Роль и место молодежи в обществе
Теперь остановимся на роли и значении молодежи в обществе. В целом эта роль обусловлена следующими объективными обстоятельствами.
1. Молодежь, являясь достаточно большой социально-демографической группой, занимает важное место в народнохозяйственном производстве как единственный источник пополнения трудовых ресурсов.
2. Молодежь — основной носитель интеллектуального потенциала общества. Она обладает большими способностями к труду, к творчеству во всех сферах жизни.
3. Молодежь имеет достаточно большую социальную и профессиональную перспективу. Она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями.
Обозначенные обстоятельства можно подтвердить фактическими и статистическими данными.
К началу 1990 г. в бывшем СССР насчитывалось 62 млн чел. в возрасте до 30 лет. При этом каждый четвертый житель города и каждый пятый села были молодыми людьми. Всего граждане в возрасте до 30 лет составляли 43% трудоспособного населения [5].
Доля молодежи в возрасте от 16 до 30 лет в бывшем СССР на 1990 г. составляла 22% всего населения. Примерно такой же процент ее был и в Украине. За последние десять лет произошло сокращение населения молодого возраста на территории бывшего СССР на 4,8 млн чел., в том числе в Украине доля молодежи с 1989 по 1999 г. уменьшилась с 22 до 20%.
По данным 1986 г., всего в народном хозяйстве бывшего СССР было занято около 40 млн юношей и девушек. При этом в отдельных отраслях более половины работающих составляла молодежь. Например, в промышленности и строительстве 54% работающих были в возрасте до 30 лет, в сельском хозяйстве — 44, в машиностроении — 40, в легкой промышленности — более 50% [14, 5\.
Показательным аргументом влияния молодежи на преумножение национальных богатств страны является ее доля в совокупном общественном продукте. Так, прирост общественного производства в бывшем СССР (от общих объемов) обеспечивался молодежью в седьмой пятилетке на 30%, в восьмой — на 57, в девятой и десятой — на 90%. И сегодня, и в будущем (в том числе в Украине) рост промышленного производства также зависит прежде всего от того, как в него вовлекаются новые молодые работники.
Конечно, однозначно рассматривать приведенные данные нельзя. Скорее, можно вести речь об определенной эксплуатации молодежи обществом, использовании ее потенциальных возможностей.
Известно, что в современной Украине демографическая ситуация является крайне сложной вследствие того, что в течение трех десятилетий рождаемость находится на уровне, не обеспечивающем Даже простого воспроизводства поколений. В силу этого население стареет, доля молодежи в нем постоянно уменьшается. По данным статистики, на 1 января 1997 г. у дельный^ вес молодежи в возрасте
15—16 лет составлял всего 19,7% общей численности постоянного населения Украины, а ее численность не достигала и 10 млн чел. В сельской местности удельный вес молодежи был еще меньше — 17,6%.
Украина, как известно, — достаточно урбанизированная страна1 большинство ее населения проживает в городских поселениях. Молодежь в этом смысле также не является исключением в городских поселениях проживает 71,1% населения в возрасте 15—28 лет (против 67,6% всего населения) [12, 5].
В последние годы в демографической ситуации относительно молодежи отмечены следующие тенденции:
• возрастает численность сельской молодежи, что является неплохой предпосылкой демографического возрождения села;
• ярко выражена тенденция омоложения материнства, хотя значительное число молодых семей в силу социально-экономических проблем не торопятся иметь детей;
• увеличивается количество молодых мигрантов и т. п.
Принципиально важным при рассмотрении молодежных проблем является вопрос о молодежи как субъекте и объекте общественных преобразований.
Роль молодежи как субъекта и объекта в историческом процессе развития общества весьма специфична. С точки зрения механизма социализации молодежи вначале молодой человек, вступая в жизнь, является объектом воздействия социальных условий, семьи, друзей, институтов обучения и образования, а затем в процессе взросления и перехода от детства к юношеству учится и начинает сам творить мир, т. е. становится субъектом всех социально-экономических, политических и общественных преобразований.
Понятно, что проблема молодежи имеет глобальный, общечеловеческий характер, и потому находится в центре внимания всех стран и крупнейших организаций мира.
По линии ЮНЕСКО, например, только с 1979 по 1989 г. было принято более 100 документов, касающихся проблем молодежи. В большинстве из них подчеркнуто, что молодые люди сами, своим трудом должны реализовать свои цели. Молодежь должна быть в постоянном поиске, дерзать, строить свою судьбу. Естественно, это присуще только демократическим обществам, странам с высоким уровнем экономического и социального развития.
Вместе с тем, характеризуя проблемы молодежи, на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН было обращено внимание и на то, что "молодые люди играют двоякую, на первый взгляд противоречивую роль с одной стороны, они активно способствуют процессу социальных изменений, а с другой — оказываются его жертвами" [11, 4}. При этом на сессии указывалось, что в 80-х годах основными проблемами, оказывавшими воздействие на молодых людей во всем мире, были проблемы развития, семейной жизни, трудовой деятельности и культуры.
Как справедливо отмечал в свое время бывший первый секретарь ЦК ЛКСМ Украины В. Мироненко, "молодежная политика — это своего рода плата общества за его ошибки и недостатки в отношениях с молодежью в прошлом, но это и способ привлечения молодых поколений на сторону перестройки" [4, 5\. Добавим, что в результате той самой перестройки молодежь пострадала едва ли не больше всех.
В данном случае наглядно просматриваются как минимум две проблемы: взаимоотношения поколений; возможности и эффективности воздействия старших поколений на молодое. Бесспорно, молодежь нуждается в опыте старших и имеет право на критический, избирательный подход к его оценке и использованию в личной жизни.
В прошлом молодежь рассматривалась как объект воздействия, воспроизводства не только новых поколений, но и заранее заданных ей идей и установок. Мы разделяем точку зрения Г. Черного, который суть новых требований и подходов к молодежи объясняет переходом от преимущественно директивно-командной системы политического руководства молодежью к преимущественно демократичной, массовой молодежной политике, предполагающей "обратную связь" и контроль "снизу", учитывающий плюрализм интересов, позиций и мнений в молодежной среде и широкий спектр социально-политической динамики различных молодежных объединений [16, 123].
Действительно, сегодня молодежь не может быть ориентирована исключительно на выполнение общегосударственных дел, связанных с решением плановых заданий; она должна получить возможность решать и свои, молодежные проблемы. Интересы молодежи, ее реальные, насущные проблемы — органическая часть всех социальных задач общества. Здесь уместно напомнить интересное высказывание известного психолога И. С. Кона о том, что в XX веке темпы смены новой техники стали опережать темпы смены новых
поколений. Такая особенность научно-технической революции существенно отразилась на психике и психологии молодежи, ярче выявила ее неприспособленность к жизни. С этой проблемой молодежи мы вступим и в XXI век.
Наряду с утратой старшими поколениями права на выполнение традиционной обучающе-воспитательной функции, обострилась проблема самостоятельности молодежи, ее подготовки к жизни, к осознанным действиям.
Молодежь сегодня, с одной стороны, все больше ощущает себя особой группой общества в пределах некой "молодежной культуры", а с другой — все больше страдает от неразрешимости многих своих специфических проблем. При этом наиболее серьезным фактором, деформирующим психику молодых людей, является отсутствие определенного доверия к ним. Юноши и девушки крайне мало привлекаются к решению и реализации самых разных проблем жизни современного общества. Более того, они даже не включаются на равных в обсуждение разнообразных вопросов, которые беспокоят всех граждан.
Вследствие всех рассмотренных выше причин и проблем в среде молодежи происходит определенная, пока мало изученная социологической наукой дифференциация. В частности, В. Ф. Левичева в своих работах в период бурного роста так называемых неформальных объединений молодежи выделяла три класса социальных объектов принципиально разного типа: подростковые группы; самодеятельные объединения молодежи разной направленности (группы охраны памятников истории и культуры, "зеленые", ассоциации творческой молодежи, досуговые группы, спортивно-оздоровительные и миротворческие объединения, политические клубы и т. п.); народные фронты (социальные образования, в которые входила молодежь).
РЕЗЮМЕ
1. Наиболее приемлемой, на наш взгляд, является следующая трактовка понятия "молодежь": "Молодежь — это относительно большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации и воспитания в данном обществе".
Существует и такое более сложное и многоплановое определение: "Молодежь как социальная группа представляет собой специфическую социальную общность людей, которая занимает определенное место в социальной структуре общества, харак-^еризуется процессом приобретения устойчивого социального статуса в различных социальных подструктурах (социально-классовой, социально-поселенческой, профессионально-трудовой, социально-политической, семейно-бытовой), а следовательно, отличается общностью решаемых проблем и вытекающей из них общностью социальных интересов и особенностей форм жизнедеятельности" [№, 17].
С переходом к рынку, становлением демократического общества существенно меняются не только идеалы молодых людей, но и общественный идеал молодежи вообще. В частности, весьма интересны выводы украинского ученого Ю. Терещенко, который в человеке нашего времени (а следовательно, и в молодежи) выделяет такие черты.
Во-первых, — пишет он [15], — это человек экономически свободный, предприимчивый, инициативный, деятельный. Ему присуще самостоятельное творчество, связанное с организацией нового дела и постоянным числом возможностей приложить собственные силы.
Во-вторых, это человек, глубоко заинтересованный в личной причастности к политическим свободам. Такой человек характеризуется развитой правовой и моральной ответственностью, он способен защитить себя и остальных.
В-третьих, это человек с рельефно оформленной мировоззренчески-экологической ориентацией.
В-четвертых, это человек с национально ориентированным сознанием. Такой человек любит свой народ, для него родной язык и другие признаки родной культуры являются средством национальной самоидентификации.
2. Вопрос о возрастных рамках молодежи — это не просто предмет теоретического научного спора. В частности, верхняя граница молодежного возраста, при всей ее условности, подразумевает именно тот возраст, в котором молодой человек становится экономически независимым, способным создать материальные и духовные ценности, продолжать род человеческий. А это означает, что все эти условия Должны рассматриваться в тесном единстве, взаимозависимости и тем более без какой-либо идеализации. Например, известно, что многие
молодые люди становятся экономически независимыми (способными зарабатывать средства к существованию, самообеспечению) и раньше 28 лет. Конечно, это не исключает получения экономической помощи от родителей, близких, друзей и в более позднем возрасте. В связи с этим нам представляется, что граница молодости (28 лет) в большей мере обусловлена периодом окончания учебы, получения профессии, т. е. завершением подготовки к производительному труду в любой сфере деятельности.
Со временем возрастные рамки молодежи (в частности, в Украине), видимо, придется пересматривать и определять с учетом новых социально-экономических, политических и иных условий формирования и становления украинской государственности в целом.
3. Молодость — это не только биологический, но и социальный процесс, диалектически связанный с воспроизводством общества как в демографическом, так и социальном плане. Молодежь не просто является объектом — преемником материальных и духовных богатств общества, но и субъектом — преобразователем общественных отношений. "История, — отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, — есть не что иное, как последовательная система отдельных поколений, каждое из которых использует материалы, капиталы, производительные силы, переданные ему всеми предшествующими поколениями... Действительно, от того, в каком, условно говоря, тоне будет идти разговор между "отцами", которые передают наследие, и "детьми", которые его принимают, в значительной мере, если не решающим образом, зависит устойчивость, стабильность системы" [7, 44—45}. Между тем еще в 1985 г. в документе ООН "Руководящие принципы для долгосрочного планирования и осуществления соответствующих последующих мер, касающихся молодежи", одобренном на сороковой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, положение молодежи в мире было оценено как "напряженное", т. е. молодежь была признана одной из наиболее уязвимых в социальном отношении групп населения. Этот документ содержит также конкретные рекомендации правительствам по выработке национальной политики в отношении молодежи.
4. Если общество действительно заботится о будущем, то оно непременно должно делать ставку на молодежь. В случае же недооценки ее роли как субъекта и объекта исторического развития оно вынуждено платить за свои ошибки в отношениях с молодежью.
Наглядным примером этому, как уже отмечалось, была ситуация в молодежной сфере, которая в 80 — начале 90-х годов имела место в бывшем СССР, ряде европейских стран так называемого социалистического содружества. Именно в силу недостаточного внимания общества к молодежи, отсутствия целенаправленной государственной молодежной политики у молодежи бывшего СССР все больше росло и крепло убеждение, что общество крайне мало считается с ней и не может обеспечить условия для ее самореализации. Только радикальные социально-экономические и политические процессы, связанные с полным демонтажем авторитарной системы, упредили возможные серьезные события в молодежной среде.
5. Оценка роли молодежи в процессе смены поколений, скорее всего, должна осуществляться с учетом следующего:
• общесоциологического закона смены и преемственности поколений в обществе;
• социальной дифференциации молодежи;
• исторического подхода к анализу проблем молодежи и молодежного движения;
• осознания молодежи как объекта социального воздействия и субъекта социальной деятельности.
Такие составляющие подхода к молодежи, ее оценке имеют существенные особенности, которые нужно учитывать в процессе изучения и практической работы с молодежью.
Так, преемственность поколений относится не только к молодежи, но и к обществу в целом, т. е. проявляется как общесоциологический закон. И суть его состоит не просто в смене одного поколения другим, их последовательности. Молодежь вступает в жизнь, уже обладая определенными материальными благами, в условиях определенного уровня социально-экономического развития общества. Поэтому ее задача — преумножать эти материальные и духовные богатства. Общество, государство обязательно должны учитывать это и исходя из таких закономерностей формировать и реализовывать политику по отношению к молодежи.
Естественно, что в процессе социализации молодые люди сталкиваются с серьезными проблемами, так как у них нет ни достаточного уровня образования, ни профессиональных навыков, ни того социального опыта, который имеет старшее поколение. Молодежь вступает в жизнь в условиях функционирования уже имеющихся в обществе социальных институтов и структур, которые далеко не всегда
отвечают ее интересам и потребностям. Отсюда довольно распространенное явление — кризис традиционных институтов социализации личности, семьи, школы и т. п., который мы наблюдаем сегодня в Украине и других странах.
6. Исторический подход к анализу проблем молодежи предполагает рассмотрение феномена молодежи с учетом факторов его развития в конкретно-исторический период. Не все особенности и черты молодежи следует анализировать как нечто изначально данное и "безгрешное". Среди них немало отрицательных, которые сохраняются и получают дальнейшее развитие.
Крайне важно учитывать также и то обстоятельство, что жизненная среда совершенно по-разному предопределяет и обусловливает процесс социализации различных социальных групп, в том числе и такой "поколенческой и культурной группы", как молодежь. Если старшие поколения в системе общественных отношений чувствуют себя более или менее комфортно, то о молодежи этого сказать нельзя в силу того, что она не имеет соответствующего производственного и социального опыта. Это нередко является причиной того, что молодежный романтизм, горячность, критицизм становятся основой для спекуляции отдельных политических сил и личностей.
7. Для понимания сути тех явлений, которые имеют место в молодежной среде сегодня, важно учитывать общий спектр проблем молодежи в мире вообще. Так, есть все основания считать, что с начала 80-х годов в мировом молодежном движении действительно произошли глобальные изменения. С одной стороны, существенно расширились возможности для практической реализации прав и свобод человека, особенно молодого, а с другой — молодежь была и осталась до сегодняшнего дня самой уязвимой, социально незащищенной частью населения. Суверенные государства — бывшие республики СССР, в том числе Украина, не являются исключением.
К современным проблемам молодежи можно отнести следующие:
• не только экономическая, но во многих странах и сексуальная эксплуатация, особенно женской половины населения;
• манипулирование молодежью в достижении политических, экономических, коммерческих и других целей, а также использование ее как средства в раздувании национализма и национального сепаратизма;
• заигрывание с молодежью со стороны тех, кто эксплуатирует такое распространенное средство завоевывания власти, как откровен-ный популизм.
Молодежь по сравнению с другими социальными группами общества имеет наибольшую социальную и профессиональную, о в целом и жизненную перспективу, В силу своих особенностей она способна быстрее других социальных групп общества овладеть новыми знаниями, профессиями и специальностями, необходимыми в условиях перестройки всей экономики в стране. Молодежь — не просто субъект — преемник материальных и духовных богатств общества, но и создатель новых, более прогрессивных и демократичных общественных отношений.
Чтобы пойти дальше своих предшественников (старшего поколения), молодежь должна быть готова к воспроизводству, развитию не просто материальных, но и духовных богатств, культуры своей нации, народа. Она во многом похожа на старшее поколение и одновременно отличается от него. Именно эти отличия, прежде всего положительного характера, являются залогом прогрессивного развития человечества.