Ценообразование в международном маркетинге

Проблемы ценообразования на зарубежном рынке такие же, как и на внутреннем. Необходимо последовательно учесть издержки, ценовую чувствительность покупателей и поведение конкурентов. Специфичные проблемы возникают умеждународной фирмы, экспортирующей продукцию, изготовленную в стране базирования. В этом разделе будут рассмотрены основные ценовые решения, которые должен принять экспортер.

Трансфертные цены

Под трансфертными ценами понимаются цены товаров, передаваемых от производственного подразделения другому подразделению фирмы, например внешнеторговой службе или зарубежному торговому филиалу.

Внутренняя трансфертная цена

В случае передачи товара внутри фирмы цена должна определяться из соображений оптимизации общих результатов фирмы. Необходимо стремиться к двум целям.

— Цена должна быть достаточно высокой, чтобы мотивировать производственное подразделение, которое могло бы реализовать этот товар и на внутреннем рынке, через традиционную сеть сбыта.

— Цена должна быть достаточно низкой, чтобы внешнеторговое подразделение было конкурентоспособным на зарубежных рынках.

Здесь есть почва для конфликта интересов подразделений, так что доминирующим должен стать интерес фирмы в целом. Приведем пример.

Производственная бизнес-единица при издержках 50 тыс. руб. продает товар посредникам по 60 тыс. руб., а внешнеторговому отделению по 58 тыс. руб., теряя на этом 20% за счет снижения наценки с 10 до 8 тыс. руб. Экспортные издержки внешнеторгового отделения равны 10 тыс. руб., т. е. его общие издержки составляют 68 тыс. руб. Если максимальная приемлемая цена на зарубежном рынке равна 72 тыс. руб., валовая прибыль на изделие составит всего 4 тыс. руб., т.е. менее 6% от выручки. Но для фирмы в целом результат удовлетворителен: прибыль 12 = (8+4) тыс. руб. при цене 72 тыс. руб. вместо 10 тыс. руб. при цене 60 тыс. руб.

В целом внутренняя трансфертная цена выбирается в интервале (от минимально допустимой цены до цены продаж на внутреннем рынке), за вычетом валовой прибыли с учетом двух названных выше противоречивых целей.

Трансфертные цены для зарубежных торговых филиалов

Данная проблема более сложна, так как требует учета налоговых законов, валютных курсов, местных правил, таможенных тарифов, а также степени участия фирмы в деятельности филиала.

Основные факторы, влияющие на принимаемое решение, указаны на рис. 12.6. Если уровень налогообложения в обеих странах различен, вопрос о том, в какой стране выгоднее продавать, становится актуальным. В связи с этим нужно ответить на три следующих вопроса.

— Как соотносятся налоги на прибыль в обеих странах?

— Каковы правила вывоза прибылей?

— Какова опасность инфляции?

В дополнение к этим вопросам нужно учесть позиции налоговых и таможенных служб.

В общем случае фирма заинтересована применять низкие трансфертные цены в странах, где налоги ниже, чем на внутреннем рынке, и наоборот. Однако такой подход может встретить сопротивление со стороны налоговых служб на внутреннем рынке, не одобряющих сокращение налоговой базы в собственной стране.

С другой стороны,таможенная служба в стране экспорта может отказаться принять аномально низкие трансфертные цены как базу для расчета таможенных сборов, которые будут не только невыгодны сами по себе, но и снизят качество защиты местных производителей.

Важна также истепень участия фирмы в деятельности торгового филиала. Если речь идет о совместном предприятии или лицензии, то экспортер предпочтет продавать по высокой трансфертной цене, чтобы не делиться прибылью с партнером. Если же фирма полностью владеет филиалом, она скорее всего установит низкие цены.

Принимая во внимание разнообразие правовых норм и налогового законодательства в разных странах, можно оценить сложность разработки стандартной стратегии на международном уровне. На уровне единого европейского рынка снятие тарифных и нетарифных барьеров значительно облегчит выработку единых европейских стратегий. Однако глубокие различия между европейскими странами по налоговому законодательству сохранятся еще в течение долгого времени (Bulletin de la КВ, N 17, 1993).

ценообразование в международном маркетинге - student2.ru

Рис. 12.6. Определение трансфертной цены при экспорте.

Экспортные издержки

Экспортные издержки составляют значительную часть цены, устанавливаемой на зарубежном рынке. Поэтому важно сопоставлять цены, приемлемые на зарубежном рынке, с международными трансфертными ценами, учитывая при этом экспортные издержки.

Экспортные издержки, включающие, в частности, расходы на перевозку товара наземным, морским и/или воздушным транспортом, погрузку/разгрузку, таможенные, портовые и т.п. сборы, страхование перевозки и экспортно-импортные пошлины, могут существенно увеличить цену экспортируемого товара и тем самым понизить его конкурентоспособность. Поэтому нужно уметь точно оценивать эти издержки и четко представлять, кто именно - продавец или покупатель - их несет. Некоторые из типовых условия таковы.

— «Франко-завод» (ExWorks, EXW). Продавец передает товар в распоряжение покупателя на своей территории, и покупатель несет все дальнейшие риски и расходы.

— «Свободно на борту» (Free on Board, FOB). Ответственность продавца заканчивается, когда товары погружены на борт (судна, самолета, грузовика).

— «Свободно вдоль борта судна» (FreeAlongside Ship, FAS). Продавец доставляет товары на пристань и несет все расходы до момента погрузки.

— «Цена, страхование, фрахт» (Cost, Insurance and Freight, CIF).Продавец оплачивает транспортные издержки и страхует товары до порта назначения.

— «Поставлено, включая оплату пошлины» (Delivery Duty Paid, DDP). Продавец несет все риски и расходы по доставке товара до указанного места в стране импортера, включая таможенные сборы.

Для продавца предпочтительнее условия РОВ, тогда как покупатель предпочел бы условия CIF. Дополнительные сведения об этих условиях можно найти, например, в: Инкотермс, 1992.

Один из удобных подходов к оценке влияния экспортных издержек -исходить из цены,установленной прямым конкурентом на экспортном рынке. Из нее нужно вычесть экспортные и сбытовые издержки, чтобы проверить, является ли предлагаемая экспортная трансфертная цена достаточно низкой.

Предположим, что цена рынка страны-импортера равна 7 тыс. руб., а экспортные и сбытовые издержки имеют следующую структуру:

1. Цена в стране-импортере 7, 00 тыс. руб.

2. Торговая наценка (от цены): 40% 2, 80

Издержки розничного торговца 4, 20

3. Оптовая скидка (с себестоимости): 11% 0, 42

Издержки оптовика 3, 78

4. Наценка импортера (от себестоимости): 5% 0, 18

Издержки импортера: 3, 60

5. НДС 10% на ценуDDP: 0, 33

Цена DDP 3, 27

6. Таможенный сбор 9% на цену CIF: 0, 27

Цена CIF 3, 00

7. Страховка и транспорт 0, 40

Наши рекомендации