И стандартов
Система действующих международных актов об обращении с осужденными-часть системы международных, актов по контролю над преступностью, которая содержит стандарты поведения в данной области.
Стандарты, содержащиеся в международных актах об обращении с осужденными, необходимо классифицировать, как минимум, по трем основаниям: 1) масштабам действия; 2) специализации; 3) обязательности для государств-применителей.
По масштабам действия все стандарты в изучаемой сфере можно разделить на две группы: универсальные и региональные. См.: Зимин В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области
Универсальные-это стандарты, вырабатываемые ООН, а региональные -- Советом Европы или иными региональными объединениями государств. В настоящем учебнике будут затронуты только универсальные стандарты, освещении региональных норм препятствует их многочисленность.
По специализации международные акты, содержащие универсальные стандарты обращения с осужденными, распадаются на два класса:
1) акты общего характера, не предназначенные специально для регламентации обращения с осужденными, но содержащие отдельные интересующие нас стандарты; 2) акты специализированного характера, имеющие своей целью изложение стандартов обращения с осужденными. Практическое значение этой классификации заключается в том, что при поиске стандартов обращения с осужденными она ориентирует не только на специализированные международные акты, но и на акты общего характера.
По обязательности для государств-применителей рассматриваемые стандарты можно отнести к двум основным разрядам: 1) обязательные нормы-принципы и общие положения; 2) конкретные стандарты-рекомендации, не носящие обязательного характера. Необходимость данной классификации связана с тем, чтобы можно было отделить обязательные нормы от рекомендательных. Если стандарты-принципы и общие положения обязательны для каждой стороны, ратифицировавшей соответствующие .международные акты, то стандарты-рекомендации внедряются тем либо иным государством в той степени, в которой имеются необходимые экономические, политические и другие предпосылки для их реализации.
Исходя из приведенных классификаций, в систему действующих международных актов об обращении с осужденными можно включить следующие универсальные международные акты, принятые ООН.
I. Акты общего характера:
- Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.);
- Международный пакт о гражданских и политических правах (1966г.);
- Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.);
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.);
- Декларация прав ребенка (1959 г.);
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.);
- Декларация о правах инвалидов (1975 г.) См.: Права человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 1989..
II. Специализированные акты:
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955г.);
- Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.);
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);
- Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.);
- Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.);
- Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.);
- Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.);
- Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.);
- Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.);
- Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.);
- Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.).
Анализ приведенных международных актов показывает, что действие их целесообразно освещать относительно двух основных сфер обращения с осужденными: а) при использовании мер, не связанных с лишением свободы; б) при применении лишения свободы. Дело в том, что в рассматриваемых направлениях действует значительное количество специфических принципов, общих положений и конкретных норм, совокупность которых требует раздельного рассмотрения стандартов в каждой сфере
Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к мерам, несвязанным с лишением свободы.
Подавляющая часть стандартов рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН в отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990 г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержание, исходя из данного международного акта.
Цель стандартов рассматриваемой группы-содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным заключением, как альтернативы лишению свободы.
В процессе применения стандартов государствам-членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами: 1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобы гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы общества; 5) минимальное вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендуют следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:
- устные санкции: замечание, порицание, предупреждение;
- условное освобождение от ответственности;
- поражение в гражданских правах;
- экономические санкции и денежные наказания, такие как разовые и поденные штрафы;
- конфискация или постановление о лишении права собственности на имущество;
- возвращение имущества жертве или постановление о компенсации;
- условное наказание или наказание с отсрочкой;
- условное освобождение из заключения и судебный надзор;
- постановление о выполнении общественно полезных работ;
- направление в исправительное учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
- домашний арест;
- любой другой вид обращения, не связанного с тюремным заключением;
- сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремного заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск и помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) освобождение в связи с работой или учебой; 3) различные формы освобождения под честное слово; 4) сокращение срока; 5) помилование.
Если компетентным органом определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то они должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными и уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.
Определенные требования предъявляются и к режиму обращения. В рамках применяемых мер должны использоваться различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников. Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровня умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться общественность и система общественной поддержки.
При Нарушении условий отбывания назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуют поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующие осознанию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемых мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы, которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей. Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
Стандартами рекомендуется планировать и осуществлять программы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемлемую часть планирования национальной системы уголовного правосудия.
4. Основное содержание международных стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Главная масса стандартов в данной области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Остановимся на содержании их основных положений Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации.
Основные положения рассматриваемых стандартов можно разделить напять групп: 1) организация родовой и видовой классификации лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) организация труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификация представляют собой разделение осужденных на группы по полу, возрасту и иным признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации отбывания наказания. Классификация направлена на создание благоприятных условий для достижения целей уголовного наказания.
Родовая классификация состоит в разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняет родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном законодательстве.
Основные рекомендации-стандарты по организации упомянутых выше классификаций состоят в следующем:
- в качестве критериев классификации предлагается использовать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно), возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступников), предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые), юридические причины осуждения и предписанное обращение с заключенными (неосужденные содержатся от-дельно от осужденных и т.д.);
- система классификации должна быть достаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждую классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения;
- цели классификации - отделение осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденных на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
- в каждом учреждении следует иметь систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство ответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Из анализа приведенных рекомендаций видно, что стандартами определяется скорее общий, чем детализированный подход к родовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому государству на основе предложенной выше стратегии предстоит самостоятельно разрабатывать и усовершенствовать свой национальный вариант реализации данных стандартов.
Организация микросоциальных условий отбывания наказания -- объект другой группы стандартов. Под микросоциальными условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных, создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище, медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование человека в пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий должен соответствовать их общему уровню в стране.
Микросоциальные условия могут выступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбывания наказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для применения различных средств воздействия (режима, труда, воспитательной работы), либо, напротив, вести к деградации личности, вызывать озлобление, создавая почву для внутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.
Группа стандартов микросоциальных условий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требования к организации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены;3) одежды и спальных принадлежностей; 4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.
Стандарты жилых помещений для осужденных предусматривают:
- если имеется возможность, помещать каждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату;
- если такой возможности нет, то перед помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы они могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещенными осужденными ночью постоянный надзор;
- в помещениях, где живут и работают осужденные, окна должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивался доступ свежего воз-духа и можно было читать и работать при дневном (либо искусственном) освещении без опасности для зрения;
- санитарные установки должны быть достаточны, чтобы удовлетворить естественные потребности в условиях чистоты и пристойности;
- количество банных установок и душей должно быть достаточно, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться так часто, как этого требуют условия общей гигиены с учетом географического района и времени года;
- все помещения, которыми пользуются осужденные, должны содержаться в строгой чистоте.
Требования стандартов относительно личной гигиены состоят в следующем:
- от заключенных следует требовать, чтобы они содержали себя в чистоте, представляя им для этого воду и туалетные принадлежности, необходимые для поддержания чистоты и здоровья;
- чтобы осужденные могли сохранять внешний вид, совместимый с человеческим достоинством, им следует давать возможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярно бриться.