Типы прямой полемики. Ее цели и задачи на современном этапе
Всем известна фраза: «Политика – это искусство возможного». Однако даже
на нее, как это часто бывает в нашей неоднозначной реальности, существует два взгляда: пессимистический и оптимистический. Согласно первому – приземленному
и пессимистическому – политика в любом государстве, какой бы искусной она ни была сама по себе, всегда ограничена какими-то возможностями, будь то экономика, география, ресурсы, менталитет элит, восприимчивость социальных страт, расстановка политических сил и т. п. И, стало быть, задача политика – лишь максимально использовать то, что уже дала ситуация: вот тогда он искусен и эффективен.
Но в любом случае возможности политики ограничены, а значит, политика априори уязвима, следовательно ее нужно «защищать». Это оборонительный тип полемики.
Придерживающиеся второго взгляда (назовем его прозорливым и оптимистическим) рассматривают политику как искусство раскрывать возможности, в том числе и скрытые, или создавать новые. Как говорят американцы: open the window of opportunities – «открывать окно возможностей». По сути дела, возможности у такой политики просто не ограничены, ибо она не использует ситуации, а конструирует их. А используется другое – интеллектуальный потенциал субъектов политики: ее лидеров, исполнителей, проводников и участников. И именно в такой политике заложен наибольший творческий потенциал. И именно такой тип политики вовлекает в себя наибольшее число полемистов и заставляет переходить к креативной (или наступательной) полемике.
Сегодня в очень сложный, в первую очередь с экономической точки зрения, период, когда вторая волна мирового кризиса готова смыть последние островки стабильности по всей планете, белорусское общество выходит на новый этап своего развития. В таких условиях востребован креативный путь, т. е. путь создания новых возможностей, естественно, с непременным соблюдением стратегических социальных ориентиров, т. е. интересов всего общества на их стыке с интересами индивида.
В современной ситуации остро востребована креативная (наступательная) полемика, охватывающая разнообразные страты общества.
Цели и задачи идеологической работы в таких условиях должны быть сфокусированы на социальных стратах, хотя и на этом уровне по характеру они остаются такими же, как и на общегосударственном уровне. Их специфика определяется лишь интеллектуальным уровнем и уровнем запросов той или иной страты, с которой общается идеолог-полемист. Таким образом, коммуникативной основой идеологической работы должны стать не только конкретные организационные мероприятия и приемы, а, собственно, ее контент, т. е. наполнение идеологическим содержанием,
и искусство аргументации (подачи, полемики и т. д.). Другими словами, контент, гибко реагирующий на сигналы от адресата. Следует исходить из того, что идеологическая работа в интеллектуальной среде информационного общества, которое мы строим, будет тем эффективней, чем выше будет ее интеллектуальная (идейная) составляющая.
Подобный вид идеологической работы просто не по плечу обычным функционерам – в ней должны быть задействованы подлинные идеологи, выбранные путем скрупулезного отбора, пользующиеся авторитетом, умеющие быстро овладевать вниманием аудитории и обладающие навыками аргументации, в том числе и открытой полемики. Вышеперечисленные качества, если их учитывать при подборе идеологических работников, сами по себе могут стать гарантией от бюрократизации идеологической работы, ее формального выполнения.
Сегодня назрела необходимость в создании республиканского (областного, городского, районного) пула идеологических работников, не только являющихся интеллектуалами, но и умеющими работать с интеллектуалами, в том числе и молодыми. Важны также технологическая диверсификация каналов связи с различными стратами общества (через СМИ, Интернет, явочные дискуссии, конференции и др.)
и, наконец, использование креативной (наступательной) полемики по всем направлениям.