Особенности российской избирательной системы
Под избирательной системой в РФ понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Гос-ной Думы Федерального Собрания РФ (ГД ФС РФ), в органы гос-ной власти субъектов РФ, а также в органы местного самоупр-я.
Современная избирательная система России очень молода.
Выборы президента РФ поводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию страны, по мажоритарной системе.
Выборы депутатов ГД ФС РФ проводятся по пропорциональной системе. Предусматривавшийся ранее действовавшей редакцией ФЗ "О выборах депутатов ГД ФС РФ" минимальный порог явки в размере 25 процентов от общего числа зарегистр-ных избирателей был отменен (ФЗ от 26.04.2007 года N 64-ФЗ), а электоральный барьер повышен с 5 до 7 процентов. Распределение депутатских мандатов между партиями, выдвинувшими списки кандидатов, производится на основе квотного метода.
Согласно Конституции РФ избирательное зак-во относится к современному ведению РФ и ее субъектов. Это означает, что при выборах в свои органы гос-ной власти субъекты Федерации обязаны соблюдать федеральное зак-во о выборах и в то же время самостоятельно принимать такие законы. Такое решение вопроса, с одной стороны, обеспечивает известное единообразие избирательных систем Федерации и ее субъектов, а с другой – порождает различия в избирательных системах субъектов Федерации. Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя. Не лишено основания утверждение о том, что в РФ действуют одна федеральная избирательная система и 89 избирательных систем субъектов Федерации. К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоупр-я.
Выборы в органы гос-ной власти субъектов РФ и органы местного самоупр-я проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа гос-ной власти субъекта РФ и органа местного самоупр-я проводятся на основе федерального закона.
Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Встречаются как мажоритарная система абсолютного большинства (одномандатные округа, образуемые на основе единой нормы представительства), так и пропорциональная система. Весьма часты и смешанные системы, когда одна часть депутатов избирается на основе мажоритарной, а другая – на основе пропорциональной системы. Напр., выборы в Московскую областную Думу проводятся по одномандатным избирательным округам, в кот-х избирается 25 депутатов. В Свердловской области одна из палат Законодательного собрания – областная Дума избирается на основе системы пропорционального представительства по общеобластному избирательному округу, а выборы во вторую палату – палату представителей осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства по избирательным округам на территории области. Таковы особенности, присуще различным избирательным системам субъектов Федерации по выборам депутатов представительных органов гос-ной власти.
Выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводятся в двух основных формах: самим населением и законодательными органами субъектов Федерации. Система избрания глав администраций населением во многом напоминает систему избрания Президента РФ: предусматривается избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и пр.
Выборы в органы местного самоупр-я регламентируются как ФЗ, так и законодательными актами субъектов Федерации. В соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоупр-я в РФ” представительный орган местного самоупр-я и глава муниципального образования избираются гражданами на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. ФЗ были утверждены Общие положения о выборах в органы местного самоупр-я, на основе кот-х субъекты Федерации ввели конкретные избирательные системы на местном уровне. Обычно для признания выборов состоявшимися требуется участие не менее 25 процентов зарегистр-ных, а избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем его соперник (мажоритарная система относительного большинства). Допускается и безальтернативное голосование, но в этом случае единственный кандидат для своего избрания должен получить более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах. Если же субъект РФ не принял закон о выборах в органы местного самоупр-я, то порядок таких выборов регулируется ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоупр-я” от 26 ноября 1996 г. и прилагаемым к нему Временным положением.