Трудности и проблемы при осуществлении посреднических услуг
Как уже говорилось ранее, «третья» сторона может выступать в роли посредника, судьи или наблюдателя. Каждый из них может столкнуться с агрессией, которая будет исходить от одной или более противоборствующих сторон. Конфликт всегда сопряжен с эмоциональным напряжением, и в ходе посреднических услуг могут возникнуть психологические трудности при общении, наведении контакта. Участники конфликта испытывают такие чувства, как страх, злость, ненависть, негодование и др. И любая посредническая деятельность граничит с опасностью если не физических нападок, то психологического давления в большинстве случаев реальных противоборств. Очень важно для посредника попытаться спрогнозировать возможные реакции оппонентов на его действия или любого другого участника конфликта. Как уже отмечалось, знание основных правил ведения переговоров, знание психологии, с одной стороны, и обладание такими качествами, как дипломатичность, осторожность, выдержанность, с другой, позволит снизить риск эскалации конфликта, применения насильственных методов в процессе его урегулирования.
При осуществлении посреднических услуг есть опасность того, что одна из сторон, не раскрывая своих истинных целей, ведя двойную игру, может использовать посредника в своих корыстных интересах без его ведома. Противоборствующие стороны готовы использовать незаконные методы ведения борьбы: обман, мошенничество, подлог, запугивание, шантаж, подкуп,—которым может подвергнуться и «третья» сторона. Чаще всего эта проблема возникает, когда речь идет о судебной функции «третьей» стороны. Непредвзятое справедливое судейство подчас превращается в коррумпированную структуру, работающую «на заказ». В России в последние годы эта проблема носит повсеместный характер. Это объясняется как несовершенством нашего законодательства, дающего возможность использовать закон в своих интересах, так и низкой оплатой труда в судебных структурах. Эту проблему нужно решать, используя комплекс мер по усилению контроля за судом, повышению материальной заинтересованности и совершенствованию законодательной базы. Одновременно в силу чисто субъективных причин, таких как жизненный опыт судьи, его взгляды, негативное отношение к определенным слоям или представителям общества, судья не может быть абсолютно объективным. Неспособность абстрагироваться от стереотипов, сложившихся как в группе, так и в обществе в целом, лишает судью возможности вынести решение, максимально удовлетворяющее как интересы общества, так и индивида, участника конфликта.
Очень часто при урегулировании конфликтов, особенно если в них заинтересованы юридические лица, хозяйствующие субъекты, возникает проблема получения полной, достоверной информации.
Участники конфликта не только не желают предоставлять нужную информацию, способную помочь в объективной оценке ситуации, но и вводят всех в заблуждение путем распространения дезинформации.
Очень сложно оставаться беспристрастным, не попасть под влияние одного из участников конфликта при осуществлении посредничества. Человек вольно или невольно начинает испытывать симпатию или антипатию, тем самым нарушая главное правило «третьей» стороны— обязанность оставаться абсолютно нейтральным при принятии решения. Быть объективным — сама по себе задача не из легких, нужно учесть все нюансы поведения людей, их мотивацию, истинные причины поступков. Не всегда стороны готовы идти на контакт, часто избегают переговоров, и иногда стоит больших трудов объяснить конфликтующим сторонам необходимость встреч и поиска компромиссного решения, одновременно необходимо преодолеть извечную человеческую занятость и лень. Примирение — это всегда труд, необходимо преодолеть внутренние барьеры, психологическую зажатость, нужна своего рода «добрая воля» для урегулирования конфликта, и роль посредника в этом позитивном движении трудно переоценить.