Предостережение о недопустимости нарушения закона

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Протест на противоречащий закону правовой акт приносится в орган или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменном виде. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует об этом Президента Российской Федерации.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель объявляет в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. Объявляется предостережение в письменной форме должностному лицу. В случае неисполнения требований должностное лицо может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ст. 25 Закона о прокуратуре).

При осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в качестве самостоятельного направления надзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде общей юрисдикции или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенное нарушение. Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор может использовать и другие полномочия, которыми он наделен применительно к надзору за исполнением законов (ст. 27 Закона о прокуратуре).

Предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Указанное направление прокурорского надзора охватывает две сферы деятельности: уголовно-процессуальную, осуществляемую органами дознания и следователями независимо от их ведомственной принадлежности, а также оперативно-розыскную. Последняя относится к компетенции оперативных подразделений милиции, учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, следственных изоляторов. Федеральной службы безопасности, Федеральной службы налоговой полиции, таможенных органов РФ, Федеральной службы охраны РФ, Службы внешней разведки РФ.

Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия установлены уголовно-процессуальным законодательством. К наиболее важным их них относятся следующие:

- право на отмену незаконных и необоснованных постановлений;

- право на истребование и проверку уголовных дел, материалов и иных сведений о совершенных преступлениях;

- право давать следователям, дознавателям и органам дознания письменные указания;

- право поддерживать ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или санкционировать применение залога;

- право поддерживать ходатайства о производстве некоторых следственных действий;

- право давать согласие на прекращение уголовного дела по некоторым основаниям, предусмотренным УПК РФ;

- право продлевать сроки следствия и дознания;

- право возвращать уголовное дело со своими письменными указаниями для продолжения предварительного расследования;

- право утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт, постановление о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера.

Полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, заметно уже. Прокурор может требовать представления ему оперативно-служебных документов, явившихся основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Прокурор вправе давать оперативно-розыскным органам указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователей, или по которым он сам ведет расследование. Кроме того, прокурор на основании ст. 6 Закона о прокуратуре может требовать прекращения незаконных и необоснованных оперативно-розыскных мероприятий или отмены постановлений (о завершении или прекращении дел оперативного учета и др.), признанных им не соответствующими закону. При осуществлении надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности прокурор использует и ряд других полномочий, общих для всех направлений надзорной деятельности: вносит представления, опротестовывает акты, принятые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, требует проведения проверки вышестоящими органами состояния законности. Предметом следующего вида прокурорского надзора являются:

- законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

- законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении этого надзора прокурор вправе:

- посещать в любое время указанные выше органы и учреждения;

- опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами.

Прокурор имеет право требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации соответствующих органов и учреждений, требовать объяснения от должностных лиц; вносить протесты и представления.. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается.

Полномочия прокуроров в полном объеме реализуются и при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами.

Кроме надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, органы прокуратуры осуществляют еще ряд функций. Согласно Закону о прокуратуре эти функции состоят: в уголовном преследовании; в участии прокуроров в рассмотрении дел судами; в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Уголовное преследование осуществляется органами прокуратуры в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Под уголовным преследованием необходимо понимать возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, а также действия прокуроров, направленные на обеспечение неотвратимости ответственности лиц, виновных в совершении преступлений (дача указаний о возбуждении уголовных дел в отношении конкретных лиц, применении к ним мер пресечения, направлении дел с обвинительным заключением в суд и т. д.), на стадии предварительного расследования, а также поддержание государственного обвинения в судах.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами охватывает два аспекта его деятельности. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор участвует в качестве государственного обвинителя, и в этих случаях он осуществляет функцию уголовного преследования. Государственный обвинитель принимает участие в судебном следствии (допросах подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании документов, вещественных доказательств, заключений экспертов). В судебных прениях он выступает с обвинительной речью, в которой дает оценку собранным доказательствам, высказывает свое мнение о доказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, квалификации преступления, наказании и по другим вопросам, которые предстоит решить суду при постановлении приговора.

Участие прокурора в судебном рассмотрении гражданских дел имеет целью защиту прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства. Прокурор обладает правом знакомиться с материалами гражданского дела, принимать участие в исследовании доказательств, представлять доказательства суду, давать заключения, с точки зрения закона, по существу рассматриваемого дела.

После постановления приговора, вынесения иного решения судом по уголовному или гражданскому делу прокурор, если он приходит к выводу, что допущена судебная ошибка, обязан принять меры к ее устранению. В этих целях прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест (представление) на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест (представление) только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест (представление) в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Решение судьи по делу об административном правонарушении также может быть опротестовано прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями. Протест на решение, приговор, определение или постановление суда до начала его рассмотрения судом может быть отозван прокурором, принесшим протест.

Функция координации работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью преследует цель добиться (при организующей роли органов прокуратуры) согласованности усилий по предупреждению и раскрытию преступлений, обеспечению неотвратимости ответственности за совершение уголовно наказуемых деяний. В координационных совещаниях по проблемам борьбы с преступностью участвуют руководители органов прокуратуры, внутренних дел. Федеральной службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции.

По сложившейся практике руководители судебных органов в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью не участвуют. Суды занимают в системе правоохранительных органов особое место, определенное тем, что по Конституции Российской Федерации они являются носителями судебной власти. Решения координационных совещаний носят рекомендательный характер и не могут влиять на судебную практику по уголовным делам, например, в виде рекомендаций по ужесточению наказаний к лицам, совершающим преступления, рост которых наблюдается в районе деятельности участников совещания.

Координационные совещания готовятся руководителями органов прокуратуры на основе анализа статистических и иных данных, характеризующих динамику и структуру преступности, деятельность по обнаружению, раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений. Инициатором рассмотрения тех или иных вопросов на координационном совещании может быть не только прокурор, но и руководитель любого другого правоохранительного органа, участвующего в борьбе с преступностью.

Наши рекомендации