Роль трансфертной цены в международном маркетинге
Когда компания децентрализована, т.е. имеет самостоятельные отделения, которые получают свою прибыль, то часто возникает необходимость передавать компоненты или законченные изделия друг другу. В целях начисления прибыли в каждом отделении должны быть определены цены для каждого узла, компонента или товара. Такая цена носит название трансфертной или передаточной цены.
Базой для установления таких цен может служить либо стоимость производства, либо стоимость производства плюс средняя прибыль или такая цена, которую следовало назначить при продаже независимому потребителю. Какую базу принять для переводных цен — будет решать руководящий центр компании, при этом он будет преследовать цель обеспечения как реальной значимости вклада каждого отделения компании, так и получениямаксимальной прибыли всей компании в целом (интересы отделений могут иногда не совпадать с интересами компаний в целом).
Даже внутри одной страны трансфертные цены могут вызвать вопросы о системе финансовых расчетов между отделениями, о целесообразности кооперации между отделениями и осуществления совместного руководства. Когда товары пересекают границу государства, возникают дополнительные проблемы как финансовые, так и стратегические, причем они серьезно сказываются на прибылях.
На мировом рынке манипулирование трансфертными ценами дает возможность свести к минимуму уплату налогов и импортных пошлин или (что одно и то же) перевести финансовые средства. Так, например:
товар может быть ввезен в страну с высокими таможенными пошлинами по искусственно низкой цене; это означает, что уплаченная пошлина, взятая "эд валёром" (с объявленной стоимостью), весьма низка;
товары могут быть завезены в страну с высокими налогами по высокой цене, таким образом, прибыль в стране с высокими налогами будет сведена к нулю, а, следовательно, останется в стране с низкими налогами;
товары могут быть завезены по высоким ценам в страну, из которой запрещены переводы дивидендов или подлежат уплате правительственные налоги; это означает, что невидимый доход заменяет формальные дивиденды;
при этой же ситуации можно избежать накопления средств в стране с высокими темпами инфляции, или где можно ожидать в ближайшем будущем девальвации, экспроприацию собственности.
Трансфертные цены могут также использоваться как оружие в международном маркетинге: прибыль можно сконцентрировать (для действительно объединенных корпораций) в процессе производства в странах, где сравнительно благоприятные условия конкуренции. Конкуренты, находящиеся на других стадиях производства или в торговле, могут быть подавлены относительно низким уровнем прибыли.
Правительство экспортирующей страны заинтересовано, чтобы трансфертные цены искусственно не занижались, и оно прилагает усилия к тому, чтобы была получена нормальная прибыль, а, следовательно, будут уплачены налоги.
В импортирующей стране государственные налоговые службы следят, чтобы не было высоких трансфертных цен, которые занижают доходы местного правительства.
В противоположность, таможенная служба следит за тем, чтобы не было низких трансфертных цен, так как это уменьшает сумму таможенных пошлин.
Финансовые и стратегические цели международных трансфертных цен вступают в противоречие с задачей эффективного управления корпорацией в целом.
В этих условиях международные компании выражают различные мнения по поводу передаточных цен.
Одни расценивают это просто как средство усиления объединенных действий, другие указывают на возможность получить финансовые выгоды или использовать как средство осуществить на рынке крупные, но некорректные сделки.
В обоих случаях экспортер должен знать об альтернативных вариантах, как при определении стратегии маркетинга, так и при установлении продажных цен.