Укажите признак, отличающий конфедерацию от федерации.

· Наличие двойного гражданства;

· Это союзное государство;

· Наличие координационных органов;

· Наличие двухканальной системы налогов.

169. Центральный компонент политической системы - это:

· Государство;

· Профсоюзы;

· Система политических партий;

· Другие общественные организации.

170. Основным элементом механизма государства, имеющим собственную структуру, определенные полномочия и образующим с другими частями единое целое, является:

· Орган государства;

· Государственный аппарат;

· Государственные служащие;

· Государственные учреждения.

171. Укажите правильное определение понятия «Форма правления».

· Система, порядок образования высших органов государственного управления;

· Способ объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом;

· Система, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти;

· Способ осуществления государственной власти в обществе.

172. Орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленных Законом процессуальном порядке:

· Прокуратура;

· Суд;

· Милиция;

· Адвокатура.

173. Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее вовне?

· Дееспособность;

· Правоспособность;

· Государственный суверенитет;

· Правосубъектность.

174. Совокупность способов и методов осуществления политической власти государством определяется как:

· Форма территориального устройства;

· Форма государственного режима;

· Форма правления;

· Форма государства.

175. Форму государства образуют три составляющие:

· Территория, суверенитет, право;

· Унитарная, федеративная, конфедеративная формы4

· Территория, народ, суверенитет;

· Форма правления, форма территориального устройства, форма государственного режима.

176. Укажите основные формы государственного правления.

· Монархия и республика;

· Демократическое государство, антидемократическое государство;

· Монархия и президентская республика;

· Унитарное государство и федерация.

177. Что из перечисленного представляет собой форму государственного устройства?

· Республика;

· Федерация;

· Демократическое государство;

· Монархия.

178. Подберите понятие к данному определению: «Общее правило поведения людей, представляющее собой образец, эталон, масштаб, которым они должны руководствоваться»:

· Приказ;

· Право;

· Индивидуальное предписание;

· Норма.

179. Укажите основные методы исследования государства и права:

· Сравнительно-правовой, формально-юридический, логико-исторический;

· Общеправовой, конституционный, межотраслевой, индивидуальный;

· Научный, профессиональный, обыденный;

· Математический, социологический, кибернетический.

180. В чем проявляется идеологическая функция теории государства и права?

· В утверждении общедемократических, гуманистических идеалов;

· В утверждении идеалов, в познании и объяснении сущности и форм государства и права;

· В использовании знаний, полученных теорией государства и права, для прогнозов развития государственно-правовых явлений и процессов;

· В познании и объяснении сущности, содержания и форм государства и права, а также связанных с государством и правом явлений и процессов.

181. Теория государства и права - это наука, изучающая:

· Становление, функционирование и развитие политической власти, ее взаимодействие с личностью и обществом;

· Политико-правовые взгляды, теории, институты и события в их хронологической последовательности и во взаимосвязи;

· Закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права;

· Развитие конкретных государств и правовых систем.

182. Какие объективные признаки государства отличают его от социальной организации первобытного общества?

· Территория, народ, власть;

· Оборона, транспорт, энергетика;

· Территориальная организация населения, наличие особого аппарата политической публичной власти, налоги;

· Все перечисленное.

183. Назовите одну из юридических гарантий законности?

· Реализация права;

· Соответствие права определенной идеологической системе;

· Полное соответствие текущего законодательства нормам и принципам конституции, верховенство Закона по отношению ко всем иным государственным актам;

· Правомерное поведение.

184. Какое определение раскрывает понятие юридической ответственности?

· Виновное противоправное общественно опасное поведение праводееспособного индивида;

· Осуждение правонарушителя со стороны общества, коллектива;

· Обязанность претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями правовых норм;

· Все перечисленное.

185. Строгое и полное осуществление предписаний правовых норм и основанных на них юридических актов всеми субъектами права определяется как:

· Законность;

· Правопорядок;

· Эффективность права;

· Саморегуляция поведения.

186. Какие Уголовные Законы имеют обратную силу?

· Законы, устраняющие преступность деяний;

· Законы, усиливающие наказуемость деяний;

· Все уголовные законы;

· Уголовные законы не имеют обратной силы.

187. Как называется совокупность прав, свобод и обязанностей, определяющих положение личности в обществе?

· Правосубъектность;

· Правовой статус гражданина;

· Правомочность;

· Правоспособность.

188. Внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых предписаний, определяется как:

· Система законодательства;

· Система права;

· Структура правовой нормы;

· Правовая система.

189. К какому понятию относится данное определение: «Возникающее в связи с нормами права и юридическими фактами волевое общественное отношение, участники которого наделены субъективными правами и несут юридические обязанности»?

· Система права;

· Правонарушение;

· Механизм правового регулирования;

· Правоотношение.

190. Заключительная часть нормативно-правового акта имеет название:

· Резолюция;

· Фикция;

· Преюдиция;

· Фабула.

191. В чем заключается разница между проступком и поступком?

· Проступок - неправомерное действие, а поступок - правомерное действие, никогда не ведущее к юридическим последствиям;

· И проступок, и поступок могут быть неправомерными действиями, но поступок обязательно влечет за собой юридические последствия;

· Особого различия нет;

· Проступок - неправомерное действие, а поступок - вид правомерных действий.

192. Способы выражения и закрепления правовых норм определяются как:

· Функции права;

· Нормы права;

· Нормативно-правовые акты;

· Источники права.

193. Назовите способы преодоления пробелов в праве в процессе правоприменительной деятельности:

· Социологический и статистический;

· Сравнительный;

· Аналогия Закона и аналогия права;

· Сравнительно-правовой и кибернетический.

194. Каким термином можно обозначить следующие категории: право собственности, время отдыха, алиментные обязательства?

· Институт права;

· Отрасль права;

· Норма права;

· Объект права.

195. Пробел в праве - это:

· Отсутствие мотивировки в тексте нормативного акта;

· Сфера жизни, на которую не распространяется правовое регулирование;

· Игнорирование определенных требований правовых органов;

· Отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных случаев, которые должны быть разрешены на основе права;

196. Назовите стадию правотворческого процесса.

· Выбор правовой нормы;

· Законодательная инициатива;

· Доктринальное толкование;

· Установление фактических обстоятельств дела.

197. Какой из перечисленных актов является локальным нормативно-правовым актом?

· Нормативный Указ Президента РФ;

· Приказ о приеме на работу;

· Закон РФ «Об обороне»;

· Положение о премировании работников конкретного предприятия.

198. «Предоставление лицу права на определенное собственное поведение, совершение тех или, иных действий» - какой термин относится к данному определению?

· Дозволение;

· Обязывание;

· Совершение;

· Запрещение.

ГЛОССАРИЙ

1. Аброгация –отмена устаревшего Закона либо в силу его бесполезности, либо если он противоречит духу времени.

2. Абсолютные права человека – права индивидуума, которые не подлежат ограничениям ни при каких обстоятельствах.

3. Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты)– правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержание разъяснение правовых норм.

4. Билль –в Великобритании, США, Канаде и некоторых других странах это законопроект, вносимый на рассмотрение законодательных органов власти, а также название некоторых законодательных актов.

5. Буквальное толкование правовых норм – разновидность способов толкования нормы права, заключающаяся в том, что смысловое содержание правовой нормы соответствует её текстуальному оформлению.

6. Верховенство закона – подчиненность закону всех иных нормативных актов и соответствие его требованиям всех актов реализации права.

7. Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным делам.

8. Вина– психическое отношение лица к совершаемому общественно опасному и противоправному деянию и его последствиям.

9. Власть – одна из форм управления социальными процессами, при которой согласованность совместной деятельности многих людей достигается путем подчинения их единому руководящему началу; путем определяющего, доминирующего значения воли одних людей для воли других людей.

10. Внешние функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным предназначением и задачами в международном общении и межгосударственных отношениях.

11. Внутренние функции государства – основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и социальным назначением, целями и задачами внутренней жизни страны.

12. Вред – совокупность отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожение какого – либо блага, ценности или ограничения пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц.

13. Гарантии законности осуществления мер юридической ответственности – совокупность правовых средств, направленных на предупреждение и пересечение выхода за рамки закона, злоупотребления и ошибки при применении материально-правовых норм (направленная юридическая квалификация деяния, определение наказания или взыскания вне пределов санкции) и процессуальных норм (нарушение процедуры рассмотрения дела, исследования доказательств, принятия решения, порядка его обжалования и реализация и т.п.), а также восстановление законности в случае ее нарушения.

14. Государственный аппарат – целостная, иерархическая система органов, состоящих из государственных служащих (чиновником), выполняющих задачи по реализации функций государства и принимающих соответствующие обязательные решения.

15. Государственный герб – инициальный отличительный знак, являющийся официальной эмблемой государства, изображаемый на флагах, денежных знаках, печатях и бланках документов государственных органов.

16. Государственный гимн – торжественная песня программного характера, являющаяся одним из символов государства: поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события, их героев.

17. Грамматический способ толкования правовых норм – уяснение смысла и содержания норм права на основе анализа текста с использованием языковых средств, правил грамматики, орфографии, пунктуации и др.

18. Границы государственные – линии, отделяющие территории государств друг от друга или от открытого моря; проходящая по этим линиям вертикальная поверхность определяет пределы территориального верховенства государства. Устанавливаются по соглашению между государствами.

19. Гуманизм – совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий жизни.

20. Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены.

21. Декларация - документ, провозглашающий наиболее общие положения и принципы внешней или внутренней политики государства, программные положения политических партий, основные положения деятельности международных организаций в конкретной области международных отношений и т.д.

22. Деликтоспособность – это установленная законом способность лица отвечать за свои совершенные сознано и без принуждения поступки, признаваемые правонарушениями.

23. Дозволение – юридическое разрешение совершать те или иные юридически значимые действия в условиях, предусмотренных данной нормой, либо это возможность воздерживаться от их совершения по своему усмотрению.

24. Доказательства – любые фактические данные, на основании которых компетентные органы или должностные лица, в производстве которых находится дело, в предписанном законном порядке устанавливают обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к юридической ответственности, а также иные обстоятельства).

25. Доктринальное толкование норм права – разъяснение смысла и содержания норм права научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, научных комментариях практики, устных и письменных обсуждениях проектов нормативно-правовых актов.

26. Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства или непосредственно народом (референдум), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

27. Законодательная власть – совокупность полномочий по изданию законов, а также система государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

28. Законодательный (законотворческий) процесс – нормативно упорядоченная деятельность парламента по принятию федерального закона, включающая ряд последовательных стадий (этапов): внесение законопроекта на обсуждение, рассмотрение законопроекта, принятие федерального закона, подписание и обнаружение федерального закона.

29. Законодательство – вся совокупность нормативно-правовых аутов, изданных высшими органами государственной власти и управления; органическое единство всех действующих в государстве законодательных актов, которые подразделены на отрасли законодательства.

30. Законопроект - текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный для внесения на рассмотрение органа законодательной власти или на референдум.

31. Законодательная техника – система основанных на практике правотворчества правил и приемов подготовки законопроектов, обеспечивающая исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту и высокую регулятивность правового материала (юридическая конституция, законодательная стилистика).

32. Запрещающие нормы права – юридические нормы, которые указывают на недопустимые совершения субъектов права действий, названных в них, обязанность воздерживать от их совершения («запрещается», «не допускается» и т.п.).

33. Иджма – важнейший источник мусульманского права, выражающийся в виде общих предписаний (толкований) авторитетных исламских ученых-правоведов по важнейшим вопросам понимания и реализации тех или иных норм ислама.

34. Императивные нормы права – строго обязательные для исполнения нормы права, которые содержат властные предписания, не допускающие никакой иной трактовки и отступлений от их требований.

35. Институт права – совокупность относительно обособленных юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений внутри отрасли права.

36. Интерпретация – истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо.

37. Казуальное толкование норм права – разъяснение смысла и содержания нормы права, обязательное только для данного конкретного случая.

38. Категории – фундаментальные понятия, на основании которых осуществляется систематизация тех, или иных явлений, разрабатываются методы их познания, формируется целостное мировоззрение.

39. Кияс – один из источников мусульманского права, выражающийся в виде решений по аналогии с общими идеями ислама.

40. Кодификация – деятельность правотворческих органов государства по созданию нового, сводного, систематизированного нормативно-правового акта путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства.

41. Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и верховенством в правовой системе, принимаемый высшими представительными органами государственной власти либо народом (на референдуме, плебисците).

42. Конституционная монархия – форма монархии, при которой власть монарха значительно ограничена высшим представительным органом государства.

43. Конфедерация – временный союз суверенных государств, создаваемый для достижения военных, политических, экономических и прочих целей.

44. Личные права – совокупность естественных и неотъемлемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и в силу рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству.

45. Личные права и свободы – возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право не неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения и выбор места жительства и др.).

46. Логическое толкование норм права – установление содержания и объема зафиксированных в правовой норме понятий, их соотношения между собой с помощью правил формальной логики.

47. Механизм правового регулирования – взятые в единстве и взаимодействии правовые средства, участвующие в правовом регулировании общественных отношений.

48. Монархия – форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом бессрочно и получающим эту власть, как правило, по наследству.

49. Мононормы – регулировавшие складывающиеся в первобытном обществе отношения социальные нормы, характеризующиеся универсальностью и неразделенностью правовых, морально-этических, религиозных и иных требований.

50. Научное (доктринальное, теоретическое) правосознание – такой вид правосознания, который характерен для исследователей, научных работников и складывается на основе широких и глубоких правовых обобщений или теоретического отношения к праву и правовым явлениям (его содержание составляет правовая идеология).

51. Неправомерные действия как юридические факты (правонарушения) – поступки субъектов права, которые не согласуются с требованиями правовых предписаний. (Виды неправомерных действий: по степени общественной опасности (преступления, проступки); по субъекту (действия индивидов, организаций); по объекту (против общественного и государственного строя, собственности, управления, личности и т.д.); по отраслям права (уголовные, административные, гражданские, трудовые); по мотиву (хулиганские, корыстные и др.).

52. Нигилизм – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, идеалов.

53. Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, формально определенное, структурно ограниченное установление государством меры должного, возможного, поощряемого, рекомендуемого либо запрещаемого варианта деятельности субъектов социальной действительности путем установления субъективных прав и юридических обязанностей.

54. Нормативно-правовой акт – изданный в установленном порядке акт правотворческого органа (закон, подзаконный акт, нормативный договор), устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы, имеющий общеобязательный характер и подкрепленный принудительной силой государства.

55. Нормативный договор (договор нормативного содержания) – соглашение двух и более субъектов права, в котором содержатся предписания нормативного характера (нормы права), регулирующие их взаимоотношения.

56. Общеизвестные факты – в процессуальных отраслях права это факты, известные широкому кругу людей, в том числе и правоприменителям, в силу чего они относятся к числу не подлежащих доказыванию.

57. Общеобязательность правовой нормы – признак нормы права, который представляет ее как правило поведения, подчиняющее себе всех субъектов, на которых распространяется действие этой нормы.

58. Обычаи – правила поведения, закрепляющие выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества правила поведения в определенных ситуациях, которые передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества.

59. Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

60. Объект правового регулирования – сфера общественной жизни, в которой преимущественно складываются общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли права.

61. Объективная сторона правонарушения – внешняя характеристика правонарушения; совокупность обязательных элементов противоправового поведения (деяние в форме действия или бездействия, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями) и факультативных элементов (время, место, орудие, способ, обстановка совершения правонарушения).

62. Ограничительное толкование правовых норм – разновидность толкования норм права, заключающаяся в том, что смысл и содержание данной нормы уже смысла, вытекающего из ее текстуального оформления.

63. Относительно-определенные юридические факты – фактические обстоятельства, которые не определены с достаточной четкостью в нормах права и поэтому конкретизируются компетентным органом уже в процессе применения нормы права (бланкетные факты, оценочные факты, факты, признанные юридически значимыми в процессе восполнения пробела).

64. Официальное толкование норм права – деятельность уполномоченных на то субъектов (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций) по установлению содержания норм права, раскрытие выраженной в них государственной воли, имеющая обязательное значение для других субъектов и реализующих в издании соответствующих актов.

65. Подзаконный нормативно-правовой акт – нормативный акт компетентного органа, изданный в соответствии с законом, на основе закона и во исполнении его, для конкретизации законодательных предписаний или их толкования, или установления первичных норм.

66. Познавательная функция правосознания – получение и систематизация правовых знаний, соответствующих уровню развития общества и способности человека усваивать и применять эти знания в практической деятельности.

67. Понятие– форма мышления, которая отражает предметы и явления через общие существенные признаки, понятие образуется в результате абстрагирования от индивидуальных признаков или сходства однородных предметов или явлений и обобщения их существенных свойств.

68. Права и свободы человека и гражданина – совокупность узаконенных, установленных и охраняемых международным правом и конкретной государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

69. Правовая доктрина – мнения самых известных и признанных в своей научной специализации ученых-юристов по тем или иным правовым вопросам, высказанные ими в своих работах (статьях, монографиях), используемые при разрешении определенных практических вопросов.

70. Правовая идеология– система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни.

71. Правовая культура – состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности; совокупность духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность.

72. Правовая семья – совокупность схожих национальных правовых систем в рамках одного типа права, выделенная на основе общности исторического пути его формирования, доминирующих источников, структуры права, особенностей правоприменительной деятельности, понятийно-категориального аппарата юридической науки и др.

73. Правовое государство - такая организация политической власти, которая создает условии для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также с помощью правовых законов не допускает злоупотреблений со стороны самого государства.

74. Правовой обычай – позитивное, исторически сложившееся правило поведения, в силу своей многократности и единообразности повторения взятое под охрану государства.

75. Правовой (юридический) статус личности - совокупность юридических норм, которые закрепляют права, свободы и обязанности личности (гражданина, иностранца, лица без гражданства) по отношению к обществу, государству и другим физическим лицам и одновременно права и обязанности, последних в отношении данной личности.

76. Правовые понятия – категории, отражающие и закрепляющие наиболее существенные признаки государственно-правовых явлений; они активно используются юридической наукой, законодательном и правоприменительной практикой.

77. Правоизменяющие юридические факты - разновидность юридических фактов, которые изменяют правоотношения (например, перевод на другую работу изменяется содержанием трудового правоотношения между сторонами, хотя в целом правоотношение сохраняется).

78. Правомерное поведение (правовой аспект) - социально полезное и необходимое поведение человека или организации, основывающее на нормах действующего законодательства и находящегося под защитой государства.

79. Правонарушение – общественно вредное (общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом влекущее юридическую ответственность.

80. Правообразование– процесс, состоящий из объективно складывающихся правовых предпосылок под влиянием общественной необходимости и деятельности государства по созданию нормативно-правовых актов.

81. Правообразующие юридические факты – разновидность юридических фактов, которые непосредственно вызывают возникновение правоотношений (гражданско-правовые сделки, заключение трудового договора, заключение брака в соответствии с нормами семейного права, совершение преступных действий, вызывающих уголовно-правовые отношения, и др.).

82. Правопрекращающие юридические факты – разновидность юридических фактов, которые обусловливают прекращение правоотношений, т.е. действия лица по осуществлению субъективного права или исполнению юридической обязанности либо иных предусмотренных действующим законодательством случаев.

83. Правоприменительный акт (акт применения нормы права, индивидуальное правовое предписание) – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

84. Правосознание – система правовых чувств, эмоций, взглядов, оценок, установок, представлений и других проявлений, выражающих отношение граждан как к действующему праву, к юридическим понятиям и категориям, к юридической практике, правам, свободам, обязанностям, так и к другим желаемым правовым явлениям.

85. Правосубъектность – признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а также лично своими действиями осуществлять их в правоотношении.

86. Правотворческая (законодательная) техника – система исторически сложившихся, основанных на достижениях теории права и проверенных практикой нормотворчества правил, приемов и средств, применяемых государственными органами в процессе построения кодексов, отдельных законов, статей и их элементов в целях дальнейшего совершенствовании их формы.

87. Преамбула – вводная (вступительная) часть законодательного или иного нормативного акта, декларации или международного договора, в которой обычно излагаются принципиальные положения, побудительные мотивы, цели издания соответствующего акта, имеющего, как правило, политическую направленность.

88. Публичное право – совокупность отраслей права, поддерживающих и охраняющих государственный и политический строй, устанавливающих ответственность за нарушение существующей системы общественных отношений (конституционное, уголовное, административное право).

89. Разделение властей – принцип организации и деятельности государственного аппарата, определяющий распределение всех органов государства между тремя самостоятельными по предметам ведения ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной.

90. Реализация норм права – воплощение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм.

91. Рецепция права – возрождение и использование отечественного и мирового опыта юриспруденции, правовых ценностей и принципов, достижений политико-правовой науки прошлого в современных научных исследованиях, законодательстве и юридической практике.

92. Род – коллектив родственников, имеющих общего предка и ведущих совместное хозяйство.

93. Санкция правовой нормы – элемент юридической нормы, предусматривающий неблагоприятные (негативные) либо благоприятные (позитивные) последствия для субъекта, реализующего диспозицию.

94. Система законодательства – внешнее объединение нормативно-правовых актов в единую, непротиворечивую и согласованную систему, облегчающую ознакомление с необходимыми юридическими нормами и их реализацию; совокупность законов и подзаконных нормативных актов.

95. Способ толкования правовых норм – осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза параметров закона, позволяющих раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний.

96. Статут – акт (закон), принимаемый парламентов Великобритании, конгрессом США и высшими законодательными органами ряда других стран англосаксонской системы права в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства (монархом).

97. Субъект правонарушения – совокупность признаков, характеризующих лицо, совершившее деяние, лишь при наличии которых наступает юридическая ответственность.

98. Сунна– один из источников мусульманского права, представляющий собой собрание преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммеда, о его образе жизни, высказываниях и поступках, считающиеся образцом, которому обязан следовать всякий мусульманин.

99. Теория – систематизированное и логически последовательное воспроизведение в мышлении объективной реальности; теория выражается в строго последовательной системе понятий.

100. Тип государства и права (материалистич.) – совокупность характерных, взятых в единстве признаков государства и права, выражающих классовую сущность и условия развития государства и права определенной общественно-экономической формации.

101. Толкование правовых норм – деятельность государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению смысла и содержания правовых норм; деятельность, направленная на раскрытие смыслового содержания юридических норм.

102. Умысел косвенный (как разновидность умышленной формы вины) – случай, когда лицо осознавало всю противоправность и общественно опасные последствия своего деяния, предвидело и сознательно допускало их наступление.

103. Умысел прямой (как разновидность умышленной формы вины) – случай, когда лицо осознавало всю противоправность своего деяния, предвидело и желало наступление вредных последствий.

104. Унитарное государство (централизованное, децентрализованное) – единое цельное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих признаками государственного суверенитета.

105. Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

106. Форма государственного устройства – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

107. Форма правления – особенности структуры высших органов государственно власти, порядок их образования и распределение компетенции меду ними.

108. Формы (источники) права – внешние формы выражения и способы закрепления юридических норм.

109. Функция государства – основные направления деятельности государства по управлению главными сферами социальной жизни, в которых раскрывается его социальная сущность и назначение в обществе.

110. Ценность права – способность права удовлетворять определенные потребности субъектов права и всего общества в целом.

111. Юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина - реализуются в совокупности всех юридических средств, обеспечивающих осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина.

112. Юридическая обязанность – предусмотренные правовыми нормами вид и мера должного поведения обязанной стороны в целях удовлетворения интересов управомоченной стороны правоотношения.

113. Юридическая практика – деятельность компетентных субъектов по принятию, толкованию и применению правовых предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

114. Юридическая презумпция – закрепленное в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенного юридического факта, с которым нормы права связывают наступление юридических последствий.

115. Юридическая фикция – признанное законодателем заведомо неистинное положение, которое вносит определенность в правовое положение лица и тем самым способствует регулированию общественных отношений с его участием.

116. Юридические гарантии законности – совокупность правовых средств, при помощи которых возможно установление, укрепление законности и восстановление ее в случае нарушения.

117. Юридические факты (правовой аспект)– конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение либо прекращение правоотношений (действия, события, юридические состояния, юридические презумпции, юридические фикции).

118. Юридический процесс – нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, направленные на оптимальное удовлетворение и гарантирование интересов субъектов права.

119. Юрисдикция – деятельность компетентных органов, управомоченных на рассмотрение юридических дел и на вынесение по ним юридически обязательных решений.

120. Явление – совокупность взаимосвязанных фактов и событий (суммы фактов) в природе и обществе; системно организованное (самоорганизованное) образование, имеющее причины и следствия, устойчивое во времени и в своих связях с окружающим миром, в определенной системе отношений.

Наши рекомендации