Каково происхождение терминов Русъ» и «Россия»?
Выдающийся русский историк В. Ключевский около 100 лет назад писал относительно понятия «Русь»: «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова». До конца не прояснен вопрос 0 происхождении термина «Русь» и сегодня.
Долгое время в историографии существовало две точки зрения по вопросу о происхождение термина «Русь», связанные с ориентацией либо на внешнее (норманское), либо автохтонное (славянское) его происхождение. В частности, в настоящее время зарубежные историки, Р. Пайпс и X. Дэвидсон придерживаются мнения, что легендарный Рюрик был из скандинавского племени «русь» и это обусловило название его новых владений. Хотя, надо отметить, что в Скандинавии пока такого племени не обнаружили.
Историки-«антинорманисты» обращают внимание на то, что термин появился в византийских источниках задолго до появления варягов на Руси: наряду с термином «склавены», «анты», «венеды» встречается и понятие «росы». Император Византии Константин Багрянородный писал о «росах» и даже именовал их страну «Росией». Этот термин был обнаружен также и в арабо-персидских источниках.
Существует мнение, что термин Русь южного происхождения, его связывают с названием реки Рось, притока Днепра, в бассейне которой жили поляне, племенной центр русского этноса. Однако некоторые лингвисты отвергают версию происхождения «Руси» от «Роси», поскольку, как они доказывают, в историческом развитии русского языка не могло произойти инверсии буквы «о» на «у». Но археологические данные подтверждают существование в районе реки Рось славянской общности.
В исторической литературе часто можно встретить и версию, которой, в частности, придерживается академик Б. Рыбаков о том, что Русь — это название одного из славянских племен.
Интересную гипотезу выдвинул писатель В. Чивилихин, который в романе-эссе «Память» отмечал, что в праславянском языке река обозначалась понятием «руса». Все поселения древних восточных славян располагались вокруг рек, с которыми был связан весь образ их жизни, что, естественно, отразилось в фольклоре, пантеоне божеств, топонимике. По мнению писателя, обобщенный этноним «русы» в этом контексте может пониматься как «живущие на реках или «речной народ».
В то же время не выдерживает ни филологической, ни исторической проверки и гипотеза, выдвинутая в прошлом веке Д. Иловайским, о том, что Русью в давние времена называлась река Волга.
Однако часть языковедов считает, что термин «Русь» пришел на Юг с Севера. Они предполагают, что этимологически этот термин финского или шведского происхождения, хотя разыскания в этом направлении не дали еще скольнибудь убедительных данных. Черты внешнего правдоподобия носит гипотеза о происхождении термина Русь от финского слова «Ruotsi», возникшего в свою очередь от шведского «Roods» («гребцы»). Это косвенно подтверждается тем фактом, что византийцы часто называли «Русь» дромитами, потому что они пользовались легкими и быстрыми судами-дромонами.
Бесплодные споры «норманистов» и «антинорманистов» наложили свою печать на изучение вопроса о происхождении термина «Русь», введя при этом в него соображения отнюдь не научного характера. Стремление видеть в этом понятии чистый славянизм вполне объяснимо в ученой среде XVIII— XIX вв., но мало приемлемо в современную эпоху предположение о том, что этнический термин «Русь» является будто бы с самого начала исконно славянским, оно носит априорный характер, ибо нет ни одного источника, который содержал бы необходимый материал для подтверждения этой гипотезы.
Это было бы равноценно допущению не кельтского, а исконно немецкого происхождения названия «германцы», не германского, а коренного галльского происхождения имени «французы», не тюркского, а славянского источника возникновения имени «болгары». Подобных примеров, когда народ получает свое имя со стороны, множество, и в этом нет ничего оскорбительного для национальной гордости.
Вопрос о происхождении термина «Русь» не имеет прямого отношения к спорам «норманистов» и «антинорманистов», полемика между которыми в наше время потеряла всякую остроту, особенно после того как были раскрыты внутренние и внешние причины возникновения Древнерусского государства, которое создавалось в основном на восточнославянской основе со значительным участием чудских племен и скандинавских наемных дружин, явившихся сюда гораздо позже, после того как социально-экономические, политические и духовные предпосылки уже вполне сложились. Поэтому вопрос о языковом происхождении термина Русь не имеет непосредственного отношения к проблеме происхождения Русского государства, подобно тому как определение языковой принадлежности племенных названий «бритты» и «саксы» совершенно не повлияло на решение вопроса о возникновении Великобритании (Англии) как государства.
Новейшие исследования свидетельствуют о том, что в докиевский период термин «Русь» топонимически был связан с северными землями, откуда он пришел затем на, Юг. В киевский период «Русь» было первоначально династическим именем. Затем значение этого термина распространилось, по-видимому, на весь социально-верхушечный слой, состоявший из объединения славянских, чудских и варяжских элементов. К XII в. варяжская династия Рюриковичей в течение нескольких поколений совершенно «ославянилась», а «Русь» стала именем этническим. Параллельно термин «Русь» стал употребляться в качестве территориальной единицы. В IX в. Русь представляла собой небольшой участок днепровского Правобережья, с центром в Киеве и южной границей по реке Рось. В XII в. понятие «Русь» в территориальном смысле уже употреблялось в более широком объединяющем значении, как название всех южнорусских земель. В это же время стало складываться представление о Руси как стране.
На Руси происходило примерно то же самое, что было, например, во Франции. Там вначале от этнического имени «франки» получила наименование небольшая территориальная область Иль-де-Франс («Французский остров»), явившийся затем центральным ядром растущей Франции.
После распада раннефеодальной монархии «Киевская Русь» на ряд обособленных княжеств, термин «Русь» сохранялся в основном за западными княжествами, вошедшими в состав Великого княжества Литовского, Жемайтиского и Русского. Северо-Западные земли стали называться «Великим Новгородом», а Северо-Восточные — «Московией». Когда московский великий князь Иван III ликвидировал независимость новгородской боярской республики, он стал именовать себя государем «всея Руси», а государство — «Русией».
Таким образом, книжное греко-византийское «Рос» по своему коренному происхождению ничего общего не имеет с термином «Русь», известным только с IX в. Однако надо отметить, что именно византийское культурное влияние способствовало окончательному укреплению на русской почве наименования Россия вместо первоначального Русь, которое было у нас в ходу до XV—XVI вв.