Рассмотрение дела об административном правонарушении

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении орган (должностное лицо) разрешает следую­щие вопросы:

1) относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие административ­ный процесс;

3) истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

4) извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о вре­мени и месте его рассмотрения.

По некоторым видам административных правонарушений закон предоставляет право рассматривать дело двум органам (должностным лицам), так называемая двойная подведомствен­ность. Например, в случае совершения административного пра­вонарушения, предусмотренного ст. 9.24 КоАП, административ­ный процесс могут осуществлять административные комиссии или органы внутренних дел. В таких случаях дело рассматрива­ет должностное лицо, которому оно поступило.

По отдельным категориям дел присутствие лица, привле­каемого к административной ответственности, при рассмотре­нии дела обязательно. В случае его уклонения от явки органы внутренних дел принимают меры по его приводу.

Закон предоставляет право заявлять ходатайства по делу об административном правонарушении лицу, а в отношении ко­торого ведется административный процесс, потерпевшему, за­конному представителю, защитнику, представителю.

Дела об административных правонарушениях, предусмот­ренных ст. 15.50, 17.3, 18.7, 18.9, 18.12-18.27, 18.29, 18.35, частью 4 ст. 18.36, ст. 18.38 КоАП, рассматриваются по месту их совершения или месту жительства (месту нахождения) нару­шителя.

Комиссиями по делам несовершеннолетних дела об админи­стративных правонарушениях рассматриваются по месту жи­тельства правонарушителя. Дела об административных тамо­женных правонарушениях рассматриваются судом по месту рас­положения таможенного органа, должностным лицом которого был составлен протокол об административном правонарушении. .'Законодательством Республики Беларусь предусмотрено и иное место рассмотрения дела об административном правонаруше­нии. В ст. 3.31 ПИКоАП устанавливается общее правило, в соответствии с которым дело об административном правонару­шении рассматривается по месту его совершения. С учетом это­го правила конкретизируется и подведомственность дела о пра­вонарушении соответствующему органу.

Таким образом, дело о конкретном административном правонарушении полномочен рассматривать только орган, во-пер­вых, уполномоченный разрешать дела по данному виду право­нарушения (предметная компетенция) и, во-вторых, обслужива­ющий район (город), на территории которого совершено данное правонарушение. Для отдельных видов административных пра­вонарушений закон предусматривает альтернативу в решении вопроса о месте рассмотрения дела: по месту их совершения или по месту жительства.

Если дело о правонарушении подведомственно администра­тивным комиссиям или комиссиям по делам несовершенно­летних, то протокол о правонарушении и другие материалы дол­жны быть направлены в соответствующую комиссию по месту жительства нарушителя.

Сроки рассмотрения дел могут быть различны. Общий срок -в течение 15 дней со дня получения материалов.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рас­сматривается в день получения протокола об административ­ном правонарушении и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуще­ствлено и личность задержанного установлена.

Дела рассматриваются как коллегиально, так и единоначально.

При рассмотрении дела выясняются:

1) было ли совершено административное правонарушение;

2) виновно ли данное лицо в его совершении;

3) подлежит ли оно административной ответственности;

4) имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность;

5) причинен ли вред административным правонарушением (ст. 11.6 ПИКоАП);

6) виновно ли юридическое лицо в совершении административ­ного правонарушения;

7) подлежит ли юридическое лицо административной ответствен-

ности;

8) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного раз-

решения дела (ст. 11.6 ПИКоАП).

Наши рекомендации