Понятие, предмет и метод конституционного права
Конституционное право – одна из отраслей системы российского права. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой комплекс внутренне согласованных юридических норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Российское конституционное право характеризуется двойственным подходом к регулированию общественных отношений: для некоторых из них (например, труд, собственность и др.) это установление основ, так как подробнее такие вопросы регулируются иными отраслями права, для других отношений (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.) – это подробное регулирование. В любом случае, конституционное право регулирует наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере правового статуса человека, его взаимоотношений с государством, а также устройства и функционирования самого государства и органов государственной власти. Следовательно, конституционное право занимает ведущее место в системе права России. Обусловлено это тем, что нормы конституционного права являются исходными в оформлении конституционного строя России, роли государства, закреплении статуса человека.
Таким образом, конституционное право Российской Федерации – это ведущая отраслью российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях систему государственной власти.
Это определение вытекает из современной концепции соотношения человека и государства. Как следует из Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Таким образом, Конституция Российской Федерации воспроизводит главный постулат прогрессивной конституционной теории, в соответствии с которой именно человек, а не государство является первейшей ценностью, то есть государство существует для человека, а не человек для государства (как было в тоталитарный советский период). Следовательно, роль государства должна сводиться только к организации публичной жизни и охране прав человека от посягательств, но не к регулированию частной жизни индивидов. Государство должно существовать для обслуживания интересов людей, а значит и все его органы учреждаются и функционируют для этих целей. При этом следует избегать распространенной ошибки по отожествлению России как страны и России как государства. Часть 2 статьи 1 Конституции закрепляет, что наименование Российская Федерация и Россия равнозначны. Это касается наименования только государства. Поэтому для избегания подмены понятий следует учитывать, что когда используют наименование «Российская Федерация» речь идет о государстве, когда говорят «Россия» речь может идти как о государстве, так и о стране России. Государство – это не вся страна, а только один из общественных институтов, наделенный публичной властью.
Но ограничивая роль государства следует помнить, что права и свободы человека тоже не могут быть безграничны, иначе они перерастут во вседозволенность. Для защиты прав других лиц государство вынуждено ограничивать права, либо налагать определенные обязанности. В то же время чрезмерное или неоправданное ограничение прав ведет к усилению этатизма и как следствие перерождению государства из слуги общества в его хозяина, который на первое место ставит служение своим интересам, а не интересам человека и общества. Поэтому нахождение баланса власти и свободы – важнейшая проблема и суть конституционного права.
Понимание того, что личный интерес стоит выше общественного и тем более, государственного не должно приводить к абсолютизации частного интереса, так как полное игнорирование интереса публичного сделает впоследствии невозможным реализацию и прав самого индивида. Ведь человек не сможет процветать в хаосе и вынужден соглашаться на ограничение части своих свобод в пользу общего блага, но только до тех пор пока это необходимо для сохранения его личного. Соответственно государственный интерес даже не третьестепенен (после личного и общественного). На самом деле он должен обеспечиваться только если направлен на благо (может не сразу очевидное) человека. Государственного интереса как самоценности не должно быть вообще, ведь он всегда промежуточное звено на пути к главной цели – блага индивидов. К примеру, гражданин России в случае агрессии обязан защищать Отечество, а не государство (ст. 59 Конституции). Роль государства – организационная (централизованная концентрация ресурсов, мобилизация, поддержание дисциплины и пр., без чего индивиды не смогут отстоять свободу), то есть оно средство, а не цель победы.
Предметом конституционного права, как и других отраслей права, являются определенные общественные отношения, урегулированные правовыми нормами. В литературе под предметом конституционного права принято понимать наиболее важные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, социальной, политической и др. Вместе с тем все эти базовые отношения можно свести к двум основным сферам, которые и будут составлять предмет конституционного права: отношения по поводу охраны прав и свобод человека и устройство российского государства и государственной власти. Все остальные отношения, складывающиеся в сфере основ конституционного строя, конституционных прав и обязанностей человека, взаимоотношений федерации и ее субъектов, гарантий местного самоуправления и др., либо являются частью этих двух, либо непосредственно из них вытекают.
Что касается основ общественного устройства (которые многими авторами, например, Авакьяном, Чиркиным и др. относятся к предмету конституционного права), то они не должны быть его предметом. Это следует из того, что если государство демократическое и правовое (как закреплено статьей 1 Конституции России), то оно не может устанавливать правовое регулирование общественного развития. Общество стоит над государством, развивается на основе саморегуляции, фундаментом которой является признание свободы и инициативы граждан. Закрепление на конституционном уровне того, что Россия, к примеру, социальное государство (статья 7 Конституции) или светское государство (статья 14 Конституции) является лишь конституционными характеристиками самого государства, а не всего общества. Государство не имеет права определять общую идеологию (статья 13 Конституции) или принципы гражданского общества, которое не может формироваться «сверху». Напротив, Конституция устанавливает ограничения для самого государства на вмешательство в свободу выбора людьми жизненных идеалов и путей устройства собственной жизни, как индивидуально, так и через объединения.
Наряду с предметом правового регулирования важнейшим критерием разграничения отраслей права является метод правового регулирования, под которым понимается совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения. То есть, если предмет позволяет определить сферу правового регулирования, то метод – средства этого регулирования. Как вам известно из курса теории права, предмет определяет метод. Конституционное право является отраслью публичного права, поэтому в нем преобладают императивные методы, предписывающие поступать только определенным образом. К ним можно отнести обязывающие (например, Правительство РФ обязано слагать свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ) и запрещающие (запрет на установление государственной или обязательной идеологии). Диспозитивный метод, позволяющий субъектам действовать по своему усмотрению (к примеру, право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства РФ или возможность граждан пользоваться судебной защитой) не является основным.
Поскольку конституционно-правовые отношения публично-политические, методы конституционного права имеют особенности своего проявления.
Во-первых, это сочетание методов общих установлений для одних и подробного регулирования для других общественных отношений. Одна из задач конституционного права – установление общих основ существования государственно-личностных отношений. Решение этой задачи возможно методом принятия норм общего характера, которые в дальнейшем детализируются в одних случаях в отраслевом праве (гражданском, уголовно-процессуальном, трудовом и др.), в других случаях в конституционном праве (полномочия главы государства, законодательный процесс и др.).
Во-вторых, применяется метод установления правовых статусов. Конституционно-правовые нормы закрепляют статусы органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов конституционного права (к примеру, Конституция и Федеральный конституционный закон определяют место Правительства России в системе государственной власти, его компетенцию, ответственность).
В-третьих, достаточно тесное переплетение материального и процессуального начал. Конституционное право строится на принципе неразрывности материальных норм, закрепляющих правовое положение, компетенцию участников конституционно-правовых отношений, и процессуальных норм, определяющих процедуру их деятельности, то есть реализации их компетенции. К примеру, у Государственной Думы существуют материальные полномочия и для каждого из них есть своя процедура осуществления.
В-четвертых, наличие собственного, особого вида правового воздействия на нарушителей конституционных предписаний – конституционно-правовой ответственности, обеспечивающей действие норм данной отрасли права и отличающейся от иных видов юридической ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной). Этот вопрос будет рассмотрен подробнее позже.