Россия в поиске объединяющей национальной идеи

Проведение экономических и политических реформ в Рос­сии выявило много проблем. Сегодняшняя действительность ставит ряд вопросов.

• Является ли необходимым идеологическое обоснование ре­форм?

• Возможна ли в России государственная идеология?

• Какая идея может объединить Россию?

• На какую социальную базу опирается то или иное идеоло­гическое течение в России?

Попытаемся разобраться и ответить на эти вопросы. Начнем с того, что реформы требуют идеологического обоснования. Идео­логия дает возможность определить, во имя чего проводятся реформы, каковы их цели и средства. Если идеология находит широкую поддержку у основной массы населения, то реформы пойдут быстрее, если же нет, реформы растянутся на долгие годы. Практика показывает, что в стабильной обстановке гос­подствующая идеология признается подавляющим большинством людей, в то время как в переходные периоды истории обостря­ется борьба различных идеологических течений. В России сейчас осуществляется переход к демократии и рынку. Этот переход пытаются обосновать представители самых разных идеологи­ческих направлений.

Что касается второго вопроса, то на него не может быть одно­значного ответа. В условиях тоталитарного общества в бывшем СССР господствовала единая государственная идеология — комму­нистическая. После ее крушения в обществе была сделана попытка сформулировать и обосновать какое-то единое мировоззрение, создать новую государственную идеологию, способную объеди­нить всех людей вокруг определенной системы ценностей, идей и побудить их к более активной деятельности на пути реформ и модернизации страны.

Однако одновременно возникает следующий вопрос: какую же идею избрать в качестве государственной? В этой связи ученые

выдвигают различные точки зрения. Одни предлагают патриоти­ческую идеологию, обосновывая ее национальной сплачивающей идеей, необходимой'обществу в период модернизации. Другие считают, что России нужна идеология либерализма: опора на индивидуализм, минимизация роли государства в экономике, свободный рынок, экономическая и политическая стабилиза­ция. При этом утверждается, что данная идеология уже стала господствующей сегодня. Однако итоги выборов в Государст­венную Думу 2003 г. показали поражение либеральных партий — СПС и «Яблока».

Третьи полагают, что, хотя марксизм-ленинизм потерпел идейный крах, идеи коммунизма еще долгое время будут жить в народе, и предлагают социалистическую идею (в ее социал-демократическом или коммунистическом варианте), слегка об­новленную и применимую к современному процессу реформ, имея в виду в первую очередь социально ориентированную ры­ночную экономику.

Некоторые пытаются соединить второй и третий варианты и предлагают так называемый социал-либеральный вариант по­литической идеологии и практики. Имеются сторонники воз­рождения страны с помощью христианско-православных идей, возрождения духовности, культуры, традиций России.

Если мы движемся в сторону демократии, то должны помнить, что одним из ее критериев выступает политический и идеоло­гический плюрализм. Поэтому идея создания государственной идеологии представляется утопичной. Необходимо использовать все лучшее из достижений основных политических идеологий современности.

Некоторые предлагают идеологию экономического подъема. С этим можно согласиться, если иметь в виду синтез лучших идей либерализма, консерватизма и социализма, направленных действительно на решительный подъем экономики и повыше­ние материального благосостояния трудящихся. В то же время никогда нельзя забывать о национальных особенностях России, ибо специфику любой форме идеологии придает национальная окраска.

Невозможность создания единой, универсальной государст­венной идеологии подтверждается и тем, что ни один из пред­ставленных вариантов идеологических обоснований реформ не имеет под собой устойчивой социальной базы. Чисто западный вариант либерализма предполагает опору на средний класс,

у нас же этот класс пока составляет не более 15—20% общества, тогда как в США и Великобритании — около 70%.

Консервативную идеологию на Западе поддерживают пред­приниматели и академическая элита. В России слой националь­ных предпринимателей, буржуазии слишком узок, да и в самом консерватизме слишком много течений — от монархистов до умеренно правых, которые до конца еще не определились в своих идеологемах.

Социал-демократическую идеологию в западном варианте представляют основные массы трудящихся, интеллигенция, ра­ботающая по найму, и другие слои. В нашей стране ее пропаган­дирует небольшой слой интеллигенции, не имеющий сильного влияния на массы и не имеющий заметных политических лидеров. В итоге по содержанию основные идеи привлекательны, но они ак­тивно не пропагандируются и не находят широкой поддержки.

Коммунистический вариант социалистической идеи поддер­живают маргинальные слои, пенсионеры, рабочие предприятий, не получающие зарплату, безработные. Основные же массы от­вергают этот вариант как возврат к тоталитарному прошлому. Однако поддержка коммунистического варианта остается весьма существенной. Об этом говорят данные голосования по выборам в Государственную Думу—95 и 99: коммунисты получали тогда большинство голосов вследствие нестабильной социально-эко­номической ситуации в стране.

Таким образом, логика проведения реформ показывает, что необходимо опираться на лучшие достижения каждого направ­ления в идеологии. В то же время, пока не будут сформированы широкие социальные слои, заинтересованные в реформах, ни одна из идеологий не получит достаточной поддержки и рас­пространения в массах. А для этого нужны реальные успехи реформаторов в экономической, социальной, культурной жиз­ни, повышении материального благосостояния всего народа.

ВОПРОСЫ И УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Что вы понимаете под политической идеологией?

2. Какова роль политической идеологии в обществе?

3. Почему без социальной базы не может существовать ни одна идеология?

4. Назовите основные черты политической идеологии либера­лизма.

5. Что нового вносит неолиберализм в развитие идей классического либерализма?

6. Охарактеризуйте консервативную идеологию, сравните ее с нео­консерватизмом. Какими чертами характеризуется социал-демокра­тическая идеология?

7. Чем вызвана необходимость идеологического обеспечения реформ в России?

8. Какая идеология нужна сегодня России?

ЛИТЕРАТУРА

Галкин А. Консерватизм как система ценностей: взлеты и падения// МЭиМО. 2001. №2.

Князев Ю. О российской общественной идее// Власть. 2001. № 2.

Кузнецов В.Н. Российская идеология 21: Опыт социологического исследования формирования российской идеологии XXI века. М.: Книга и бизнес, 2004.

Малинова О.Ю. Либерализм и концепт нации // ПОЛИС. 2003.

№2.

О российской национальной идее // Вестник МГУ. Сер. 12. Поли­тические науки. 2003. № 2.

Ойзерман Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Со­циологические исследования. 2003. № 3.

Павленко В. Перепутье российского либерализма // Обозреватель. 2004. № 5.

Пляйс Я.А. Современная Россия в поисках политической идеологии и общенациональной идеи // Основы стабильности общества: теория и практика. М.: ФА, 2001. Гл. 6.

Послание Президента Федеральному Собранию Российской Феде­рации от 10 мая 2006 г.

Селиванова В.Ю. Национализм-патриотизм: попытка переосмыс­ления понятий // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2003. № 1.

Сентябрев А. Терроризм и идеология // Обозреватель. 2004. № 4.

Соловьев А. Политическая идеология в российском транзите // Власть. 2001. № 8.

Ступникова М., Федотов А. Либерально-консервативная концепция государства и Россия // Власть. 2005. № 6.

Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // ПОЛИС. 2006. № 4.

Наши рекомендации