Образование, его значение для личности и общества
Самообразование – знания, умения и навыки, приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Образование– один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.
Принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования
1) признание приоритетности сферы образования;
2) обеспечение права каждого на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, ответственности, уважения закона, прав и свобод личности, патриотизма, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; включение российского образования в мировое образовательное пространство;
5) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных организациях;
6) свобода в образовании согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека и т. д.
7) обеспечение права на образование на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями личности, непрерывность образования; адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
8) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом; информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;
9) демократический, государственно общественный характер управления образованием;
10) равенство прав и свобод участников отношений в сфере образования;
11) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.
Функции образования
* Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т. д.).
* Накопление и хранение культуры общества.
* Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования. Образование – важнейший канал социальной мобильности.
* Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь, молодежи.
* Экономическая – формирование социально профессиональной структуры общества, обеспечение профессиональной ориентации человека.
* Введение социокультурных инноваций.
* Социальный контроль.
Общие тенденции в развитии образования
1) Демократизация системы образования (образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются).
2) Рост продолжительности образования (современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения).
3) Непрерывность образования (в условиях научно технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии).
4) Гуманизация образования (внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям).
5) Гуманитаризация образования (повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе: экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний).
6) Интернационализация процесса образования (создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем).
7) Компьютеризация процесса образования (использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба).
Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, устанавливаемые университетами; образовательные программы различного вида, уровня и направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогические работники, обучающиеся и их родители (законные представители);
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, создаваемые ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие научно методическое, методическое, ресурсное и информационно технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
Образование подразделяетсяна общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование на протяжении всей жизни (непрерывное образование).
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни образования:1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; 6) высшее образование – бакалавриат; 7) высшее образование – подготовка специалиста, магистратура; 8) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живет, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.
Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т. д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.
С учетом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
Согласно Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
Религия
Религия- понятие многогранное. Существуют разные трактовки:
· Убежденность в присутствии Божественного среди окружающего мира
· Причина к образованию общностей - некая система общих ценностей и взглядов
· Способ удовлетворения духовных потребностей человека.
Можно выделить два противоположных подхода на тему происхождения религии как таковой: теологическийиматериальный. Приверженцы первого утверждают, что религия - последствие непосредственного отношения человека к сверхъестественному, к Богу. В то время как материалисты убеждены: религия есть не что иное, как продукт деятельности человеческого сознания в условиях отсутствия возможности рационального познания; первобытный человек был целиком подвластен окружающему миру и только поступательно осваивался, потому и отождествлял природу со сверхъестественным.
Религия является религией в случае, когда соблюдены структурные компоненты:
· Беспрекословное принятие существования сверхъестественного
· Организованное поклонения- культ, специализированное средство культа (к примеру, храм), наличие методов определения культа (то есть молитв, песнопений, богослужений)
· Соответствующий религии образ жизни, желание создать согласованность между собственной жизнью и требованиями сверхъестественных сил
Религия такой, какой представляют её современные люди, возникла не сразу. Предварительно религия прошла через следующие формы:
1. Тотемизм. Почитание какого-либо животного или растения как покровителя или предка; отождествление внутреннего мира человека с животным или растением.
2. Фетишизм. Представители это религиозного течения превозносят некий предмет , перед этим приписав ему ряд магических свойств (способность влиять на ход событий, лечение и т.п.)
3. Анимизм. Вера в существование духов или души природы.
Подобные религии практически ушли в прошлое, оставшись там, где до сих пор сохраняется родоплеменной строй общества. Что же касается сегодняшнего дня, существуют три мировые религии: буддизм, христианствоиислам, выделившиеся в силубольшого количества последователей(больше 1 млрд), космополитизма(межэтнического характера), эгалитарности(равенства всех людей перед религией) и прозелитизма(бурной пропагандистской деятельности).
Буддизм | Христианство | Ислам | |
Возникновение | VI-V века до н.э. | I век н.э. | 610 год н.э. |
Место возникновения | Индия | Восточная часть Римской империи — Палестина | Аравийский полуостров |
Центральная личность | Сиддхартх Гаутама – Будда. | Иисус Христос | Пророк Мухаммед Бог - Аллах |
Учения | «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды) | Библия, Ветхий и Новый заветы | Коран – главная книга Сунна – сборник рассказов о жизни пророка Шариат – свод правил поведения |
Основные религиозные здания | Дацан, дуган | Церковь | Мечеть |
Основные символы | Колесо закона, Будда | Православный и католический кресты | Звезда и полумесяц |
Отношение к труду | Труд как средство самосовершенствования | Труд во имя высшей цели, максимальная отдача в короткий срок | Труд ставится в почет, воспринимается как средство для развития |
Особенности учения | Жизнь и страдания не разделимы по причине низменных желаний людей, поэтому суть религии – избавиться от земных страстей и следовать путем спасения, чтобы достичь Нирваны; перерождение души. | Существование загробной жизни (рай и ад); молитвы, крещение; культ икон и святых; индульгенция. Деление на православие, католицизм и протестантизм. | Вера в бессмертие души; большое значение обрядности (совершение намаза, паломничество в Мекку, пост в месяц рамадан) |
Численность и распространение на сегодняшний день | По разным оценкам от 400 до 1300 миллионов верующих. Южная, Юго-Восточная и Восточная Азии. В России: Бурятия, Калмыкия, Тува. | 2.3 миллиарда человек по всему миру (почти везде, кроме Северной Африки и Азии) | 1 миллиард Южная и Юго-Восточная Азия, Северная Африка. Государственная религия в Египте, Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Пакистане и др. |
На сегодняшний день помимо мировых религий существуют религии национально-государственного уровня. Примером могут служить: иудаизм(Израиль), индуизм(Индия), конфуцианство(Китай), синтоизм(Япония)
Особенностирелигии заключаются в следующем:
1. Зачастую выступает основным фактором формирования мировоззрения
2. Подразумевает моральные и юридические нормы, невыполнение которых влечёт за собой осуждение
3. Включает в себя веру в богоугодность деятельности лиц, приближённых к Богу и принятие ритуала как спасительного средства
Функции религии:
Функция | Содержание | Пример |
Мировоззренческая | Формирует мировоззрение человека, систему его взглядов и ценностей | С принятием христианства, Виктор стал чаще помогать бездомным и бедным. |
Регулятивная | Регулирует отношения людей в рамках общества | Василий хотел бы убить Руслана, но не может, поскольку это противоречит догмам его религии. |
Культурная | Положительно сказывается на развитии культуры страны | Первые художественные произведения в России - иконы. |
Функция интеграции/ дезинтеграции | Объединяет/разъединяет людей с общими/различными взглядами на предмет религии | Католик Иван обожает свинину, в то время как его друг мусульманин Арслан не ест свинину ни при каких условиях, следуя религии. Иван и Арслан не ходят вместе в рестораны. |
Коммуникативная | Открывает каналы общения: верующие между собой и верующих со сверхъестественным | В церкви Григорий познакомился со своей будущей женой Ангелиной. |
Психотерапевтическая (компенсирующая) | Компенсирует ограниченность людей касательно изменения условий их существования | Ирина сильно переживала за поступление своей дочери Вероники, но она помолилась и переживания пропали. |
В рамках темы Религия также следует рассмотреть понятие «секта».
Секта– это обособившаяся от основного религиозного направления группа. Секта способна как противостоять основой религии, так и отделяться в силу наличия собственных традиций и существовать независимо.
Искусство
Существуют два понимания значения этого понятия. Одно из них трактует искусство как синоним слова «мастерство», то есть профессиональный уровень навыка в какой-либо сфере деятельности. В обществознании же принято определять искусство как форму познания окружающего мира, выраженную в виде отражения действительности в художественных образах.
Предметом искусства называют окружающий мир и отношение к нему человека.
Основная цель искусства – осуществление познания действительности, однако кроме этого искусство направлено на удовлетворение эстетических потребностей.
Эстетика– наука, связанная с эмпирическим уровнем познания, главная задача которой – постижение и создание прекрасного. Иными словами, эстетика – наука о прекрасном и безобразном.
Функции искусства:
Функция | Содержание |
Познавательная | Расширяет познания человека о действительности |
Коммуникативная | Объединяет людей в общности или группы |
Эстетическая | Создает понятие о красоте и стандартах, эталонах |
Гедонистическая | Удовлетворяет потребности человека в прекрасном |
Терапевтическая (компенсирующая) | Компенсирует нехватку совершенства в окружающем мире, способствует восстановлению душевного равновесия |
Нравственная | Формирует мировоззрение человека, его личность; воспитывает в человеке понятие о моральных ценностях |
Искусство включает в себя такие виды, как: живопись, скульптура, музыка, театр, кино, фотография, архитектура, танец и т.п.
И существует в следующих формах: картина, памятник, романс, спектакль, кинокартина, то есть в форме художественного произведения.
Мораль
Мораль– форма общественного сознания, определяемая совокупностью норм и убеждений на предмет поведения человека в обществе.
Структура морали строится на следующих составляющих:
· Нормы поведения (эгоизм, взаимопомощь, коллективизм)
· Личностные качества(благожелательность, верность, отзывчивость и т.п.)
· Моральные ценности (человеческое предназначение, стремление к свободе и осознанию жизни)
· Общепринятые категории морали (долг, совесть, добро, справедливость)
Мораль берет начало из таких исторических форм, как:
1. Табу(характерно для родоплеменного строя общества) – строжайший, безапелляционный запрет. Например, на смешение крови или убийство в рамках одного рода.
2. Обычай– принятая большинством деятельность, возможная в конкретных обстоятельствах в определенном обществе.
3. Традиция– некая норма поведения, предполагающая формы деятельности, осуществимые в конкретных обстоятельствах в определенном обществе (в отличии от обычая может быть индивидуальной, семейной).
Нормы современной морали.
Центральные функции морали:
Функции | Объяснение | Примеры |
Регулятивная | Обеспечивает регуляцию общественных отношений, взаимодействие человека и общества. | Владимир не отбирает конфеты у маленьких детей, потому что дети – это цветы жизни и их нельзя обижать. |
Мотивационная | Служит побудительным условием к совершению поступков. | Людмила остановила драку в школьном коридоре, потому что драться в школе - нельзя. |
Ценностно-ориентировочная | Задает определенные ориентиры желаемого поведения, к которым человек стремится. | Однажды в автобусе Павел не уступил место старушке, после чего стал объектом общего презрения. С тех пор Павел всегда уступает место старушкам. |
Воспитательная | Формирует принципы и нормы поведения у человека. | Алексей уступает место пожилым людям в общественном транспорте. |
Прогностическая (координационная) | Позволяет предсказывать возможное поведение людей в обществе (позволяет согласовывать и координировать действия людей). | Жена Аня уверенно кричала на своего мужа Андрея, так как знала, что мораль не позволит Андрею ударить её. |
Следует отличать мораль от нравственности. Мораль – это совокупность принятых большинством норм поведения, в то время как нравственностьпредставляет собой степень усвоения личностью моральных ценностей.