Появление и процветание жанра на российском телевидении

Содержание.

1)Введение 3

2) Глава I: Ток-шоу как особый жанр телевизионной журналистики 4

2.1.) Появление и процветание жанра на российском телевидении 4

2.2.) Виды ток-шоу. Различия в драматургии 7

3) Глава II: Драматургия ток-шоу. Главные составляющие 13

3.1.) Особенности подготовки программы 13

3.2.) Ведущий ток-шоу. Актёр драмтеатра? 20

4) Заключение. 26

Список используемой литературы

Введение.

Вот уже на протяжении нескольких десятков лет на телевидении можно увидеть новый жанр, поглотивший зрителя полностью и без остатка – ток-шоу. Едва ли найдётся человек, который за свою жизнь ни разу не переживал вместе с героями программ, не спорил с ними и не прислушивался к их мнению. Несмотря на то, что ток-шоу уже более сорока лет, схема разработки качественных ток-шоу до сих пор твёрдо не установилась. Сказывается недостаток теоретической информации о жанре, вопросах, которые должен задавать ведущий ток-шоу, литературы по технике подготовки. Приходится познавать этот жанр на эмпирическом уровне, накапливая практические навыки и опыт. Отчасти эта проблема существует, потому что драматургия ток-шоу как и телевидение, постоянно меняется. Основанная на общении с людьми, передача в жанре ток-шоу сама как человек. Нет абсолютно идентичных людей. То же самое и с ток-шоу. Продюсеры каналов не устают придумывать всё новые темы, меняют концепцию ток-шоу, привносят что-то из других жанров и убирать лишнее. Однако стремительно меняющийся жанр не теряет свою привлекательность для зрителя и вряд ли эта ситуация изменится в ближайшем будущем. В чем же секрет? Конечно же, в особой драматургии жанра.

Моя цель: разобраться в чём заключается драматургия ток-шоу.

Мои задачи:

- проследить историю ток-шоу и особенности появления жанра в России

- разобраться в видах ток-шоу

- выяснить, как проходит подготовка к передаче

- выявить качества, которыми должен обладать ведущий ток-шоу.

Глава I.

Ток-шоу как особый жанр телевизионной журналистики.

Появление и процветание жанра на российском телевидении.

В течение последнего десятилетия на современном российском телевидении сформировался новый жанр, включающий в себя смесь других жанров общения, развлекательных и информационно-аналитических передач - ток-шоу. Как возник этот жанр?

Ток-шоу, от английского talk-show, означает «разговорное представление». Возник жанр на американском телевидении в шестидесятых годах ХХ века. Его создателем был журналист Фил Донахью. Однажды во время интервью у Донахью закончились вопросы. Он не растерялся и подбежал к одному из зрителей чтобы спросить есть ли у того вопрос к гостю. Вопрос оказался. Так Фил Донахью изобрёл новый телевизионный жанр, представляющий собой треугольник – ведущий, гости, аудитория.

«Впервые программа Донахью появилась на телевизионном канале WHIO-TV, там 1963–1967 годах он работал утренним ведущим и вел ток-шоу в прямом эфире с участием приглашенных в студию гостей. Это была провинциальная телестанция, бюджет выделили мизерный, и заполучить себе гостей из числа звезд Донахью было нелегко. Чтобы привлечь аудиторию, а вместе с ней и тех самых звезд политики и шоу-бизнеса, Донахью решился на принципиальное новшество. Он сосредоточил внимание в своем ток-шоу не на известных личностях, а на скандальных проблемах, которые открыто обсуждал в эфире»[1]. «В конце 80-х гг. благодаря Филу Донахью жанр ток-шоу был настолько популярен, что практически на всех телеканалах США – от крупных, общенационального значения, до мелких провинциальных – появились свои ток-шоу. Донахью вел свои передачи из тюрьмы штата Огайо и из луна-парка Уолта Диснея, с парохода «Миссисипи Квин» и из пятитысячной аудитории, обсуждающей проблему равенства прав мужчин и женщин»[2].

В ситуации негласного соревнования ток-шоу все меньше и меньше уделяли внимание социальным и политическим вопросам и все больше приобретали скандальный характер.

В России создателем жанра ток-шоу считается Владимир Познер, который в 1982 стал партнёром Донахью по телемосту с советской стороны. После этих передач, Познер провел еще десятки различных ток-шоу с участием сотен людей разных национальностей, профессий и возраста.

«Можно утверждать, что жанр ток-шоу в нашей стране имел национальную самобытность, являлся трибуной для обсуждения действительно актуальных вопросов современности. Причем у зрителя сохранялось ощущение, что его голос может быть услышан. «Ток-шоу – одна из самых демократичных форм, которая позволяет обыкновенным людям принимать непосредственное участие в телепередаче. Ее не заменит даже интерактивное телевидение» - говорил Познер.Для современного этапа существования жанра подобное мнение представляется слишком оптимистичным. Во-первых, отечественные ток-шоу уже лишены местного колорита и общественной значимости. Во-вторых, они превратились в заурядные рекламные площадки. Этот процесс наметился в период с 1991 по 1993 годы. Именно в это время возникла проблема экспансии иностранных (в частности, американских) жанров на российских каналах. На экране появились и продолжают появляться в настоящее время ток-шоу, телешоу, «реальные шоу», телевикторины, телеигры «в буквы и слова», телесериалы, западные видеоклипы, эротические программы, «телевизионные магазины» и т.п. Для ток-шоу в их зарубежном варианте этот период стал очень плодотворным в плане появления, завоевания эфирного пространства и зрителей. Появление западных программ было вызвано рядом объективных и субъективных причин. Это и изменения в господствующей идеологии, и в экономике страны, и перестроечные процессы, затронувшие все стороны жизни, в том числе и систему телевещания»[3].
«После августа 1991 г. в России открываются новые политические, экономические и творческие возможности развития всей системы СМИ. Телевидение начинает буквально с нуля, открывая и постигая законы телевизионных жанров, драматургии и телевизионной деятельности в целом. Возникла проблема экспансии иностранных (в частности, американских) жанров на российских каналах. Для подражания западному телевидению использовались любые приносящие успех и экономическую выгоду образцы. Так на российский экран попадают «Колесо фортуны» («Поле чудес»), «Женский вопрос» («Я сама») и др. Одни из сканированных с американского экрана программы прижились и удовлетворяют коммерческие интересы своих авторов, другие дали более низкий рейтинг, чем их иностранные «близнецы».

В первый год своего появления на наших экранах передачи в жанре ток-шоу транслировались исключительно в вечернее время, Во второй половине девяностых годов прошлого века по данным социологических исследований аудитории, ни одно ток-шоу не входило в двадцатку лидеров телепрограмм»[4]. Однако эта ситуация быстро изменилась и вскоре ток-шоу стали занимать значительную часть дневного эфира телевизионных каналов.

Подражая западным аналогам, в отечественные ток-шоу стала просачиваться скандальность. «По коммерческим причинам, дневные ток-шоу превратились в своеобразные «телепосиделки среди дня», под завязку нашпигованные незатейливой рекламой. В самом деле: есть студия с диванами по периметру, приглашаются зрители и знаменитости (в основном от шоу-бизнеса), и совсем уж хорошо для приманки рекламодателей, если ведущие, - тоже знаменитости (не первого ряда, но узнаваемые). При таком понимании жанра и возникли второсортные «Город женщин» и «Большая стирка» (Первый канал), «Страна советов» и «Принцип домино» (НТВ), «Что хочет женщина» и «Короткое замыкание» («Россия»).

С жанром ток-шоу произошла удивительная метаморфоза: пока не было определенных его границ (да и самого термина), в нем присутствовало общественное и духовное напряжение, происходили серьезные открытия, не только творческие, но и социальные.

С изменением социально-политической ситуации в стране жанр ток-шоу стал гулять по всем телеканалам. Побив по количеству передач рекорды, он как-то померк в сознании телезрителей, стал менее значительным, перестал волновать, как прежде, копируя не только их основные признаки (легкость разговора, артистизм ведущего, обязательное присутствие аудитории), но и развлекательность как элемент коммерческого успеха. Многие из отечественных тележурналистов, затевая новую программу и без особых раздумий присваивая ей высокое жанровое наименование, не всегда заботятся о том, чтобы их ток-шоу было жизнеспособным, имело подлинный зрительский интерес, оказалось способным выдержать конкуренцию в эфире»[5].

В настоящее время ток-шоу является одним из наиболее распространенных на отечественном телевидении жанров, как бы ни анонсировалось соответствующая передача. «Задача жанра ток-шоу - активизировать восприятие содержания, заключенного в передаче с помощью формы диспута, острых вопросов, высказывания различных точек зрения. Хитрость же российского ток-шоу заключается в том, что при внешней форме свободной дискуссии, на самом деле зрителям втолковывается какая-нибудь одна единственная, строго ограниченная в своих параметрах позиция»[6].

Ток-шоу может иметь информационные элементы, но, всё-таки, это больше развлекательный жанр. Оно соединяет приемы журналистики и сценические приемы. «И каждый из участников ток-шоу, какова бы ни была его служебная функция внутри программы, одновременно является персонажем с заданной ему ролью.

Высокая степень популярности ток-шоу и эффективность сообщения связываются исследователями со следующими параметрами:

- гибкостью тематического поля программы и включением в него элементов других дискурсивных практик.

- глубокой вовлечённостью адресата в процесс телевизионной интеракции, основанной на акцентуации тех или иных социально значимых мотивов поведения на межличностном, межгрупповом и институциональных уровнях, а также усилении значимости отдельных ценностных ориентиров данного социума»[7].

Наши рекомендации