Постсоветский период

С момента распада СССР совершенствование гражданского процессуального законодательства утратило координирующий источник в виде нормативных актов СССР. В качестве общего наследия при этом остались дуализм судебной системы (общие и хозяйственные суды) и существенно отличающиеся Гражданский процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы.

В Республике Беларусь в ГПК вносились лишь изменения, в частности, Законом от 4 июня 1993 года1 , вытекающие из новелл Конституции 1978 г. В качестве общего правила была установлена компетенция единоличного судьи по рассмотрению и разрешению граждан­ских дел и сохранена компетенция коллегиального суда лишь в отношении 10 категорий дел, в основном искового производства.

Главные усилия представителей науки гражданского процессуального права Беларуси были направлены на анализ богатейшего научного багажа советской процессуальной науки, а также зарубежного опыта с целью разработки нового ГПК.

ГПК, не обновлявшийся одновременно с материальными законами, значительно устарел. После появления концепции судебно-правовой реформы (1992 г.) стало ясно, что невозможно ограничиться внесением изменений в ГПК, – необходима разработка нового ГПК. При этом требовалась адаптация ГПК применительно к рыночным условиям и значительно расширившемуся кругу подведомственных общим судам дел. Назрела необходимость разграничения компетенции общих и хозяйственных судов, уточнения принципов правосудия, а также закрепления более широких гарантий прав граждан на судебную защиту, вытекающих из международных договоров Республики Беларусь.

Инициативу в разработке проекта нового ГПК проявил заведующий кафедрой гражданского процесса и трудового права Белорусского государственного университета профессор Н.Г. Юркевич. Им совместно с доцентами Т.А. Беловой и И.Н. Колядко был разработан проект ГПК и представлен в 1992 г. в Министерство юстиции Республики Беларусь. После доработки проекта с участием авторов в составе комиссии из представителей Верховного Суда Республики Беларусь (Р.И. Филипчик), Прокуратуры Республики Беларусь (В.С. Каменков) и Министерства юстиции Республики Беларусь (А.С. Цариков) проект был представлен в Верховный Совет Республики Беларусь. Здесь проект был доработан (вместо 4-звенной судебной системы закреплена действующая 3-звенная, изъято апелляционное производство, но внесены изменения с элементами апелляционного характера в полномочия кассационного суда), заново отредактирован рабочей комиссией Верховного Совета Республики Беларусь, возглавляемой В.Г. Сидоренко, и в 1993 г. принят в первом чтении Верховным Советом.

Первый проект ГПК делился на 10 разделов, которые состояли из глав, 600 статей и 3 приложений. Сохраняя преемственность, проект ГПК воспринял целый ряд новелл (усиление действия принципов состязательности и диспозитивности; расширение круга средств доказывания за счет современных носителей информации; увеличение круга лиц, которые не могут быть допущены в качестве свидетелей; введение института заочного решения, института судебных приставов; ряда новелл по порядку обращения взыскания на имущество юридических лиц и др.) 1.

Как и другие кодексы, проект ГПК не рассматривался дальше парламентом вплоть до 1997 г., до инициативы Президента Республики Беларусь об усилении законотворческих работ по кодификации. Истекшие годы показали, что проект подлежал доработке в плане уточнения конституционных принципов правосудия, а также с целью урегулирования института надзорных жалоб, установления процедуры обращения взыскания на имущество юридических лиц, а также порядка признания и приведения в исполнение решений иностранных судов и арбитражей с учетом введения службы судебных исполнителей хозяйственных судов1. Доработка проекта с целью представления в парламент осуществлялась по поручению Президента Республики Беларусь комиссией при Верховном Суде Республики Беларусь в составе И.А. Мирониченко, И.Н. Колядко, В.И. Самолюка, В.Г. Сидоренко, к которым позже присоединился Я.И. Функ. Структура первого проекта была сохранена, но он был дополнен разделом 11 – Заключительные положения, а также приложением № 4, касающимся признания и приведения в исполнение в Республике Беларусь решений иностранных судов и арбитражей (третейских судов). Кроме этого в проекте было предусмотрено единоличное рассмотрение всех гражданских дел в суде первой инстанции, возможность введения, помимо искового, особого и из административно-правовых отношений – приказного производства, изъят институт заочного решения.

В этот же период в 1998 г. в системе хозяйственных судов была создана служба судебных исполнителей, что повлекло сужение компетенции общих судов по исполнению. Одновременно с рассмотрением проекта ГПК парламентом были предприняты меры по приведению в соответствие с Конституцией Республики Беларусь и иным законодательством ГПК 1964 г. Был принят Закон Республики Беларусь от 10 июля 1998 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь» 1, который вступил в силу с 18 августа 1998 г.

Изменению подвергалось большинство статей в силу закрепления единоличного рассмотрения и разрешения судьей гражданских дел в суде первой инстанции и окончательным отказом от института народных заседателей. Одновременно Законом уточнен ряд норм, касающихся принципов гражданского процесса (гласность, независимость судей и др.), с целью приведения их в соответствие с законодательством о судоустройстве. Впервые после отнесения военных судов к системе общих судов в ГПК были урегулированы применительно к их компетенции вопросы подсудности, порядка пересмотра дел в кассационном и надзорном производстве.

Нельзя не отметить расширение подведомственности суду споров, возникающих не только из колхозных отношений с участием граждан, но и из иных кооперативных отношений, а также закрепление за Международным арбитражным судом при Белорусской торгово-промышленной палате и Морской арбитражной комиссии названного суда их естественного статуса национальных постоянно действующих третейских (арбитражных) коммерческих судов.

Ряд новелл содержался в изменениях, касающихся исполнительного производства (уточнены некоторые основания исполнения, согласован с ГК режим имущества юридических лиц).

Одновременно законодатель изъял из текста ГПК все имевшие ранее место упоминания о законодательстве СССР и этим сделал еще один шаг по пути создания национального законодательства в области гражданского судопроизводства.

Дальнейшая работа над проектом нового ГПК с учетом поступивших замечаний и предложений привела к более детальному регулированию права на надзорную жалобу, а также к компромиссному решению некоторых иных принципиальных вопросов. Так, хотя ГПК достаточно полно закрепил порядок осуществления конституционного права на защиту, он допускает, вопреки ст. 60 Конституции Республики Беларусь, возможность отдельных изъятий из права на обращение за защитой в суд как первой, так и кассационной инстанций. Представляется, что эти компромиссные решения законодателя могут быть разрешены первоначально с помощью непо-средственного применения конституционных норм, а в последующем в рамках осуществления Концепции совершенствования законодательства Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205 1. Основными направлениями совершенствования гражданского процессуального законодательства в указанной Концепции определило введение апелляционной инстанции обжалования решения судов, кассационного порядка обжалования решения Верховного Суда Республики Беларусь, осуществление дополнительной регламентации производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений, развитие принципов состязательности и равенства сторон, разработка согласительных процедур досудебного урегулирования споров, института заочного решения, унификация норм ГПК и ХПК, регулирующих сходные отношения.

В рамках реализации этих направлений совершенствования ГПК подготовлены проекты законов, направленные на введение апелляционного производства и совершенствование надзорного производства, а также института предварительного судебного заседания. Одновременно развернулась научная дискуссия по этим и другим направлениям совершенствования гражданского процессуального законодательства 1. Результаты изучения и обобщения практики применения ГПК 1999 г. анализируются не только в учебной и научно-практической литературе 2, в том числе авторских учебниках 3, но и в научно-практических комментариях 4, диссертационных исследованиях.

Глава 3. принципы гражданского судопроизводства

§ 1. Понятие и классификация принципов гражданского судопроизводства

§ 2. Конституционные принципы гражданского судопроизводства

§ 3. Отраслевые принципы гражданского судопроизводства

Наши рекомендации