Классификация общественных зданий и сооружений

НОРМЫ РАСЧЕТА СТОЯНОК АВТОМОБИЛЕЙ

Таблица 1

  Рекреационные территории, объекты отдыха, здания и сооружения   Расчетная единица Число машино-мест на расчетную единицу
Здания и сооружения
Учреждения управления, кредитно-финансовые и юридические учреждения, значений:    
республиканского 100 работающих 10-20
местного То же 5-7
Научные и проектные организации, высшие и средние специальные учебные заведения То же 10-15
Промышленные предприятия 100 работающих в двух смежных сменах 7-10
Больницы 100 коек 3-5
Поликлиники 100 посещений 2-3
Спортивные здания и сооружения с трибунами вместимостью более 500 зрителей 100 мест 3-5
Театры, цирки, кинотеатры, концертные залы, музеи, выставки 100 мест или единовременных посетителей 10-15
Парки культуры и отдыха 100 единовременных посетителей 5-7
Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 200 м2 100 м2 торговой площади 5-7
Рынки 50 торговых мест 20-25
Рестораны и кафе общегородского значения 100 мест 10-15
Гостиницы высшего разряда То же 10-15
Прочие гостиницы То же 6-8
Вокзалы всех видов транспорта 100 пассажиров дальнего и местного сообщений, прибывающих в час "пик" 10-15
Конечные (периферийные) и зонные станции скоростного пассажирского транспорта 100 пассажиров в час "пик" 5-10

Примечания: 1. Длина пешеходных подходов от стоянок для временного хранения легковых автомобилей до объектов в зонах массового отдыха не должна превышать 1000 м.

2. В столицах республик, городах-курортах и городах—центрах туризма следует предусматривать стоянки автобусов и легковых автомобилей, принадлежащих туристам, число которых определяется расчетом. Указанные стоянки должны быть размещены с учетом обеспечения удобных подходов к объектам туристского осмотра, но не далее 500 м от них и не нарушать целостный характер исторической среды.

3. Число машино-мест следует принимать при уровнях автомобилизации, определенных на расчетный срок.

Расстояние от здания до автостоянки (по СНиП 2,07,01,89*) следует принимать по таблице 2

Таблица 2

  Расстояние, м
  Здания, до которых определяется расстояние   от гаражей и открытых стоянок при числе легковых автомобилей от станций технического обслуживания при числе постов
  10 и менее 11—50 51—100 101—300 10 и менее 11—30
Жилые дома 10**
В том числе торцы жилых домов без окон 10** 10**
Общественные здания 10** 10**
Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения *
Лечебные учреждения со стационаром * * *

Раздел 2. Типы клубов, домов и дворцов культуры и приемы их построения.

Клубы различают по размещению, по составу, вместимости помещений и по принципам их группировки.

По размещению и обслуживаемому контингенту клубы подразделяют на городские, районные, микрорайонные, поселковые, клубы детские, клубы работников отдельных крупных предприятий и учреждений, клубы городской интеллигенции, воинские. Эти разновидности клубов отвечают различному содержанию культурно-политической работы и поэтому состав помещений и принципы их посторонних различны. В основе программы всех разновидностей клубов сохраняются два раздела работ, которым соответствуют две части задания: зрелищная - для массовой работы и клубная - для работы кружков.

В полный состав Дворцов культуры входят следующие группы помещений:

1. Массово-зрелищная группа - зрительный зал со сценой или эстрадой и помещениями, обслуживающими посетителей и сцену.

2. Клубно-кружковая группа - малый зал для лекций, концертов, собраний, выступлений кружков самодеятельности, аудитории, рецепторные залы для кружков и др.

3. Группа обслуживания - обслуживающие и административные помещения, хозяйственно-технические помещения.

По составу помещений и вместимости зрительного зала различают следующие типы клубов и Домов культуры:

Тип 1-Дома культуры со зрительным залом на 600 и 800 мест;

Тип 2-клубы со зрительным залом на 300-600 мест;

Тип 3-клубы с залом универсального назначения на 100 и 300 мест.

В состав Дома культуры 1 типа входят группы всех помещений, кроме кинотеатрального и танцевального залов и, иногда, кроме группы детских помещений.

В клубах 2 типа исключается полностью группа помещений физкультуры и детская группа, уменьшаются количество и площадь клубных помещений, упрощаются сцена и обслуживающие ее помещения.

В клубе 3 типа с универсальным залом дополнительно исключается сценическая группа, зрительный зал проектируется в габаритах, установленных для физкультурных залов, и используются и как спортзал, и как зрительный зал с разборной эстрадой и съемной мебелью.

Чтобы устранить основные недостатки, появляющиеся при полном расчленении клуба, его членят на два, но не более чем на три павильона, соединяя их между собой теплыми переходами. Таким образом, полностью сохраняется свобода внутреннего построения каждой части, но устраняется их разбросанность и неудобная связь между ними.

Клубная часть группируется на переднем плане, театральная на втором плане. Этим достигаются заметное единство и компактность здания, но архитектурное выражение клуба обедняется тем, что в его характеристике не участвует зрелищная часть с ее крупными залами.

В некоторых случаях вход в зрелищную часть устраивается со стороны главного фронта, а в клубную- позади сцены через отдельный вестибюль.

Для небольших клубов, где особенно важно достигнуть наибольшей экономичности, часто применяют компактные несимметричные схемы плана. Они дают большую свободу в размещении отдельных групп помещений и позволяют удобно и экономично использовать объем здания. Построение интерьера и объема здания можно варьировать разнообразно, причем на главный фронт могут быть обогащены и зрелищная и клубная части, чем достигается наиболее полная характеристика небольшого клуба.

Компактные симметричные схемы придают торжественность интерьеру и внешнему объему здания клуба и упрощают схему конструкции, но тесная взаимозависимость размещения и габаритов групп помещений ограничивает свободу планировки. Часто создается перерасход объемов и площадей здания из-за ненужной симметрии и искусственного равновесия частей здания.

Заметно упрощается построение небольшого клуба на основе компактной симметричной схемы, когда зрительный зал располагается на уровне первого этажа и клубные группы окружает вестибюль в первом этаже, а зрительный зал по второму этажу.

В небольших клубах этот прием приводит к рациональному и экономичному построению планов и объемов клуба. Но в больших клубах, осуществленных по данной схеме, клубные группы располагаются весьма неблагоприятно по сторонам зрительного зала вдоль длинных темных коридоров.

Сочетание компактного монументального объема со свободной планировкой достигаются рациональная, экономичная и вместе с тем живописная пространственная организация интерьера и выразительная архитектурная характеристика общественного здания.

Компактное построение клуба с одним вестибюлем создает благоприятные условия для удобного использования и экономной эксплуатации здания, для достижения единства в его внешнем и внутреннем построении и архитектурном облике. Расчлененность клуба на отдельные или связанные переходами корпуса с отдельными вестибюлями усложняет условия эксплуатации здания.

При любом построении клуба важно предусмотреть удобную связь клубной и зрелищной его частей с зеленым окружением. Этим повышается удобство использования здания в течении круглого года.

Раздел 3. Помещения клуба.

Основные помещения зрительной части - зрительный зал, сцена и фойе.

Зрительный зал клуба используется для спектаклей, киносеансов, концертов, для устройства празднеств. Чем меньше клуб, тем менее специализированы его помещения, тем универсальнее используется зрительный зал. В зрительных залах на 100-300 мест и в залах для универсального использования все места располагаются на горизонтальном полу, обязательно естественное освещение зала и эстрады, кресла сплоченные в звенья по 5-6 мест делаются съемными и зал может быть использован весьма разнообразно.

В клубах со зрительным залом на 300-600 мест предпочитают пол делать целиком или в большей части горизонтальным и не устраивать балкона.

В зрительных залах домов культуры на 600 и более мест, как правило, места располагаются на наклонном полу партера или в амфитеатре, и лишь изредка на балконе.

Естественное освещение зрительных залов на 600 мест не обязательно. Залы большей вместимости не рекомендуется обеспечивать естественным освещением.

В зрительных залах на 100-300 мест часто эстраду помещают в едином объеме с залом, под общим потолком. Залы вместимостью 600 и более мест, как правило, дополняют сценой, пригодной для постановки спектакля.

Для усиления звука и улучшения видимости в удаленных от сцены местах зрительного зала используют повышение уровня расположения сцены и наклонное расположение мест на поверхности, поднимающейся в глубь зала. При расположении мест на наклонной поверхности обеспечивается беспрепятственная видимость и непосредственный доступ к каждому зрителю прямых звуковых волн. Основным препятствием для зрительных лучей и звуковых волн являются головы сидящих впереди людей. Нормальная видимость наблюдаемой точки будет обеспечена, если зрительный луч (прямая проведенная к ней от глаз наблюдателя) проходит на высоте не менее 12 см над уровнем глаза сидящего впереди человека. Эта величина называется превышением луча зрения (С) и служит критерием для оценки условий видимости.

Беспрепятственная видимость возможна при следующем расположении мест:

1. Расположение мест на наклонной плоскости (см. Приложение). При этой системе расположения мест высота ступеней(r) во всех рядах мест одинакова, однако превышение луча зрения (С) изменяется и для всех рядов, кроме последнего, превышает нормальную величину (Сn). Возрастание значения С от последнего ряда к первому приводит к весьма значительному подъему мест в зрительном зале, что экономически весьма невыгодно.

2. Расположение мест на криволинейной поверхности, обеспечивающей наименьший подъем мест(см приложения). При этой схеме превышение луча зрения С остается для всех рядов постоянным, но изменяется с каждым рядом высота подступенка(r), что создает значительные неудобства при строительстве здания.

3. Расположение мест на ломаной поверхности(см Приложение). Данная система расположения мест представляет комбинацию первых двух и состоит из нескольких групп, в пределах каждой из которых места располагаются на наклонной плоскости.

При расчете беспрепятственной видимости и построении профиля пола принимают следующие допуски, упрощающие вывод расчетной формулы: высота сидящего зрителя принимается 1,2 м; плоскость, проходящая через глаза сидящего зрителя, совпадает с вертикальной плоскостью спинки кресла; расстояние от наблюдаемой точки до рядов мест выражается количеством рядов, анне в метрах(см Приложение)

Высота подступенка(r) в пределах каждой группы определяется по формуле:

Классификация общественных зданий и сооружений - student2.ru

Где h-разница в уровнях точки наблюдения и головы зрителя, сидящего в первом ряду данной группы мест;

С-превышение луча зрения. По нормам для партера6-8 см; для балкона и амфитеатра 10-12 см;

n – расстояние от точки наблюдения до спинки кресла первого ряда данной группы, выраженное в количестве рядов(ширина ряда принимается в пределах 0,8-1 м);

m- расстояние от точки наблюдения до спинки кресла последнего ряда данной группы, выраженное в количестве рядов. Если между группами мест нет прохода, то n измеряется до спинки кресла первого ряда следующей группы мест.

Общая высота подъема в пределах данной группы мест определяется по формуле:

Классификация общественных зданий и сооружений - student2.ru

Профиль пола в зале обычно делится на 3-4 группы мест с одинаковым количеством рядов. Экономически целесообразно объединять в первой группе 5-7 рядов мест, во второй 7-10, в третьей 10-14 и т.д. В результате профиль пола в наибольшей степени приближается к теоретически идеальной кривой наименьшего подъема мест.

Сцена. Простейшая сцена в малом клубе имеет вид стационарного или разборного помоста и отделяется от мест для зрителей раздвижным занавесом, несколько отличаясь этим от эстрады обычного типа.

С увеличением вместимости зала усложняются состав и устройство сцены его и обслуживающих ее помещений. Сцена отделяется от зрительного зала с портальным проемом, ее перекрытие повышается на 2-3 м для размещения осветительных приборов или значительно повышается для смены декораций, убирающихся к колосникам в сложенном виде или развернутыми на полную высоту. Планировка таких клубных сцен аналогична театральным, но отличается от них более скромными габаритами и более скромными габаритами и более простым оборудованием: в Домах и Дворцах культуры - это декорационные подъемы и вращающийся круг, врезанный в планшет сцены.

Еще боле скромны состав помещений и размеры помещений, обслуживающих клубную сцену. Здесь нет постоянного театрального коллектива, поэтому по сравнению с театром сильно сокращен состав артистических и репетиционных помещений, мастерских, хранилищ, административных и подсобных помещений.

В малых и средних клубах обычно сценические помещения сводят к минимуму, но в планировке здания связывают сцену с клубными группами, чтобы обеспечить возможность использования сценических комнат для клубной работы или при надобности - использовать клубные комнаты как дополнительные помещения сцены.

Экран целесообразно размещать в глубине сцены для того, чтобы все места, начиная с первого ряда, находились в нормальном удалении от экрана. При размещении широкого экрана предусматривается возможность сокращения широко раскрытого портала до нормальных размеров с помощью подъемных или раздвижных щитов.

Комплекс киноаппаратной

К помещениям киноаппаратной относятся:

- Кинопроекционная(как правило на три проектора) и вспомогательные помещения:

- Перемоточная;

- Агрегатная охлаждения кинопроекторов;

- Комната киномеханика;

Киноаппаратная в здании клуба часто оказывается в середине здания без непосредственного выхода наружу. В этом случае должно быть удовлетворено обязательное следующее требование: выход из кинопроекционной и перемоточной должен вести через несгораемый тамбур шириной в 1,2 м наружу или через двойной тамбур в любое помещение клуба вместимостью не более 50 человек.

Фойе. Просторный зал фойе обычно используется в клубах для устройства выставок, детской елки, для гимнастики и для танцев. Поэтому зал фойе делают соответственных пропорций в плане, двусветным или повышенным, с интенсивным естественным освещением. В крупных Дворцах культуры для танцев дополнительно устраивается отдельный танцевальный зал либо используется анфилада залов отдыха, или кулуаров клубной части.

Клубная часть. Во всех клубах, кроме самых малых, помимо возможности удобной изоляции клубной части от зрелищной за пределами вестибюля для их раздельного использования, необходимо внутри клубной части обеспечить относительную изоляцию отдельных групп, чтобы создать хорошие условия работы без взаимных помех. Это относится, прежде всего, к помещениям для работы хореографического, музыкального, хорового кружков и к репетиционным залам. Помещения эти группируют в отдельном этаже или лучше в отдельном отрезке клубного корпуса, заботясь при этом, чтобы и шумные помещения были в известной степени изолированы одно от другого. Иногда репетиционные залы размещают над сценическими помещениями, обеспечивая этим возможность обоюдного использования помещений для работы сцены или кружков.

Клубная часть включает следующие помещения:

- Лекционный зал или аудитория;

- Библиотека (комната абонемента, книгохранилище, лекционный зал, комната персонала);

- Кружковые;

- Кафе;

- Спортзал(раздевалки, комната тренера, склад инвентаря);

- Танцевальный зал;

- Административные помещения;

Группа библиотеки должна иметь непосредственный вход из вестибюля или удобную и кратчайшую связь с ним. Этим обеспечивается удобное обслуживание не только посетителей клуба, но и абонентов, берущих книги на дом. Помещение для каталогов, книжной выставки и выдачи книг располагается смежно с книгохранилищем на пути к читальному залу, который не должен быть проходным. В больших клубах в состав библиотеки входят помещения для комплектования передвижных фондов, удобно связанные с выходом наружу.

Физкультурный зал может располагаться на любом этаже, над любым помещением, при условии хорошей изоляции лежащих под ним помещений от шума. Желательно, чтобы обслуживающие зал душевые находились не над клубными помещениями, а над санитарными узлами или подсобными помещениями.

Группа помещений для отдыха образует обычно пространственный центр клубной части, удобно связанный с театральной частью и со всеми остальными группами клубной части. Иногда группа отдыха располагается на хорах, окружающих фойе театра или выставочный зал клубной части, чтобы возможно шире развить пространственный центр интерьера небольшого здания.

Детская группа состоит из зала для игр, библиотеки и кружковых комнат. Рекомендуется размещать помещения этой группы так, чтобы они имели непосредственный выход из вестибюля или были удобно соединены с ними. Детская группа должна быть достаточно изолирована от остальных групп клуба при сохранении возможности связи с ним, так как в дневные часы школьники пользуются и другими помещениями клуба.

Раздел 4. Архитектурная композиция здания клуба и дворца культуры.

Чем меньше клуб, тем более концентрированным должно быть его внутреннее построение. В малых клубах все помещения группируются обычно вокруг просторного зала фойе. В средних клубах, где количество помещений клубной части еще невелико и недостаточно для создания самостоятельного пространственного центра, но необходима относительная изоляция клубной части от зрелищной, композиция часто строится таким образом, что клубные помещения группируются по второму этажу вокруг двухсветного фойе, без непосредственного доступа в фойе, лежащее на уровне первого этажа.

Существуют различные варианты композиции клубной части, один из них - группировка помещений клубной части вокруг кулуаров, окружающих двухсветный выставочный зал, освещенный верхним светом.

Немалая роль в композиции интерьера принадлежит органической связи его с окружением через витражи и проемы, раскрывающие и сливающие его с внешним, окружающим здание пространством.

Конечная цель архитектурной композиции состоит в том, чтобы придать ему выразительную характеристику значительного общественного здания. Но не менее важно придать интерьеру клуба также черты приветливости и интимности. Сочетание этих двух начал отражается и на внешнем облике здания клуба.

Для современного клуба, как многофункционального здания, характерны следующие типологические черты:

- В социальном аспекте эти здания являются, прежде всего, местом общения;

- Функциональная программа должна включать, кроме клубных, офисные, торговые помещения, информационный центр, рестораны;

- Большое внимание необходимо уделить внешним и внутренним коммуникациям;

- В композиционном аспекте выявляются два подхода: развитая многообъемная композиция, обеспечивающая автономность существования разнофункциональных элементов комплекса; единый объем с выраженным вертикальным зонированием, в котором размещаются все помещения;

- Характерно обращение к «чистым» геометрическим архитектурным формам: сфере, параллелепипеду, пирамиде;

- Планировочная структура отражает внешнюю композицию;

- Гибкое использование пространства;

- Художественный образ должен обладать высокой выразительностью и нести символическую нагрузку.

В настоящее время формируется новый тип клубного здания – деловой клуб. Деловой клуб как принадлежность досуга, с одной стороны, и делового общения, с другой, формируется в результате взаимодействия двух основных составляющих: досуговой и деловой функций. Таким образом, он включает, кроме традиционных для клуба зрелищной и клубной частей, деловую зону, которая содержит развитую группу офисных помещений, комнат для переговоров, конференц-залов, а также свободные пространства универсального назначения.

Раздел 5. Общественные здания. Основные требования к проектированию.

Классификация общественных зданий и сооружений

Здания и учреждения здравоохранения:

· Больницы, диспансеры

· Поликлиники, амбулатории

· Родильные дома, фельдшерские пункты

· Санатории, дома отдыха, пансионаты

Спортивные:

· Стадионы

· Спорткомплексы

· Бассейны

· Катки, лыжные базы, тиры

· Спортивные клубы

Учреждения просвещения:

· Школы, детские сады

· Высшие и средние учебные заведения

Учреждения культуры

· Библиотеки

· Музеи

· Театры, цирки

· Кинотеатры, концертные залы

Организации и учреждения управления и финансирования:

· Суды, прокуратуры

· Банки, сберкассы

Проектные и научные учреждения

· Научно-исследовательские учреждения

· Вычислительные центры

· Архивы

Предприятия торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания:

· Магазины

· Универмаги

· Рынки

· Аптеки

· Рестораны, столовые, кафе

· Парикмахерские

· Дома быта

· Ателье

Предприятия транспорта и связи

· Железнодорожные, речные, морские вокзалы

· Аэровокзалы, автовокзалы

· Почтампы, телеграфы, отделения связи.

Здания классифицируются по этажности, по основному материалу стен, по огнестойкости, по долговечности(I- не менее 100 лет ,II- не менее 50, III степень-не менее 20 лет.)

Планировочные схемы зданий.

Наши рекомендации