Соотношение характера и личности
Темперамент
Те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности и особенности приспособления к окружающей среде. Многие из них обусловлены биологическими показателями, даже на генетическом уровне.
4 темперамента по гуморальной теории: холерик (желтая желчь), сангвиник (кровь), меланхолик (черная желчь) и флегматик (слизь).
Эрнст Крейчмер связал темперамент со строением тела. Астеники эмоционально ранимы, пиккники разговорчивы, общительны, атлеты агрессивны, властолюбивы.
Шелдон и Стивенс предприняли свою попытку типологизации темперамента в зависимости от строения тела. Эктоморфы, эндоморфы и мезоморфы.
Решающий сдвиг в темпераменте связан с именем Павлова. Он связал это не со строением тела и жидкостями, а с особенностями функционирования нервной системы. Сангвиник – сильная, уравновешенная, подвижная нервная система. Холерик – сильная, подвижная, но неуравновешенная нервная система. Флегматик – сильная, уравновешенная и малоподвижная. Меланхолик – слабая нервная система.
Небылицын предложил выделить 3 компонента темперамента:
1. Общая моторная активность
2. Моторика
3. Эмоциональность
Томас и Чесс полагали, что можно выделить 9 основных параметров темперамента:
-активность
-ритмичность
-приближение
-адаптивность
-порок реактивности
-интенсивность реакции
-качество настроения
-отвлекаемость
-объем внимания
Ганс Айзенк выделил 2 параметра:
Экставерсия/интроверсия и стабильность/невротичность
Шкала психотизма Айзенка предполагает вероятность (предрасположенность) к тому, чтобы стать психотической или психопатической личностью.
Темперамент задает норму реакции
Соотношение характера и личности
Характер – одна из составляющих структуры личности. По Рубинштейну личность определяется через 3 единства:
-то, что человек хочет (мотивационная составляющая)
-то, что человек может (система его способностей и дарований)
-то, что есть он сам (что из тенденций закрепилось в его характере)
По Рубинштейну человек сам участвует в выработке своего характера. Он начинает формироваться в глубоком младенчестве.
Характер – это обобщение способов поведения и деятельности, это типизация способов самовыражения и отношения к миру. Выделяются такие отношения в характере:
-отношение к себе (степень требовательности, самооценка)
-отношение к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоистичность или альтруизм)
-отношение к порученному делу (аккуратность, ответственность, инициативность или пассивность)
-волевые качества (готовность преодолевать препятствия, дисциплинированность)
Генетическая основа характера – темперамент, он задает норму реакций, набор способов реагирования. Определенные черты приобретаются легче при определенной темпераменте. Генетические и средовые влияния могут суммироваться, неблагоприятные сочетания вызывают отклонения, вплоть до патологий. Коррекция характера возможна, но в довольно раннем возрасте.
Личность нивелирует черты характера (нейтрализует, сглаживает) в виде компенсации. Мы говорим, что личность влияет на характер, когда видим, что человек действует не на основе своего характера, а руководствуясь целью.
В начале 20 в Шпрангер выделил 6 типов людей :
-познающий
-экономический (полезные и практические ценности)
-художественный тип
-гедонистический
-политический
-религиозный
Типы психопатиий по Ганушкину:
1. Циклоиды (быстро меняется настроение)
2. Астеники (пассивность, склонны к фобиям)
3. Шизоиды
4. Параноики
5. Эпилептоиды
6. Истерические характеры
7. Неустойчивые психопатии
8. Анти-социальные психопаты\
9. Конституционально глупые (вражденно ограниченные люди)
Для обозначения крайнего предела нормы используется термин Акцентуация (предложен Карлом Леангардем). Усиленное заострение определенной черты. Акц. проявляется только в определенных условиях, присущих ей. Особый возраст критичный для заостренных черт характера - подростковый возраст.
По Личко 11 типов психопатии и акцентуаций характера:
1. Гипертимный (повышенное хорошее настроение, энергичные, стремятся к лидерству неформальному, велика тяга к новому, высокий риск попадания в неприятные ситуации, переоценивают свои возможности и строят очень оптимистичные планы на будущее, не злопамятные, неугомонные, слабые места – регламентация, контроль, плохо переносят однообразную обстановку и одиночество)
2. Циклоидный (циклы по одной-две недели настроение гипертимности чередуется с субдепрессивными, в последнем состоянии падает общительности, утрачивается интерес к увлечениям, они тяжело переживаю неудачи, серьезные оскорбления про их малоценность могу подвергнуть их к риску суицида, бывают фазы когда их черты не выражены (ремиссии), слабое место – плохо переносят ломку прежних стереотипов)
3. Лобильный (тонко чувствуют к себе отношение, даже при поверхностном контакте и плохо переносят отвержения со стороны дорогих лиц) Вегетативная лобильность (не умеют скрывать свои чувства, быстро краснеют и бледнеют)
4. Астеноневротический тип (утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондричности, в уловиях соревнования они быстро утомляются и при таком утомлении – аффективные вспышки по любому поводу)
5. Сенситивный (чувствительный) большая впечатлительность и чувство собственной неполноценности, с незнакомыми замкнуты и застенчивы, с близкими общительны. К алкоголизации и наркотизации не склонны. Для них непосильно неблагожелательное внимание. Несправедливые насмешки и обвинения для них ащеееее неприемлемы. Для них свойственна реакция гиперкомпенсации. Критический возраст – 16-18 лет.
6. Психоастенический. Нерешительность, склонность к рассуждению, тревожная мнительность по поводу опасений за близких, склонны к самоанализу и легкому возникновению навязчивости. Повзрослев, они могут обнаружить, что алгоколь и др вещества могут снижать тревогу и они могут впасть в зависимость. Педантичность мешает им уживаться с другими типами, их терпят только шизоиды.
7. Шизоидный. Замкнутость, недостаток интуиции, эмоциональная холодность, неспособность к сопереживанию, им трудно устанавливать неформальные контакты, при них они быстро истощаются.
8. Эпилептодный. Состояние злобно-тоскливого настроения, раздражительность увеличивается и они ищут на ком бы все это можно выместить. Аффекты не только сильные, но и продолжительные. Любовь почти всегда окрашена ревностью. Алкогольное опьянение происходит тяжело, проявляется «буянство». Любят властвовать, неплохо адаптироваться в условиях строгого режима, умело «подлизываются» к начальству. Эмоции, моторика, мышление – всё мязкое, инертное, тугоподвижное. Педантичны.
9. Истерический (демонстративный) – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания, для них непереносимо равнодушие и безразличие. Они всегда готовы приукрасить собственную персону, они лживы и фантазийны. Эмоциональность оборачивается эмоциональной холодностью и безразличием к переживаниям других людей. Театральны, склонны к позерству, склонны к демонстративно-суицидному поведению. Ущемленное самолюбие и лишение надежд на привелегии могут привести к этому поведению.
10. Неустойчивый. Безвольные.
11. Конформный. Те, кто боятся нового, думают как «все», то есть как их ближайшее окружение.
12. Паранояльный. Подозрительность, мнительность, могут бороться за справедливость обычно в собственных интересах и не перед чем не останавливаются ради достижения их.
…
Определение личности всегда предполагает наличие противоречий между личностью и обществом. Это идеалы, которые не всегда совпадают. Качество и мера становления личности определяется тем, как этот конфликт человек решает. Мы идем на компромиссы, достигаем некоторого равновесия. Становление личности происходит трижды:
1. Становление личности ребенка
2. Превращение ребенка во взрослого, что предполагает выработку определенного способа жизни, самовыражения. Этот способ может быть ущербным, но и наоборот, конструктивным.
3. Достижение личностью вершин реализации своих возможностей.
Три механизма становления личности:
1. Стихийные (наблюдение за окружающими, имитация)
2. Идентификация
3. Принятие и освоение социальных ролей. То место, которое человек должен занять по отношению к другим.
Не всякая роль подвластна личности. Иногда роль может быть больше масштаба личности.