Нормы права и нормы морали: единство, различие, взаимодействие
Право и мораль – основные социальные регуляторы поведения людей. Мораль – это система норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиции добра и зла, справедливого и несправедливого и т.п. Право – система общеобязательных, формально определенных, установленных и обеспечиваемых государством правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений. Право и мораль имеют общие черты, различия, им свойственно взаимодействие.
Единство права и морали проявляются в нескольких аспектах.
1. Нормы права и нормы морали – это разновидности социальных норм. И тем, и другим норма свойственны общий характер, абстрактность адресата, ориентация на свободу воли индивидов;
2. Право и мораль – надстроечные категории, обусловленные экономическими, культурными и иными условиями жизни общества;
3. У права и морали один и тот же объект регулирования - общественные отношения, они ориентированы на индивидов, коллективы, социальные группы;
4. Право и мораль определяют границы возможных и должных поступков индивидов, организаций, включают меру требований общества к людям;
5. И праву, и морали свойственна определенная динамика, связанная с развитием, совершенствованием правовых отношений.
Различие права и морали можно провести по нескольким критериям.
1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе исторически в процессе жизнедеятельности людей на основе их представлений о добре и зле, справедливости, долге и т.д. и становятся обязательными по мере их осознания и признания большинством членов общества. Правовые нормы устанавливаются государством и после этого официально приобретают общеобязательную силу для тех, кому адресованы.
2. По сфере действия. Нормы морали по сравнению с правом регулируют более широкую сферу общественных отношений (отношения дружбы, товарищества, доверительности и др.), т.е. распространяются на поведение, которому можно дать нравственную оценку. Право не может воздействовать на эти группы отношений, поскольку в силу своего характера они не подлежат формальному юридическому закреплению. Право регулирует наиболее важные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования (экономические, управленческие, политические и др.).
3. По критериям оценки. Нормы морали регулируют общественные отношения с позиции добра и зла, справедливого – несправедливого и других подобных категорий. Нормы права упорядочивают общественные отношения с точки зрения законного и незаконного, правомерного и неправомерного.
4. По форме выражения. Нормы морали, возникая в процессе развития общества, постепенно осознаются людьми и «живут» в их сознании, т.е. представляют собой неписанные правила. Нормы права закрепляются в официальных документах, юридических актах (законах, декретах, указах, постановлениях), т.е. имеют четкие письменные формы своего внешнего выражения.
5. По степени детализации. Нормы морали не содержат точных, детализированных положений, носят общий характер и выступают как принципы поведения людей (быть честным, справедливым, милосердным). Нормы права выступают в детализированной форме как четко сформулированные права и обязанности участников регулируемых общественных отношений.
6. По способам обеспечения. Реализация норм морали обеспечивается внутренним убеждением людей и средствами общественного мнения (осуждение, порицание и др.). Реализация правовых норм обеспечивается не только в силу убеждения людей, но и возможностью использовать средства правового воздействия по отношению к тем, кто отступает от требований права.
7. По структурной организации. Нормы права представляют систему норм, включающую институты права, подотрасли права, отрасли права. Нормам морали не свойственна подобная логически стройная структура, основанная на связи определенных элементов, поскольку они представлены в виде принципов поведения.
8. У норм права и норм морали есть общая сфера правового воздействия, к которой подключается мораль и есть социальные сферы, которые регулируются только правом или только моралью (сфера дружбы, взаимопомощи и т.п.).
Взаимодействие права и морали. Право и мораль взаимодействуют в процессе упорядочения общественных отношений.
1. Их требования во многом совпадают в деле упорядочения общественных отношений. То, что осуждает и поощряет право, осуждает и поощряет, как правило, и мораль. Мораль признает противоправное поведение безнравственным.
2. Многие правовые нормы включают нравственные принципы (не убей, не укради и т.п.). Принципы морали положены в основу многих норм семейно-брачного и иного законодательства.
3. Нормы морали имеют большое значение для правотворческой деятельности законодательных органов. В частности, Уголовный кодекс РФ и ряд других законодательных актов закрепили моральные принципы справедливости, равенства, гуманизма в качестве ключевых положений действующего законодательства.
4. Нормы морали тесно связаны с процессом применения правовых норм. Они способствуют: правильной квалификации конкретных юридически значимых деяний, объективной оценке личности гражданина с позиции его нравственных качеств; определению пределов осуществления его прав и т.д. Следовательно, правоприменитель может вынести справедливое решение, опираясь на нравственные требования. Особенно это необходимо при рассмотрении дел о хулиганстве, клевете, оскорблении, лишении родительских прав, судьбе детей и т.д.
Тесное взаимодействие права и морали не исключает наличия в некоторых случаях между ними расхождений, противоречий.
Противоречия между правом и моралью. В реальной действительности они проявляются в следующем:
- право нечто разрешает, а мораль «запрещает». Так во многих странах мира смертная казнь предусмотрена законом. Между тем, мораль в принципе отвергает смертную казнь; известно также, что закон не запрещает молодой матери оставлять своего ребенка в роддоме, хотя в большинстве случаев окружающие люди нравственно осуждают ее;
- право нечто запрещает, а мораль разрешает, одобряет, например, физическое воздействие относительно злостного преступника, посягающего на жизнь детей, их неприкосновенность (требования самосуда);
- право иногда содержит нормы, предписания которых расходятся с нравственными требованиями общества. Например, в Уголовном кодексе советского периода были статьи, фактически поощряющие доносительство и требование от свидетелей давать изобличающие показания против родственника. По-видимому, подобные законы были антигуманными, недемократичными, противоречащими морали.