Компетенция совета республики

Статья 98 Конституции

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в К.; о толковании К.; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конст. Суда, Председ. и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хоз. Суда, Председ. Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Ген. прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении гос. измены или иного тяжкого прест., принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

  1. Акты Парламента. Конституционные и программные законы: понятие, характеристика. Концепция национальной безопасности.

Решения Палаты представителей Национального собрания принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Решения Совета Республики Национального собрания принимаются в форме постановлений.

В случаях, предусмотренных Конституцией, палаты Парламента – Нац. собрания вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер.

Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.

  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ.

Законодательный процесс — это установленный законом порядок разработки, принятия и вступления в силу
законов.


Зак. процесс в РБ начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Нац. собрания.

Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией обладают:

1.Президент;

2.депутаты Палаты представителей;

3.Совет Республики;

4.Правительство;

5.граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.

Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией:

1.вначале рассматривается в Палате представителей (осуществляется в двух чтениях - в первом обсуждается целесообразность принятия, во втором – чтение текста);

2.затем в Совете Республики (рассматривается 20 дней, срочные – 10).

Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись:

1.Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.

2.Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.

3.Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.

Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.

Согласно ст. 39 Закона РБ от 10.01.2000г. «О нормативных правовых актах РБ» нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

• планирование нормотворческой деятельности;

• нормотворческая инициатива;

• подготовка проекта нормативного правового акта;

• принятие (издание) нормативного правового акта;

• включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;

• опубликование нормативного правового акта.

Наши рекомендации