Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 г.

Отношения “Россия – Запад” в условиях новой геополитической ситуации в мире. Предпочтение во внешней политике РФ продолжало сохраняться за западными странами, в первую очередь США. В 1994 г. ядерные ракеты России и США были перенацелены с объектов на территории друг друга - в ненаселенные районы Земли. В совместной декларации двух стран (Кэмп-Дэвид, 1992 г.) было зафиксировано окончание холодной войны и заявлено, что Россия и США не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В январе 1993 г. между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2).

Согласно Договору, к 2003 г. должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала двух стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным Договором ОСНВ-1. Россия присоединилась также к Конвенции о запрещении химического оружия. С ослаблением позиций РФ в странах Центральной и Восточной Европы российское руководство столкнулось с новой проблемой - расширением НАТО на восток. Российская дипломатия пыталась предотвратить вступление бывших членов ОВД, а также прибалтийских стран в НАТО. Руководство Североатлантического союза, в свою очередь, объявило о “промежуточном” варианте сотрудничества с этими странами - без предоставления статуса полноправного члена НАТО они могли подписать программу “Партнерство во имя мира”. К лету 1994 г. ее

подписали более 20 стран Центральной и Восточной Европы, включая членов СНГ. 22 июня 1994 г. к ней присоединилась Россия. В 1994 г. был ликвидирован КОКОМ - организация, осуществлявшая контроль за торговлей военными и “двойными технологиями” в соцстраны, что оказалось также чрезвычайно выгодным для России. В 1994 г. было принято решение о расширении “семерки” ведущих западных стран за счет России (при этом речь пока идет лишь об участии ее в выработке политических, но не экономических решений). Широкие возможности для равноправного экономического партнерства России с Западной Европой открыло соглашение о партнерстве, подписанное РФ с Европейским сообществом (ЕС) (июнь 1994 г., о. Корфу, Греция). Россия стала полноправным членом Международного Валютного Фонда (МВФ). На Западную Европу приходится 73% нашей задолженности и 80% полученной извне помощи. Кроме того, сегодня 40% российской внешней торговли приходится на ЕС - главного партнера по модернизации страны, в то время как доля Восточной Европы во внешнеэкономических вязях РФ сократилась на 2/3, а объем торговли со странами СНГ с 1991 по 1995 гг. уменьшился с 56 до 20%. Восточное направление выступает на современном этапе важнейшим резервом наращивания внешнеэкономической деятельности РФ. Здесь Россия сохранила прямой выход на мировой рынок, и здесь сосредоточены ее основные, во многом не освоенные экспортные ресурсы. Поэтому особое значение приобретает зона Азиатско-Тихоокеанского региона. В одного из основных торговых партнеров России в этом регионе превратился Китай. Существуют перспективы

для развития традиционного сотрудничества с Индией, Вьетнамом, Кореей. Определенные сдвиги наметились в торговых отношениях с Японией, Южной Кореей, странами АСЕАН (в том числе на рынке вооружений). Хотя в целом восточное направление российской внешней политики остается пока второстепенным.

Россия - СНГ. В сферу стратегических интересов России входят суверенные государства СНГ. Отношения с ними имеют первостепенное значение как в политико-экономической, так и в военной сферах. Однако первые годы независимой России приоритет во внешнеполитической доктрине отдавался странам Запада, а не ближнего зарубежья. Лишь с конца 1995 г. (с приходом в МИД нового министра иностранных дел Е.В. Примакова) наметились некоторые изменения во внешнеполитических ориентирах. В странах СНГ Россия имеет освоенные рынки, где промышленная продукция и технический опыт РФ могут найти наибольший спрос и сбыт. В отношениях со странами ближнего зарубежья российская дипломатия с самого начала столкнулась со многими трудностями: экономическая дезинтеграция, проблема формирования национальных армий и раздела собственности СССР, формирование границ, невыгодный характер экономического сотрудничества в условиях перехода на мировые цены торговли энергоносителями. В отношениях России со многими бывшими республиками СССР остаются нерешенные проблемы. Это качается вопроса о правах проживающего там русскоязычного населения. Кроме того, в 90-е гг. широкое распространение получила вынужденная миграция. Появились беженцы. В

1990-1991 гг. процесс реэмиграции русских стал повсеместным (исключение составляют Украина и Белоруссия). В отношениях с Украиной существует проблема статуса Севастополя и условий раздела Черноморского флота. В долговременной перспективе с учетом российских стратегических интересов экономический союз этих стран оказался более выгоден, чем сепаратизм. В начале 1993 г. был принят Устав СНГ (который подписали лишь 7 стран). Практическим шагом на пути интеграции стало подписание Договора о Содружестве суверенных республик России и Белоруссии (2 апрель 1996 г.). 2 апреля 1997 г. был подписан договор о Союзе России и

Белоруссии, после чего в обеих странах развернулась дискуссия по “Уставу союза России и Беларуси”. Расширение военного сотрудничества в рамках СНГ было подтверждено Договором о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. Развитие этого типа сотрудничества рассматривается как один из важнейших элементов укрепления национальной обороны и безопасности стран СНГ. Однако на сегодня остаются нереализованными многие важные инициативы интеграции стран СНГ, в том числе по проекту евро-азиатского экономического союза, Сообщества Суверенных Республик и др. Разные экономические возможности, социально-политические системы, национальные интересы служат серьезным препятствием на пути провозглашенного Содружества независимых республик.

Итоги. После 1991 года Российская Федерация получила международное признание правопреемницы СССР во внешней политике и подтвердила свою приверженность соглашениям и договоренностям по контролю над вооружениями, решению глобальных международных проблем, общеевропейскому процессу. Новое качество российско-американских отношений явилось движущей силой перемен на международной арене. Переориентация на Запад не привела к совершенствованию торгово-экономических отношений. Россия утратила многие геополитические позиции в мире. Сегодня РФ продолжает оставаться страной высокого инвестиционного риска. Перед ней стоит задача подтверждения роли лидера в рамках СНГ.

Наши рекомендации