Компетенция совета республики
Статья 98 Конституции
1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в К.; о толковании К.; проекты иных законов;
2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конст. Суда, Председ. и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хоз. Суда, Председ. Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Ген. прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
3) избирает шесть судей Конституционного Суда;
4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;
6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении гос. измены или иного тяжкого прест., принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее 2/3 голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;
8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.
Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
- Акты Парламента. Конституционные и программные законы: понятие, характеристика. Концепция национальной безопасности.
Решения Палаты представителей Национального собрания принимаются в форме законов и постановлений. Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.
Решения Совета Республики Национального собрания принимаются в форме постановлений.
В случаях, предусмотренных Конституцией, палаты Парламента – Нац. собрания вправе принимать постановления, имеющие нормативный характер.
Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
- ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО СТАДИИ.
Законодательный процесс — это установленный законом порядок разработки, принятия и вступления в силу законов.
Зак. процесс в РБ начинается с момента внесения проекта закона на рассмотрение Палаты представителей Нац. собрания.
Правом законодательной инициативы в соответствии с Конституцией обладают:
1.Президент;
2.депутаты Палаты представителей;
3.Совет Республики;
4.Правительство;
5.граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек.
Любой законопроект, если иное не предусмотрено Конституцией:
1.вначале рассматривается в Палате представителей (осуществляется в двух чтениях - в первом обсуждается целесообразность принятия, во втором – чтение текста);
2.затем в Совете Республики (рассматривается 20 дней, срочные – 10).
Законопроект, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией, становится законом после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики большинством голосов от полного состава каждой палаты.
Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики, представляется в десятидневный срок Президенту на подпись:
1.Если Президент согласен с текстом закона, он его подписывает.
2.Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается подписанным.
3.Закон не считается подписанным и не вступает в силу, если он не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии.
Палата представителей и Совет Республики законом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложению Президента могут делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предмет регулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Согласно ст. 39 Закона РБ от 10.01.2000г. «О нормативных правовых актах РБ» нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:
• планирование нормотворческой деятельности;
• нормотворческая инициатива;
• подготовка проекта нормативного правового акта;
• принятие (издание) нормативного правового акта;
• включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов РБ;
• опубликование нормативного правового акта.