Обязанности и права государственных служащих
Основной элемент каждой государственной должности – обязанности. Это ее ядро, смысл существования. А права по должности лишь прямо или косвенно создают условия для надлежащего выполнения обязанностей.
Многочисленные обязанности государственных служащих можно поделить на общеслужебные, профессиональные, должностные и ограничения.
Общеслужебные обязанности связаны с выполнением служебного долга. Служащий обязан:
а) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
б) добросовестно исполнять должностные обязанности;
в) обеспечивать соблюдение и защиту прав и интересов граждан;
г) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных.
Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель;
д) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных организаций, а также предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;
е) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;
ж) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
з) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан;
и) бережно относиться к государственной собственности и природным ресурсам.
Другими правовыми актами, регулирующими отдельные виды государственной службы, на государственного служащего могут быть возложены и иные обязанности – профессиональные. Так, например, согласно ст. 18 Закона РСФСР «О милиции»:
Сотрудник милиции на территории РСФСР независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:
оказывать помощь, в том числе первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для жизни;
в случае обращения к нему граждан с заявлением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить в ближайшее подразделение милиции.
Как видно из примера, обязанности подобного рода специфичны, характерны только для определенных видов, государственных служащих. Именно поэтому их нельзя отнести к общеслужебным. Но и должностными они являться не могут в связи с тем, что должностные обязанности государственных служащих связаны с занимаемыми ими должностями, а поэтому разнообразны по каждой должности. Они могут различаться даже у тех, кто находится на равных должностях в одном органе.
Ограничения – тоже обязанности. Это запреты совершать определенную деятельность, они осуществляются, как правило, путем бездействия. Главное же в них то, что они ограничивают конституционные права граждан России (право заниматься предпринимательской деятельностью, участвовать в забастовках и т. д.)*. Такие ограничения необходимы для обеспечения четкой работы государственных служащих, предотвращения злоупотреблений властью, повышения доверия к ним граждан.
В соответствии со ст. 11 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации»:
...1) государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности...
...З) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию**...
...10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц...
* В дореволюционной России так и говорили: «Ограничение в правах».
** В этой связи нельзя не высказать сожаления по поводу противоречащего этой норме положения, содержащегося в статье 575 ГК РФ: «Не допускается дарение за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти установленных минимальных размеров оплаты труда... государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей».
Помимо названных выше ограничений социально-экономических прав служащих, закон ограничивает и некоторые политические права. В соответствии с п. 2 той же статьи служащий не вправе быть депутатом законодательных органов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.
Введение этого ограничения служит гарантией соблюдения конституционного принципа разделения властей.
Кроме того, Закон называет следующие ограничения:
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций...
...11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
*СЗРФ. 1997. №20. Ст.2239
Особым видом ограничений является обязанность служащего не владеть, а передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций, а также ежегодно представлять в органы государственной службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющиеся объектом налогообложения. Указ Президента «О предоставлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе»* рекомендует государственным служащим одновременно с собственной декларацией представлять сведения о доходах и имуществе супругов, детей и иных членов своей семьи. Все эти данные являются конфиденциальными и не подлежат разглашению, однако могут быть обнародованы в средствах массовой информации в определенном Указом порядке.
Права государственного служащего можно поделить на служебные и личные. Служебные связаны с выполнением должностных обязанностей, их принято называть полномочиями. Существуют общеслужебные, профессиональные, должностные полномочия.
К общеслужебным относятся полномочия, которые имеет каждый государственный служащий. В ст. 9 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» закреплены права служащего на:
...I) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями...
...12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.
Выделение профессиональных прав государственных служащих вызвано спецификой выполняемой деятельности и в первую очередь теми обязанностями, которые возложены на государственного служащего. Так, согласно ст. 18 Закона «О милиции», уже упомянутой выше, для выполнения служебных обязанностей, установленных этой статьей, сотрудник милиции может использовать права милиции, предусмотренные этим Законом. В данном случае права милиции можно назвать профессиональными.
Огромное разнообразие должностных прав (принимать на работу, распределять средства, штрафовать и т. д.) обусловлено разнообразием должностей и должностных обязанностей.
Личные права призваны косвенно обеспечивать эффективную деятельность служащего, заинтересовывая его в получении премий, в продвижении и т. п. В этой группе прав можно выделить те, которые связаны с карьерой служащего, с реализацией его прав на материальное обеспечение, отдых и на защиту.
Закон о госслужбе в вышеназванной статье называет следующие, связанные с карьерой («карьерные») права:
...5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации...
...8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета...
Подгруппа прав служащего на материальное обеспечение и отдых включает права на денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Федерации и ее субъектов. Что касается денежного содержания, то оно состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
Эта подгруппа включает также право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Он должен быть не менее 30 дней. Для отдельных категорий государственных служащих законами устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного оплачиваемого отпуска государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определенных законами, дополнительный оплачиваемый отпуск. Ежегодный и дополнительный отпуска суммируются и, по желанию государственного служащего, могут предоставляться по частям. При этом продолжи тельность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней.
Положением о федеральной государственной службе установлено, что федеральному государственному служащему сверх ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск при стаже государственной службы:
• от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
• от 10 до 15 лет – 10 календарных дней;
• свыше 15 лет – 15 календарных дней.
В эту же подгруппу входит обязательность получения согласия служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.
Кроме того, служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных законами, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.
В соответствии с нормативными правовыми актами служащему возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.
Для защиты своих прав и законных интересов государственный служащий может использовать права (подгруппа прав на защиту) на:
а) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
б) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
в) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
г) обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы;
д) защиту его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом.
22 марта 1995 г. был принят специальный Закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов». Законодатель предусмотрел не только гарантии безопасности государственных служащих, но и повышенные меры наказания по отношению к лицам, посягающим на их жизнь и здоровье.