизации, многочисленные перестройки в политической и экономической сферах вызывали растущее недовольство части партийно-государственного аппарата. Быстрый рост популярности Хрущева способствовал складыванию в руководстве антихрущевской оппозиции, позднее названной «антипартийной группой. Их объединили не только боязнь дальнейших разоблачений, более консервативный в целом настрой и несогласие с Хрущевым по отдельным вопросам конкретной политики. Прежде всего членов группы сплачивали попытки Хрущева утвердиться в качестве единоличного лидера — без «коллективного руководства». Осуществление его планов означало бы политический крах как для всех бывших сталинских приближенных, так и для людей, выдвинутых им на ответственные партийные и государственные посты.
На заседании Президиума ЦК в июне 1957 г. Молотов и Маленков неожиданно поставили вопрос о смещении Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. 7 из 11 членов Президиума ЦК КПСС потребовали отставки Н. С. Хрущева. Они обвинили его в нарушении принципов «коллективного руководства» и установлении своего культа, в самочинных и необдуманных внешнеполитических действиях, в экономическом волюнтаризме.
Однако Хрущев отказался подчиниться и потребовал созыва Пленума ЦК. При поддержке членов обновленного ЦК, армии в лице Жукова и КГБ (И. А. Серов) уже 22 июня Пленум был созван. Он работал до 29 июня. На нем действия оппозиционеров были осуждены как фракционные. Все они, кроме Молотова, признали свои ошибки. Маленков, Каганович, Молотов и Шепилов выведены из состава ЦК и его Президиума. Булганину объявлен строгий выговор, а впоследствии он был снят с поста Председателя Совета Министров и выведен из состава Президиума ЦК. Проявлением либерализации общества явилось то, что впервые за многие десятилетия в роли решающей инстанции выступил не узкий круг членов Президиума (Политбюро), а Пленум ЦК, главное — сами оппозиционеры, вопреки их опасениям, остались не только на свободе, но и в партии. Правда, они были удалены из Москвы: Молотов направлен послом в Монголию, Маленков — директором Усть-Каменогорской, а затем Экибастузской электростанции. В Президиум ЦК были введены Л. И. Брежнев, Е. А. Фурцева, Ф. Е. Козлов и другие деятели партии и государства, поддержавшие Хрущева.
После устранения «оппозиции» были проведены перемены в составе высших органов власти. В частности, освобожден от обязанностей Председателя Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов — его место занял Л. И. Брежнев.
Следующим актом политической борьбы было неожиданное смещение Жукова с поста министра обороны (во время его визита в Албанию). По-видимому, эта сильная и популярная в стране личность внушала некоторые опасения Хрущеву, мешала установлению его контроля над армией. Поэтому, несмотря на отсутствие между ними конфликтов, Хрущев решил «подстраховаться». На пост министра обороны назначен маршал Малиновский, связанный с Хрущевым родственными узами.
Устранение консервативной (отчасти — просталинской) оппозиции и превращение Хрущева в единоличного лидера имело, как ни парадоксально, весьма противоречивые последствия для судеб «оттепели». Лишившись оппозиции справа, Хрущев стал быстро «леветь»: именно с этого момента
берут начало знаменитые скачки «великого десятилетия» и громкие кампании тех лет. В политической сфере демократизация была временно приостановлена.
Формирование культа Хрущева. С 1958 г. он стал совмещать две должности: Первого секретаря ЦК партии и Председателя Совета Министров (главы правительства). Таким образом, с конца 50-х гг. Хрущев сосредоточил в своих руках высшую партийную и государственную власть.
В 1959 г. внеочередной XXI съезд КПСС (созванный для принятия вместо провалившейся шестой пятилетки семилетнего народно-хозяйственного плана на 1959—1965 гг.) констатировал, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу. Отсюда следовал вывод о вступлении Советского Союза в период развернутого строительства коммунизма.
XXII съезд (1961) принял новую, третью, Программу партии — программу строительства коммунизма уже к 1980 г. Для этого предполагалось обогнать ведущие капиталистические державы по производству продукции на душу населения, добиться изобилия материальных и культурных благ, ликвидировать тяжелый физический труд и т. п. В программе содержались задачи по резкому повышению благосостояния населения и широкой демократизации общества (но, разумеется, без введения политического плюрализма). Сделан вывод, что государство диктатуры пролетариата в СССР превратилось в общенародное государство. Осуществление программных задач намечалось на два ближайших десятилетия. Съезд принял новый устав КПСС, предусматривающий расширение прав партийных ячеек, введение системы ротации (обновления) партийных постов, расширение общественных начал в партийной работе.
Конец 50-х гг. был ознаменован последним всплеском искреннего энтузиазма и веры советских людей в построение светлого будущего
Таким образом, в общественно-политической сфере с середины 50-х до середины 60-х гг. наблюдались противоречивые тенденции. С одной стороны, в стране протекал процесс политической демократизации. С другой стороны, продолжала существовать административно-командная система. Хрущев не поднялся до осознания необходимости структурных изменений, не был готов к демократизации общественных институтов, реформированию общественной жизни.
В мае 1957 г., на собрании представителей колхозников, Хрущев выдвинул лозунг «Догнать и перегнать Америку!» (в основном по производству мяса и молочных продуктов). 1957—1959 гг. отмечены серией административных реформ и кампаний («кукурузная», «мясная», «молочные рекорды»). В 1957 г. были ликвидированы МТС, техника которых передавалась колхозам в собственность посредством выкупа. Это привело к сокращению парка сельскохозяйственных машин и изъятию у колхозов значительных денежных средств. Прогрессивная реформа не была продумана до конца, так как колхозы и совхозы не имели достаточно средств для покупки техники.
Вторая реформа заключалась в новом укрупнении колхозов. Ее целью стало образование крупных объединений, которые могли бы в дальнейшем способствовать индустриализации сельского хозяйства. Стремясь выполнить завышенные обязательства, руководители колхозов начинают наступление на приусадебное хозяйство (обрезают приусадебные участки, принуждают продавать личный скот колхозу и т. д.). В марте 1962 г. было перестроено управление сельским хозяйством. В районах появились колхозно-совхозные управления (КСУ), в областях и республиках — аналогичные комитеты.
Реформы 50—60-х гг. не улучшили положения в сельском хозяйстве, напротив, способствовали углублению кризиса: в 1963 г. впервые за всю историю СССР зерно было закуплено за рубежом.
Причины кризиса сельского хозяйства:
1) нехватка средств на финансирование деревни.
2)отступление от политики бережного отношения к деревне
начавшихся переменах в колхозном строе после ликвидации сталинской системы репрессий. Выдача паспортов крестьянам позволила им обрести свободу передвижения и двинуться в города, где был гораздо более высокий уровень жизни.
В 1955 г. стал восстанавливаться принцип приоритетного развития производства средств производства, что нашло отражение в планах шестой пятилетки и семилетки (1959—1965 гг.). На рубеже 50—60-х гг. почти 3/4 общего объема выпускаемой промышленной продукции приходилось на долю группы «А» (производство средств производства). Высокими темпами развивались машиностроение и приборостроение. Продолжалась механизация производственных процессов в промышленности. Широкие масштабы приобрело капитальное строительство.
Началась некоторая децентрализация руководства промышленностью, передача предприятий в республиканское подчинение, был упорядочен и сокращен центральный аппарат. Другой столь же очевидной в середине 50-х гг. проблемой было возрастание роли научно-технического прогресса. XX съезд КПСС и состоявшийся в июле 1955 г. Пленум ЦК партии обратили внимание на необходимость улучшения внедрения в производство новейших достижений науки и техники. Освоение космоса, химизация народного хозяйства и другие направления НТР были подкреплены крупными государственными программами.
Во второй половине 50-х гг. развитие промышленности страны поднялось на качественно новую ступень. В ней насчитывалось около 300 отраслей и видов производства. Вместе с тем жесткая, централизованная система управления тормозила развитие промышленности. Качественные сдвиги в ее структуре потребовали изменения форм и методов руководства индустриальными отраслями.
В 1957 г. принят закон о перестройке управления промышленностью и строительством. В соответствии с ним отменялась прежняя отраслевая система руководства, осуществляемая через министерства и ведомства. Основной организационной формой управления стали Советы народного хозяйства — совнархозы. В стране создано 105 экономических районов на базе существующего административного деления. Все промышленные предприятия и стройки, расположенные на их территории, передавались в ведение местных совнархозов, кроме оборонных предприятий. Большая часть отраслевых министерств упразднялась. Предполагалось, что переход к территориальной системе управления снимет барьеры на пути развития промышленности, укрепит экономические связи внутри регионов и республик. Эффект реформы оказался непродолжительным. В целом он проявлялся до тех пор, пока новые органы управления не окрепли и не сложились в устойчивую систему. В результате проведения реформы управление промышленностью стало более сложным и менее квалифицированным.
Таким образом, реформы Хрущева в области сельского хозяйства и промышленности стимулировали децентрализацию управления экономикой. Однако они носили непродуманный характер, что сказалось на экономическом и социальном развитии.
В социальной области были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. принят Закон о государственных пенсиях. В соответствии с ним размер пенсий для отдельных категорий граждан увеличился в 2 раза и более. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов.
Увеличились масштабы жилищного строительства. Ускорению его темпов способствовала индустриализация строительных работ, использование в домостроении сборного железобетона. Разработаны новые принципы застройки жилых микрорайонов, сочетающие жилые комплексы с культурно-бытовыми учреждениями. По существу, впервые в СССР было развернуто массовое жилищное строительство.
В 1958—1964 гг. проводилась реформа образования. Большинство выпускников шло в вузы, но не хватало рабочих рук на производстве. В 1958 г. принят закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. Вводилось всеобщее среднее одиннадцатилетнее образование, школа приобретала «политехнический профиль». После окончания восьмилетней школы все учащиеся, желающие получить среднее образование, должны были учиться либо в школе с политехническим профилем, либо в ПТУ или техникуме.
К концу 50-х гг. произошли изменения в социальной структуре общества, что отразила проведенная в 1959 г. Всесоюзная перепись населения СССР. Выросла численность жителей страны: в 1959 г. она составляла 208,8 млн.. человек против 190,7 млн.. в 1939 г. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной Сибири, Восточной Сибири, Дальнего Востока. Доля горожан составляла 48%. Увеличилась численность рабочих в общем составе населения, сократился процент сельских жителей и колхозного крестьянства.
Начало 60-х гг. вскрыло серьезные проблемы в экономике, которая была в значительной степени вызвана необдуманными реформами и штурмовщиной. Правительство попыталось разрешить эти проблемы за счет трудящихся (почти на треть снижены тарифные расценки на производство и почти на столько же возросли цены на продовольствие). Это привело к нарастанию социальной напряженности: события в Новочеркасске, где в 1962 г. прошла демонстрация трудящихся, вызванная повышением цен на продукты и их дефицитом. Демонстрация была подавлена властями. 1962 г. считается годом окончания «хрущевской оттепели».
Таким образом, в экономике и социальной сфере чувствовалось то, что руководство страны приступило к масштабной, долгосрочной работе, не имея продуманной программы. Кроме того, людям, которые находились на высших постах в руководстве страной, не хватало образования. Сам Хрущев, обладая живым умом и практической сметкой, тем не менее не мог даже грамотно писать и в отличие от Сталина никогда не занимался всерьез самообразованием.
Либерализация внешнеполитического курса. На XX съезде КПСС была сформулирована новая внешнеполитическая концепция: необходимость мирного сосуществования государств с различным государственным строем и многовариантность путей построения социализма с одновременным подтверждением принципа «пролетарского интернационализма».
В документах съезда были сделаны выводы о возможности предотвращения новой мировой войны и о разнообразии форм перехода к социализму. Подчеркивалась верность Советского Союза принципам суверенитета и не-
зависимости во взаимоотношениях с государствами мира. В 1957 г. министром иностранных дел СССР был назначен А. А. Громыко.
Основные направления внешней политики:
1) развитие отношений со странами «социалистического лагеря»;
2) новый курс в отношениях со странами Запада;
3) поддержка стран «третьего мира»;
4) СССР в борьбе за мир и разоружение.
Экономические отношения социалистических стран, в том числе координация их народно-хозяйственных планов, осуществлялись через СЭВ. После принятия ФРГ в НАТО в противовес этому блоку в 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) как военно-политическое объединение социалистических стран Европы.
Участниками Организации Варшавского Договора стали Советский Союз, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия. Организация ставила своей задачей обеспечение безопасности государств ОВД и поддержание мира в Европе. Страны обязывались разрешать возникающие между ними конфликты мирными средствами, сотрудничать в действиях по обеспечению мира и безопасности народов, консультироваться по международным вопросам, затрагивающим их общие интересы. Создавались объединенные вооруженные силы и общее командование для руководства их деятельностью. Для координации внешнеполитических действий был образован Политический консультативный комитет.
Серьезный кризис, вызванный процессом десталинизации в СССР, охватил в 1956 г. Польшу и Венгрию. В Польше советское руководство пошло на уступки, согласившись с программой реформ, предложенных В. Гомулкой, — кризис разрешился мирно. В Венгрии вспыхнуло антитоталитарное, но также и антикоммунистическое и антисоветское восстание.
В конце 50-х гг. осложнились отношения с Китайской Народной Республикой. Руководство КНР отвергло просьбу СССР о размещении на ее территории советских военных баз. В ответ Советский Союз отказался от выполнения подписанного ранее соглашения о сотрудничестве двух стран в области ядерной физики.
В начальный период хрущевской «оттепели» внешняя политика СССР велась в условиях напряженной международной обстановки. С начала 50-х гг. в США действовал закон, в соответствии с которым получавшие от них помощь страны были обязаны прервать всякие торговые отношения с социалистическими государствами. Западные державы во главе с США продолжали создание военно-политических союзов
На протяжении 1954—1956 гг. были восстановлены дипломатические связи с Австрией и ФРГ, подписано соглашение о прекращении состояния войны с Японией, в сентябре 1959 г. Н. С. Хрущев встретился с Эйзенхауэром. Одним из главных вопросов отношений между Востоком и Западом оставалась проблема Германии. Здесь по-прежнему не были урегулированы вопросы границ ФРГ, кроме того, СССР препятствовал включению ФРГ в НАТО. Обострившиеся отношения между ФРГ и ГДР привели к кризисной ситуации. 13 августа 1961 г. на границе между двумя государствами была возведена так называемая Берлинская стена.
Новый поворот к «холодной войне» произошел весной 1960 г., когда над территорией СССР был сбит американский разведывательный самолет.
Своей кульминации «холодная война» достигла осенью 1962 г., когда разразился Карибский кризис. В феврале 1962 г. США установили полную экономическую блокаду Кубы. Весной 1962 г. Правительство СССР приняло решение о размещении на Кубе советских ракет с целью защитить Кубу от США, уменьшить преимущества США в ракетно-ядерном вооружении. Противостояние достигло пика в конце октября 1962 г. В течение нескольких дней мир был на грани ядерной войны между СССР и США. Вывод советских ракет с Кубы, американских — из Турции и обязательство США не прибегать к военной интервенции против Кубы позволили преодолеть конфликт. Между президентом Д. Кеннеди и Председателем Совмина Хрущевым была установлена на случай подобных кризисных ситуаций прямая телефонная связь.
в 1953 г. была создана советская водородная бомба.
В СССР осуществлены конкретные меры по разоружению: уменьшены военные расходы и численность вооруженных сил, введен мораторий на испытания атомного и водо родного оружия. В 1963 г. в Москве состоялось подписание договора между СССР, США и Англией о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.
Таким образом, в середине 50—начале 60-х гг. либерализация курса наметилась и во внешней политике. Расширение политических и экономических связей с другими странами, развитие личных контактов глав государств привели к кратковременному смягчению международной обстановки. Однако имперские претензии СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке