Возникновение древнерусского государства
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
планы и методические указания к семинарским занятиям и СРС
Для студентов I курса
всех направлений и специальностей
Омск
Издательство ОмГТУ
Составители: В.В. Гермизеева, канд. ист. наук, доцент; А.Ф. Букин, канд. ист. наук, доцент; Т.В. Глазунова, ст. преп.; М.Т. Когут, канд. ист. наук, доцент; М.И. Машкарин, канд. ист. наук, доцент; Л.Д. Прохорова, канд. ист. наук, доцент; А.В. Рычков, канд. ист. наук, доцент; Н.И. Хроменкова, канд. ист. наук, доцент.
Методические указания содержат планы семинарских занятий, темы рефератов, проверочные тесты, предназначенные для самостоятельной работы студентов 1 курса всех направлений и специальностей.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Омского государственного технического университета
Введение
Дисциплина «История России» («История», «Отечественная история» – в соответствии с Основной образовательной программой конкретного направления бакалавриата или специалитета) входит в обязательный минимум содержания федерального компонента по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» ФГОС ВПО. Ее основная цель состоит в том, чтобы показать место истории в обществе, дать представление об истории как науке, рассмотреть основные этапы и содержание истории России с древнейших времен и до наших дней, воспитать и развить чувства патриотизма и любви к своей Родине.
К темам семинаров даны подробные методические указания и вопросы проблемного характера, которые помогут подготовиться к занятиям, научат работать с источниками и литературой.
В процессе освоения дисциплины большое значение имеет самостоятельная работа студентов, которая связана с написанием рефератов, подготовкой к семинарским занятиям и проработкой лекций. Это дает возможность выработать и закрепить навыки самостоятельного изложения материала, способствует углубленному изучению отдельных исторических событий.
Тестирование является эффективной формой самопроверки знаний. Отвечая на вопросы, можно оценить степень готовности к семинарскому занятию, рубежному или семестровому контролю в форме зачета или экзамена.
Текст методического пособия составлен авторским коллективом: В.В. Гермизеева (семинары 4,8); Т.В. Глазунова (семинары 2,3); М.Т. Когут (семинары 5,7); М.И. Машкарин (семинары 6,9 – в соавторстве с М.Т. Когут); Л.Д. Прохорова (семинар 1); А.В. Рычков (семинар 10,11); Н.И. Хроменкова (семинар 12); А.Ф. Букин, В.В. Гермизеева (тестовые задания для самоконтроля)
Семинар 1
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
План
1. «Повесть временных лет» о создании Древнерусского государства. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.
2. Российские историки (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский) об основных предпосылках и становлении Древнерусского государства.
3. Древнерусское государство: территория, органы публичной власти, налоговая система. Крещение Руси.
4. Феодальные отношения в Древней Руси (по «Русской правде»).
Основная литература
История России в документах и материалах (IХ-ХIХ вв.): учеб. пособие / Сост. М.Т. Когут, Л.Д. Прохорова, И.Ф. Пузикова, Л.В. Рачек, Н.Е. Тимонина, Н.И. Хроменкова. – Омск : Изд-во ОмГТУ, 1993 – Кн. 1. – С. 4-8, 16-24, 37-43, 48, 62-74.
Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. –
С. 3-8, 12-27.
История России: учеб. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 5-6, 14-33.
Хрестоматия по истории России: учеб. пособие / Авт.-сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: Проспект, 2009. – С. 13-23, 45-55.
Прохорова Л.Д. История исторической науки: конспект лекций. / Л.Д. Прохорова – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – С. 47-49.
Прохорова Л.Д. История средних веков: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – С. 7-10.
Дополнительная литература
Историографияистории России до 1917 г.: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. М.Ю. Лачаевой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – С. 130-159.
История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, В.А. Федоров; под ред. Н.И. Павленко. – 5-е изд., испр. – М.: Издательство Юрайт, 2011. С. 32-60, 63-68.
Когут М.Т. История России (с древнейших времен до конца XVIII в.): конспект лекций / М. Т. Когут. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 12-29.
Темы рефератов
1. Роль природно-географического фактора в истории Руси.
2. «Повесть временных лет» как исторический источник.
3. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский – выдающиеся российские историки.
4. Норманнская теория происхождения Древнерусского государства.
5. Л.Н. Гумилев о взаимоотношениях Древней Руси и степных народов. (Русь и Степь).
6. Древняя Русь и Византия.
7. Политическое устройство Древнерусского государства.
8. Культура Древней Руси.
9. Крещение Руси.
10. Православная церковь и ее роль в жизни Древней Руси.
11. Экономическая жизнь Древней Руси.
12. «Русская правда» как исторический и юридический источник.
13. Община в системе социальных отношений на Руси.
14. Древнерусский город в системе социальных отношений.
Методические указания
Цель семинара – определить закономерности и специфику образования Древнерусского государства и формирования феодальных отношений на Руси.
Первый вопрос. Прочтите отрывок из древнейшего письменного источника по истории нашего государства – летописи «Повесть временных лет». При знакомстве с источником обратите внимание на даты событий. Учтите, что расхождение между современным календарем и календарем летописца составляет 5508 лет. Обратите внимание на описание автором жизни восточных славян и их ближайших соседей. Установите по тексту отношение летописца к факту призвания варягов в Новгород, его трактовку термина «русь».
Переходя ко второй части вопроса, целесообразно познакомиться с деятельностью немецких историков XVIII в. Г.З. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера, приглашенных для работы в Академию наук России. (См.: Прохорова Л. Д. История исторической науки: конспект лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. С. 47-49.) Каков, по вашему мнению, смысл созданной ими норманнской теории возникновения Древнерусского государства? Сопоставьте их точку зрения с позицией М.В. Ломоносова.
Второй вопрос. Изучите отрывки из работ российских историков о происхождении Древнерусского государства. Определите отношение каждого из них к норманнской теории (цель призвания варягов, происхождение термина «русь», степень влияния варягов на ход русской истории).
Видел ли Н.М. Карамзин предпосылки образования Древнерусского государства? Какие два объединенных центра он выделял, и с каким событием связывал завершение образования государства?
Какие предпосылки образования государства выделял С.М.Соловьев? Обратите внимание на описание им роли географического фактора в истории России, как шла борьба государственного и родового начала после призвания варягов. Каковы были взаимоотношения внутри великокняжеского рода? Какое событие, по мнению С.М. Соловьева, знаменовало победу государственного начала над родовым?
Соглашался ли с норманнской теорией В. О. Ключевский? Какие предпосылки образования государства называет он? Охарактеризуйте основные стадии становления государства, выделяемые В. О. Ключевским: городовая область – варяжское княжество – Киевская Русь.
Третий вопрос следует рассмотреть на основе карты, «Повести временных лет», учебной литературы. Проследите, как складывались основные признаки государства: 1) территория, 2) органы публичной власти, 3) налоговая система, 4) законодательтво.
Какую роль в истории государства сыграло принятие христианства по греческому образцу?
Четвертый вопрос. Прежде всего, вспомните, что такое феодализм и как шло складывание системы феодальных отношений в Западной Европе и мире (краткая характеристика генезиса и развития феодального строя дана в учебнике, а также в работе: Прохорова Л. Д. История средних веков: учебное пособие. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. С. 7-10.).
Проанализируйте «Русскую Правду» как источник по истории социально – экономических отношений Древней Руси. Дайте характеристику хозяйственного строя восточных славян, используя ст. 9, 15, 42, 43, 45, 54, 57, 81 Пространной редакции.
Какие статьи данного документа говорят о формах собственности на землю? Дайте характеристику княжеского домениального владения (ст. 1, 19-28, 34, 38 Краткой редакции). Обратите внимание на ст. 46 Пространной редакции, в которой названы основные формы земельной собственности в Киевской Руси.
Изучите ст. 13, 19, 20 и 38 Краткой «Правды» и ст. 3–8 , 34, 40 Пространной. Как зарождалось общинное мировоззрение, складывался менталитет русского общинника?
Какие группы населения называют обе редакции «Русской Правды»? О чем свидетельствуют различные размеры штрафа за убийство в Краткой и Пространной редакциях?
Какое заключение о характере общественного строя Древней Руси можно сделать на основании «Русской Правды»? Дает ли содержание этого источника основание говорить об особом варианте русского феодализма и если да, то в чем его отличительные черты?
Контрольные вопросы
1. Когда и кем была составлена летопись «Повесть временных лет»? Каково историческое значение этого памятника древнерусской литературы?
2. Определите политический смысл норманнской теории.
3. Какие аргументы использует М.В. Ломоносов в своей критике норманнской теории?
4. Каковы взгляды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского на природу древнерусского государства? Определите отношение каждого из них к норманнской теории.
5. Дайте характеристику сущности феодализма и назовите его основные черты.
6. На основании текста «Русской правды» охарактеризуйте основные категории населения Древней Руси.
7. Какие можно выделить особенности исторического процесса в период существования Древнерусского государства?
Семинар 2