Тема 4. Органы исполнительной власти

Вопросы:

  1. Понятие государственного органа исполнительной власти, его характерные признаки.
  2. Понятие компетенции государственного органа исполнительной власти, ее структура.
  3. Классификация органов исполнительной власти.
  4. Система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Специфика органов государственного управления, их отличие от всех других государственных организаций заключается в характере их деятельности, которая по своей сути и содержанию является управленческой исполнительно-распорядительной деятельностью, сущностные особенности последней отражаются в управленческой компетенции этих органов.

Орган исполнительной власти (орган государственного управления) как часть государственного аппарата представляет собой государственно-властную организацию, наделенную управленческой компетенцией и осуществляющую задачи и функции государства посредством исполнительно-распорядительной деятельности, действующая в пределах определенной территории.

Органы исполнительной власти выполняют непосредственно задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, они созданы для реализации этих целей и задач. Вместе с тем существуют организации и ведомства (после административной реформы 2003 - 2005 гг.), осуществляющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями. В этом качестве, как правило, выступают организации, наделенные властными полномочиями, однако не входящие в систему органов исполнительной власти. Например, при Федеральной таможенной службе РФ (ФТС России) создано Федеральное государственное унитарное предприятие "РОСТЕК", которое, по сути, выступает управляющей организацией имущества ФТС России (таможенные терминалы, склады временного хранения и т.д.).

Местное самоуправление является самостоятельным механизмом управления муниципальными образованиями, и его органы не входят в систему органов государственной власти РФ. Следовательно, органы местного самоуправления, которые по своему характеру также могут являться исполнительными, на практике таковыми не являются. В то же время правовые отношения, возникающие в ходе реализации органами местного самоуправления своей дееспособности, регулируются нормами административного права.

Признаки органа исполнительной власти:

является государственным учреждением;

вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

наделен полномочиями государственно-властного характера;

решает задачи, определенные государством;

обладает соответствующей компетенцией;

деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

обладает внутренней организацией, структурой;

наделен административной правосубъектностью;

действует в пределах определенной территории;

подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Административная правосубъектность (правоспособность – дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

Основы компетенции органов исполнительной власти и других управляющих субъектов закреплены в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации и далее детализируются и конкретизируются в различных нормативных правовых актах - уставах, положениях, должностных регламентах (инструкциях).

Компетенция органов исполнительной власти – это совокупность полномочий органа государственной власти по предметам ведения, установленным Конституцией РФ и принятыми в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов РФ.

Легальное определение понятия компетенции органа государственной власти как совокупности полномочий органа государственной власти по предметам его ведения было впервые дано в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176).

Структура компетенции: 1) цели и задачи органа исполнительной власти; 2) совокупность функций государственного органа; 3) комплекс прав и обязанностей (полномочий); 4) формы и методы деятельности органов исполнительной власти.

Цели и задачи - область должного, очерчивающая в общем плане отрасль, сферу, предмет деятельности органа (управление отраслью или сферой ведения, осуществление контрольно-надзорной деятельности, рассмотрение дел об административных правонарушениях и т. д.).

Функции - содержательная характеристика управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач, чем конкретно он должен заниматься.

Права и обязанности (или полномочия, правомочия) отражают, закрепляют и показывают пределы участия управляющего субъекта в осуществлении той или иной функции управления. Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия (разрешать, запрещать, контролировать и т. д.), принимать соответствующие акты управления (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и др.), использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия (убеждение, принуждение, стимулирование).

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу образования - создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов - единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования - бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

Всякая система имеет свое внутреннее строение (структуру), а любая структура неразрывно взаимосвязана с определенной системой, принадлежит ей и характеризует ее внутреннее устройство, поэтому категории «система» и «структура» представляют собой неразрывные парные понятия, которые не существуют одно без другого.

Многозначным понятием «структура органов исполнительной власти» охватываются:

1) структура системы органов исполнительной власти в России (всех без исключения органов исполнительной власти в центре и на местах);

2) структура системы феде-ральных органов исполнительной власти;

3) структура системы органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) структура системы местных органов исполнительной власти муниципальных образований;

5) организационная структура системы аппарата соответствующих органов исполнительной власти.

Единство и целостность всей системы органов исполнительной власти в стране обеспечиваются тремя факторами:

1. всеобщими обязательными для всех требованиями - принципами их организации и деятельности:

– принципы конституционности и верховенства Конституции РФ и федеральных законов;

– принципы народовластия, федерализма, разделения властей, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

– принципы равноправия субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий, недопустимости ущемления прав и интересов субъектов РФ, взаимного согласования их интересов и т. д., отраженные и закрепленные в Конституции РФ (ст. 2, 5, 10, 71 - 73, 77 и некоторые др.)

2. всеобщим управленческим характером исполнительно-распорядительной деятельности, органов исполнительной власти, а также различными формами административной соподчиненности (прямая подчинен-ность, подведомственность, подотчетность, подконтрольность и др.);

3. общими началами и едиными установленными в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Федерации правилами организации и деятельности различных видов исполнительных органов (единые наименования, общий порядок формирования, разработки, принятия и отмены правовых актов управления; единые общие правила государственной статистической отчетности, делопроизводства и т. д.).

Наши рекомендации