Социальный эффект и социальный контроль
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
В некоторой степени все организации признают необходимость осуществления социальных программ. Для того, чтобы быть уверенными, что они в нужном объеме выполняют свои обязательства перед обществом, фирмам необходимо измерить и оценить эффективность своих социальных действий. Хотя такое измерение не настолько точное и неопровержимое, как оценка экономической деятельности, менеджеры должны иметь план для оценки социальной эффективности. Без такого плана они не имеют возможности определить сравнительную ценность или относительный успех тех программ, в которых они принимали участие.
Подход к оценке социальных действий фирмы, учитывающий социальный эффект, включает следующие пять элементов:
1. Объединение социальных целей в ежегодно составляемый план. Другими словами, любые социальные действия не должны быть временными мерами или запоздалой реакцией на возникшую проблему.
2. Рассмотрение существующих норм социального поведения в отрасли. Что делают другие компании в сфере социальной ответственности? Насколько успешны их программы? Чего ожидает общественность от совместных социальных действий?
3. Постоянное информирование всех заинтересованных лиц о социальных действиях фирмы посредством регулярных отчетов. Если эти действия объединены в ежегодный план, акционеры должны регулярно узнавать об эффективности выполнения этих планов.
4. Экспериментирование с различными подходами для выполнения социальных программ. Так как совместные социальные программы часто являются незнакомой сферой деятельности для многих организаций, менеджеры должны быть готовы к тому, что им придется попробовать применить различные подходы при выполнении этих программ. Неудачи при применении конкретных подходов не обязательно означают, что социальная программа, о которой идет речь, неэффективна и не стоит за нее браться.
5. Попытки подсчитать издержки инвестиций фирмы на социальные действия. Менеджеры должны знать, сколько средств потрачено на социальные программы, и должны пытаться сделать долгосрочную оценку социального воздействия той программы, которую они поддерживают.
Оценка эффективности усилий фирмы, направленная на выполнение своих социальных обязательств — заслуживает особого рассмотрения, так как результаты осуществления социальных программ очень трудно вычислить. Но, несмотря на это, Компании должны пытаться определять эффективность своих действий в таких вопросах, как экономические, качество жизни, социальные инвестиции, решение проблем.
Экономическая сфера. Очень важно оценить экономический вклад, который вносит компания в процветание общества тем, что создает профессии, новые рабочие места, производит товары и услуги, платит фиксированную заработную плату и гарантирует рабочим безопасность.
Качество жизни. Улучшает или, наоборот, ухудшает компания общее качество жизни. Производство высококачественных товаров и попытки избежать загрязнения окружающей среды — это только два примера действий компании, направленных на улучшение качества жизни.
Социальные инвестиции. Параметры этой категории показывают размер вложений компанией денежных и трудовых ресурсов в решение социальных проблем.
Решение проблем. Устраняет ли компания причины социальных проблем или просто «лечит симптомы»?
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом, одним из основоположников социальной психологии Габриэлем Тардом, который рассматривал «социальный контроль» как средство возвращения преступника к общественной деятельности.
Современное понимание социального контроля неодинаково в западной науке и у нас. На Западе чаще всего задача социального контроля упрощается до процесса обеспечения достижения организацией своих целей. В отечественной науке под социальным контролем понимают воздействие на работников в процессе труда с целью обеспечения соответствия их поведения общепринятым нормам и ценностям в организации.
Социальный контроль - механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы; органический элемент управления.
Основные объекты социального контроля - правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения. Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой (взаимный контроль участников какого-либо процесса, различные формы выражения общественного мнения, например, моральное осуждение, отказ от контактов и др.).
Социальный контроль - сложная социальная система со своей структурой, этапами развития и многочисленными видами своего проявления.
Социальный контроль применяется в числе прочего для мотивации поведения работниковпри активном исполнении социальных норм и требований либо для наказания их за поведение, отклоняющееся от социальных норм.
Социальный контроль позволяет обеспечить слаженную работу по достижению цели. Значение контроля на отдельных производственных участках обуславливается в первую очередь характером технологических связей между работниками. Особое значение он приобретает в тех случаях на производстве, в тех трудовых группах, где нет регламентированного темпа и ритма работ.
В качестве субъектов социального контроля могут выступать либо иерархические структуры организации, либо социально-психологические группы, либо определенные целевые группы работников.
В любой организации можно выделить пять основных видов социального контроля: административный, контрольная функция менеджера, контроль со строны общественных организаций, групповой социальный контроль. Это отражено на рис. 3.
Рис. 3. Система социального контроля в менеджменте
С помощью социального контроля можно измерить воздействие организации на общество. Это документы, которые определяют, описывают и собирают специфическую информацию по современным и перспективным планам организации.
Методом социального контроля оценивается чистый вклад организации в достижение социальных целей путем сравнения затрат на проведение социальных программ и полученного социального эффекта.
Основные шаги социального контроля:
- наблюдение,
- измерение и
- оценка действий компании.
Получаемая вследствие этого информация помогает организации развивать свою стратегию.
ВЫВОДЫ
Сущность социальной ответственности менеджментазаключается в том, что менеджеры и фирмы призваны активно участвовать в процессе залечивания социальных болезней общества; социальная ответственность должна восприниматься как неотъемлемый элемент деятельности любой фирмы.
Социальная ответственность — обязательства организации приносить пользу обществу через использование прибылей от частного бизнеса.