Понятие и классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина
В зависимости от субъекта их можно подразделить на права и свободы гражданина и права и свободы человека (права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо гос-ва или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству).
В зависимости от характера субъекта - на индивидуальные и коллективные (групповые).
Можно классифицировать их на основные и дополнительные (пр., право участвовать в управлении делами государства – осн-е право, а избирательное право - составляющее, оно является частью осн-го).
Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.
Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляют собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
Конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст. 17, п. 2 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина разделяются на:базовые(неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные(закреплённые в международно-правовых актах).
В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные.Для ряда из них существенно лишь различие между правами человека и правами гражданина. Права человека также можно поделить на 1) личные + политические; 2) социально — экономические; 3) культурные + коллективные.
Личные права считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.К личным правам обычно включают: право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность частной жизни, жилища, свободное передвижение и выбор места жительства, свободу совести, свободу мысли и слова, на судебную защиту своих прав, на юридическую защиту, презумпция невиновности, на процессуальные гарантии в случае привлечения к суду и т.д.
Под политическими правами и свободамиподразумевают права, затрагивающие непосредственно политические интересы человека.тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.
относятся: право на свободу мысли, право беспрепятственно придерживаться своих мнений, право на свободу искать, получать и распространять информацию, право на мирные собрания, право на свободу ассоциаций, право на участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными и др.
Социально-экономические права:
Свобода предпринимательства, Право на частную собственность, Трудовые права.Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, Право на социальное обеспечение, Право на жилище, Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, Право на справедливое взимание налогов.
Культурные права обеспечивают духовное развитие личности.К ним относятся:Право на образование,Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания),Право на участие в культурной жизни.Академические свободы,Право на благоприятную окружающую среду.
27. Правительство РФ: формирование, компетенция, конституционные основания отставки.
Правительство - это высший орган исп-ой власти, яв-ся высшим коллегиальным органом исп-ой власти, т.е. решение Прав-ва принимаются голосованием. Оно формируется Президентом и ГД.
Порядок назначения Председателя Правительства РФ назначается Президентом с согласия ГД. Это предложение вносится не позже двух недель после вступления вновь избранного Президента в должность, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры ГД, либо в течение двух недель после отставки Правительства, срок рассмотрения это предложения ГД - одна неделя,
Дума может как согласиться, так и не согласиться с кандидатурой. Если Дума не соглашается, то Президент выступает с повторным предложением о кандидатуре, и после того, как Государственная Дума трижды отклонит предложенные кандидатуры, Президент может распустить Думу и назначить новые выборы и при этом назначить председателя Правительства своим указом. После того, как председатель Правительства назначен, он в течение недели представляет кандидатуры на посты членов правительства и свои предложения о структуре фед-ой власти (пр., сколько надо министров).
Перечень полномочий Правительства РФ:
1.Общие вопросы руководства федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти (руководство работой, создание своих территориальных органов).
2. Общие полномочия (организация реализации внутренней и внешней политики РФ, регулирование в социально-экономической сфере, обеспечение единства системы исполнительной власти).
3. Полномочия в сфере экономики (регулирование экономических процессов, обеспечение единства экономического пространства, прогнозирование социально-экономического развития, управление федеральной собственностью).
4. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики (проведение единой политики, разработка и отчет об исполнении федерального бюджета, разработка и реализация налоговой политики, совершенствование бюджетной системы, регулирование рынка ценных бумаг, управление государственным внутренним и внешним долгом, валютное регулирование и валютный контроль).
5. Полномочия в социальной сфере (проведение единой государственной социальной политики, меры по реализации трудовых прав граждан, прав граждан на охрану здоровья, сокращение безработицы, единая государственная миграционная политика).
6.Полномочия в сфере науки, культуры, образования (меры государственной поддержки развития науки, проведение единой государственной политики в области образования, государственная поддержка культуры).
7.Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды (проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды, деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов).
8.Полномочия в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (реализация государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства).
9.Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (оснащение вооружением и техникой Вооруженных Сил РФ, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих).
10.Полномочия в сфере внешней политики и международных отношений (реализация внешней политики РФ, представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях, защита граждан РФ за пределами ее территории, регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности).
11. Иные полномочия (обеспечение режимов военного и чрезвычайного положений).
Основания отставки:
Прав-во слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.
Прав-во по своей инициативе может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
Президент может принять решение об отставке Прав-ва РФ.
ГД может выразить недоверие Прав-ву РФ. В этом случае Президент вправе объявлять об отставке Правительства либо не согласиться с решением Гос. Думы. Если ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент либо объявляет об отставке, либо распускает ГД.Председатель Прав-ва может сам поставить перед ГД вопрос о доверии. Если ГД откажет в доверии, Президент вправе принять решение об отставке Прав-ва либо роспуске ГД.
Отставка Председателя Прав-ва РФ влечет отставку всего Прав-тва.